Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный этап эксперимента



2019-07-03 321 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.

 


Таблица 10 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы

Имя ребенка

 Методики

Общий балл

 Уровень развития

 1  2  3
1. Даша Я. 2 1 7 10 низкий
 2. Алена Д. 3 2 9 14 средний
 3. Таня М. 3 3 14 20 высокий
 4. Саша Д. 2 2 9 13 средний
 5. Оксана Л. 3 2 11 16 средний
 6. Андрей Г. 2 2 8 12 средний
 7. Андрей И. 2 2 8 12 средний
 8. Сергей Л. 2 2 9 13 средний
 9. Настя Ф. 1 1 6 8 низкий
10. Марина П. 3 3 14 20 высокий

 

Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился: высокий уровень получили 2 ребенка; средний уровень – 6 детей; низкий уровень – 2 ребенка. Но для точного выяснения необходимо применить методы статистической обработки результатов эксперимента.

 

Таблица 11 Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы

Имя ребенка

 Методики

Общий балл

 Уровень развития

1 2 3
1. Настя Д. 3 3 14 20 высокий
 2. Антон С. 2 2 7 11 средний
 3. Миша А. 2 2 9 13 средний
 4. Катя К. 3 2 9 14 средний
 5. Саша Т. 2 2 10 14 средний
 6. Маша К. 3 2 8 13 средний
 7. Миша П. 2 2 9 13 средний
 8. Семен С. 3 2 12 18 высокий
 9. Настя К. 2 2 8 12 средний
10. Лена С. 3 2 14 19 высокий

Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:

высокий уровень показало 3 детей;

средний уровень - 7 детей.

Для выявления значимости и достоверности полученных результатов необходимо провести статистический анализ данных.

Выявить различия между выборками детей можно с помощью U-критерия Манна – Уитни. Он определяет, насколько велика зона совпадения между двумя рядами значений. Чем меньше значение U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента.

Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 12.

 

Таблица 12 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе

 Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня  Ранг Показатель уровня  Ранг
 20 (18)  19  20 (20)  19
 18 (17)  17  20 (19)  19
 14 (14)  14,5  16 (16)  16
 13 (11)  12  14 (15)  14,5
 12 (8)  9  13 (13)  12
 11 (7)  6,5  13 (12)  12
 11 (6)  6,5  12 (10)  9
 10 (4)  4,5  12 (9)  9
 9 (3)  3  10 (5)  4,5
 8 (1)  1,5  8 (2)  1,5
 ∑  93,5  ∑  116,5

 

Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле

 

∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

 

Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

 

∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

 

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

 

U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

 

n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

 

U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116,5 = 38,5

 

По таблицам найдем критическое значение для n.

 

U кр. = 27 (р ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

 

U эмп. = 38,5 , поэтому можно говорить о том, что уровень развития связной монологической речи детей на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп.> U кр.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента

Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 13.

 

Таблица 13 Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе

 Контрольный этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента

Показатель уровня  Ранг Показатель уровня  Ранг
 20 (19)  19,5  20 (20)  19,5
 17 (16)  16  19 (18)  18
 12 (9)  8,5  18 (17)  17
 12 (8)  8,5  14 (15)  14,5
 12 (7)  8,5  14 (14)  14,5
 10 (5)  5  13 (13)  12
 9 (4)  3,5  13 (12)  12
 9 (3)  3,5  13 (11)  12
 8 (2)  1,5  12 (10)  8,5
 8 (1)  1,5  11 (6)  6
 ∑  76  ∑  134

 

Общая сумма рангов: 76 + 134 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле

 

∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

 

Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

 


∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

 

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

 

U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

 

n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

 

U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 134 = 21

 

Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

 

U кр. = 27 (р ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

 

Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень развития детей на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе.

Статистическая обработка результатов эксперимента позволяет сделать вывод:

. уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы на контрольном этапе не превышает уровня на констатирующем этапе;

. уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе превышает уровень на констатирующем.

Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста целесообразно развивать при помощи сказки.

Повторная диагностика детей позволила сделать вывод о том, что уровень развития словесно-логического мышления повысился и в контрольной, и в экспериментально группе. Но статистическая обработка результатов эксперимента показала, что уровень развития детей контрольной группы на контрольном этапе не отличается от уровня на констатирующем этапе.

Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы на контрольном этапе статистически выше, чем на констатирующем.


Заключение

 

Владение связной монологической речью – высшее достижение воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Данная работа является попыткой разработать и оптимизировать процесс овладения ребенком словесно-логическим мышлением при помощи сказки.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать, что сказка благоприятно влияет на развитие словесно-логического мышления старших дошкольников. Разработанные и проведенные занятия подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что сказка является эффективным средством развития словесно-логического мышления.

Проведенное исследование показало, что чтение, проведение бесед, пересказывание и сочинение сказок незаменимы при условии, что они содействуют повышению не только речевой, но и познавательной, и художественной деятельности детей.

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.


Список литературы

 

1. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. //Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. – С.79-84.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. – 176с.

4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.

5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

6. Гольцер С.В. Методическое пособие по детской литературе. Ч.1.: Истоки детской литературы. – Екатеринбург: Издательство Т.И.Возяковой, 2004. – 72с.

7. Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.

8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника. – М.: Педагогика, 1972. – 150с.

9. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160с.

10. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.34-41.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

12. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 358 – 369.

13. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.

14. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 223 – 226.

15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.

16. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. – 240с.

17. Нам весело. / Сост. Ф.М.Орлова, Е.Н.Соковнина. - М.: Просвещение, 1973. – 207с.

18. Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. – 96с.

19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.1. – 576с.

20. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – 304с.

21. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.

22. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 319 – 331.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488с.

24. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.

25. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи дошкольников.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 434 – 439.

26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.

27. Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5. – С.111-123.

28. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.

29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 287с.



2019-07-03 321 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)