Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Законодательные и методические материалы



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
I. Законодательные и методические материалы 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 2

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)

  2003 2004 2005
Все население 100 100 100
В том числе со средним доходом в месяц, руб. .:до 1000,0 12,4 6,6 3,3
1000,1-1500,0 14,9 10,4 6,5
1500,1-2000,0 14,3 11,7 8,5
2000,1-3000,0 21,7 20,9 17,8
3000,1-4000,0 13,5 15,2 15,2
4000,1-5000,0 8,2 10,5 11,8
5000,1-7000,0 8,2 12,0 15,4
Свыше 7000,0 6,8 12,7 21,5

 

Данные таблицы 2 позволяют судить о численности различных доходных групп населения и дают возможность произвести разбивку на более крупные группы, лучше всего по их соотношению с прожиточным минимумом.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ – в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ – в субъектах РФ.

Начиная с I квартала 2004 г. расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.

В 2003 г. средний прожиточный минимум составлял 2112 рублей. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ, в III квартале 2003г. составила 31,2 млн. человек (21,9% от общей численности населения). В 2005 году правительство установило официальный прожиточный минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2004 года он оказался весьма скромным - в среднем 2459 руб. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так: для трудоспособного населения - 2474 руб., для пенсионеров - 1709 руб., для детей - 2320 руб. По сравнению с третьим кварталом 2005 года прожиточный минимум вырос всего на 316 руб.- примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2005 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.

Рассмотрим по таблице 3 расчетные сопоставления по уровню жизни между работающими, пенсионерами и детьми по данным за 2000-2005г., используя показатель соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по каждой из названных категорий граждан. Если учитывать написанное выше, что в 2000 г. среднедушевой денежный доход по всему населению составил 2288 рублей и прожиточный минимум – 1210 рублей, то усредненный уровень жизни может быть оценен в процентах как отношение 2288:1210, или приблизительно 181,2%. В 2001 г.-3075:1500, что приблизительно равно 205 %. В 2002 г-219% , в 2003-243 %, и, наконец, в 2004 году-254 %. Детский прожиточный минимум был равен в 2000 году 1208 рублей, а значит уровень жизни ребенка равен 181,5%. В 2004 - 253,5 %. Наконец, уровень жизни пенсионера в 2000 году равнялся среднему размеру пенсии, деленному на его прожиточный минимум, или 76,3%. В 2004 году – 117 %. Имеются данные о распределении общего объема денежных доходов населения по 20%-м группам (таблица 3).

Таблица 3

Распределение общего объема денежных доходов населения России в 1992-2003 гг. (в процентах)

Денежные доходы - всего 1992 100 1995 100 1998 100 1999 100 2000 100 2001 100 2002 100 2003 100
В том числе по 20-процентным группам населения: Первая (с наименьшими доходами)   6,0   6,1   6,0   6,0   5,8   5,6   5,6   5,6
Вторая 11,6 10,7 10,5 10,4 10,4 10,4 10,4 10,3
Третья 17,6 15,2 15,0 14,8 15,1 15,4 15,4 15,3
Четвертая 26,5 21,7 21,5 21,1 21,9 22,8 22,8 22,7
Пятая (с наибольшими доходами) 38,3 46,3 47,0 47,7 46,8 45,8 45,8 46,1

 

Построим кривую Лоренца (приложение 1), которая иллюстрирует усиление неравномерности в распределении общего объема денежных доходов. Так, наиболее обеспеченная группа населения сконцентрирована в 2003 г. 46,1% против 45,8 % в 2002 г., а доля наименее обеспеченной группы в общем доходе оставалась прежней на протяжении с 2001 по 2003 года, и составила 5,6 %.

Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2005 г. номинальная начисленная заработная плата одного работающего составила 7200,7 рублей. Реальный уровень оплаты труда по сравнению с 2004 г. вырос на 36%.

По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня среднемесячной заработной платы в различных отраслях экономики. В 2005 г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников кредитования, финансов, страхования, транспорта, промышленности, строительства и управления. Наименьшую заработную плату имели работники образования, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, общественного питания. Средняя начисленная заработная плата в феврале 2006 г., по предварительным данным, составила 9106 рублей и по сравнению с февралем 2005г. возросла на 21,2%.

При этом начисленная заработная плата во многих предприятиях выплачивается несвоевременно. Задолженность по заработной плате на конец 2005 г. составила 21056 млн. рублей против 30764 млн. рублей на декабрь 2004 г. Самая высокая задолженность была в промышленности (7551 млн. рублей) и в сельском хозяйстве (5780 млн. рублей).

Еще одним показателем уровня жизни населения является уровень бедности.

В 2005 г. бедность основной части населения, по-прежнему оставалась главной социальной проблемой страны.

Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На рисунке 1 приведена динамика этого показателя за годы реформ, из которой следует, что в течение прошедших 12 лет наблюдались заметные колебания индекса. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное снижение, однако его объяснения не следует искать в особенностях социально-экономической политики или значимых институциональных изменениях. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.

 


Рис.1 Официальные оценки уровня и глубины бедности на основе макроэкономических данных

 

В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, как уже отмечалось, именно в этом году, в 2005, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения.

Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Представленные на рисунке 2 данные иллюстрируют тот факт, что для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.

Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйства сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность. Посмотрим на рис.2, где изображено распределение бедных домашних хозяйств по уровням дефицита дохода, проценты от прожиточного минимума.

 


Рис. 2 Распределение бедных домашних хозяйств по уровням дефицита дохода, проценты от прожиточного минимума

 

Таким образом, масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи и благоприятные изменения в области доходов населения в 2005 г., являются по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень жизни из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

Значительный потенциал малооплачиваемости и тесно связанный с ним потенциал безработицы, так или иначе, трансформируется в широкомасштабную бедность. В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности – прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости.

Подведем итоги – бедность в России стала массовой – треть населения (29.1%), находящегося за чертой бедности, что не идет ни в какое сравнение с ситуацией 1990г.-1.6% (2,3млн. человек). Такова социальная цена, которую заплатило общество за сложившийся тип экономических реформ. И она непомерно высока: если падение производства составляет в среднем 2 раза, реальных доходов на треть, то абсолютный показатель бедности вырос в 20 раз. Если за 1992 -2005 г. средний рост потребительских цен Госкомстат РФ определяет в 19 тыс. раз, то заработная плата, в том числе минимальная, на порядок меньше.

Еще одним важным показателем уровня жизни населения является расходы.

Денежные расходы населения – это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводиться различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости представленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наемными работниками и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).

Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные) [2, с.32].

Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов.

Под влиянием доходных организаций и динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров между группами населения с различным уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в состав той или иной группы продовольственных товаров.

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения.

Анализ статистических материалов показывает, что в период с 2000 по 2004г. в России значительное число учреждений здравоохранения сократились с10,9 тыс. в 2001г. до 10,3 тыс. в 2004 году, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, наоборот увеличилось с 21,1 тыс. до 21,4 тыс. в период с 2001 по 2004 года. Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось с 15,8 тыс. до 16,0 тыс. в период с 2001 по2002 г., уменьшилось с 16,0 тыс. до 15,3 тыс. – с 2002 по 2004г. Число фельдшерских пунктов увеличилось с 44,7 тыс. до 43,9 тыс. в период с 2001 по 2004 г. (см. таблицу 8 [8, с.175-177]).

 

Таблица 8 Основные показатели здравоохранения (на конец года)

  2001 2002  2003  2004
Число больничных учреждений тыс.  10,9  10,7  10,6  10,3
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс.  21,1  21,3  21,3  21,4
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс.  15,8  16,0  15,9  15,3
Число фельдшерских пунктов тыс.  44,7  44,6  44,3  43,9

 

За 4 года число больниц уменьшилось на 0,6 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,3 %, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий уменьшилось на 0,5 %, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,8 %.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2003 г. насчитывалось 31% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2004г. в области построено за счет всех источников финансирования 50,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2003 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения.

И на основании проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг ещё совершенства, и нужно искать пути, как его повысить.

 

3. Основные направления повышения уровня жизни населения России

 

Сейчас очень много говорят об уровне жизни населения, о качестве жизни, Президент дает установки повысить уровень жизни. Чтобы решить существующие проблемы в этой сфере, следует разобраться в этом понятии, знать, из чего оно состоит, и на основе этих знаний создавать программы повышения уровня и качества жизни.

Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную экономическую политику, государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается.

Эти показатели можно разделить в широком смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции. Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т. д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связаны, и изменение одного повлечет за собой изменение другого. Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится. Необходимо повышать уровень здоровья населения путем финансирования области здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо заботится об обеспечении сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, о постоянном повышении квалификации и о переподготовке кадров.

Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды, особенно в наши дни.

Показатели материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Это могут быть меры по снижению безработицы, повышению уровня занятости населения путем создания благоприятных условий труда, сохранения длительной трудоспособности (снижение смертности, повышение уровня здоровья населения). Обязательны поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, который так остро стоит сегодня. Этого можно добиться, усовершенствовав систему ипотечного кредитования, которая начала развиваться в нашей стране.

Если уделять достаточно внимания образованию и культуре населения, можно значительно повысить уровень жизни. Многие родители просто не могут оплатить дорогостоящее в наши дни высшее образование, которое постепенно переходит на коммерческую основу, а государство на это закрывает глаза. Необходимо сократить количество ВУЗов, обеспечивающих некачественное коммерческое образование, и сделать доступным для простых ребят бюджетную форму обучения.

Правильно проводимая экономическая и социальная политика, снижение уровня коррумпированности современных чиновников поможет России повысить уровень и качество жизни населения.

Повышение качества жизни граждан России, восстановление на этой основе численности населения державы становится главным государственным приоритетом.

 За последние пять лет экономика России выросла на 40%, и давно уже пришла пора каждому почувствовать сей статистически впечатляющий рост на своем собственном житье-бытье. Увеличение реальных доходов населения, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала».

Здравоохранение. В “плачевном состоянии” находятся у нас в стране муниципальные сети здравоохранения. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов; повысить заработную плату медицинским работникам; обеспечить подготовку участковых врачей и врачей общей практики; обновить автопарк “скорой помощи”, включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Образование. Граждан необходимо не только хорошо лечить, но и хорошо учить. Для этого нужно выделить значительные суммы на приобретение вузами и школами, активно внедряющими инновационные образовательные программы, лабораторного оборудования, программного обеспечения. Эти деньги должны пойти также на модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей.

Строительство и ЖКХ. От качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей.

Особое значение следует придавать ипотеке – кредитам на покупку жилья под залог самого этого жилья. Это особенно важно для молодых семей, которые просто не в состоянии полностью заплатить наличными за приобретаемую квартиру. Особый вопрос – значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе.

Размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.

Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни. На 2006-2008 год В.И. Путин объявил о своей новой социальной программе, где именно этим проблемам он уделил много внимания, и сказал что пока у нас нет «экономически здорового населения», добиться высокого экономического роста невозможно.

 


Заключение

 

Проблемам уровня жизни населения в экономических, социально-экономических и социологических исследованиях уделяется достаточное внимание. В научной литературе в той или иной мере исследованы и нашли отражение такие методологические и теоретически значимые вопросы, как содержание понятия «уровень жизни» и система его показателей.

Понятие «уровень жизни» в современной научной литературе трактуется по-разному в зависимости от целей и задач исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и стандарты, а также их комбинации. Представляется достаточно определение уровня жизни в узком и широком смысле. При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях. В широком понимании уровень жизни – совокупность реальных социально экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и др.

Особый интерес представляют определения, дающие комплексную оценку этой категории. Уровень жизни - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Комплексные оценки уровня жизни отражают степень реализации жизненных интересов населения и его предпочтений, которые лежат в основе экономического развития. Таким образом, уровень жизни является одной из важнейших характеристик социально-экономической системы.

В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились вплоть до 2004 г. и продолжаются до сих пор. Благоприятные тенденции положительно сказались на показателях доходов и уровня жизни населения в течение минувших лет, отмечался реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей улучшить ситуацию с оплатой труда, включая и рост номинальных заработных плат.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. В 2000 г. объем номинальных денежных доходов на душу населения увеличился на 35% и достиг 2192,9 рублей. При этом реальные располагаемые денежные доходы выросли на 9%, также выросла величина денежных расходов (33%). Превышение доходов над расходами достигнет 2,9%. Значительно сократилась доля расходов, направленных на покупку валюты, приобретение ценных бумаг. И наоборот увеличился расход на питание и приобретение предметов первой необходимости.

В период с 2001 по 2005 г. продолжилось повышение жизненного уровня населения. Номинальные денежные доходы населения выросли на 26% и достигли 4700 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличились на 9%. Объем денежных расходов составил 4494 млрд. рублей и вырос также на 26%. Превышение доходов над расходами достигло 206 млрд. рублей. Основные расходы были направлены на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.


Список использованной литературы

 

I. Законодательные и методические материалы

1.Федеральный Закон РФ « О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 2005 г., №134-ФЗ//Собр. Законодательства РФ – 2005 - №30.

II.Книги

2. Булатов А.С. Экономика: Учебник.- М.: Бек,2002.

3. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения: Учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2003.

4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-дана,2001.

5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник.- М.: Юнити-дана,2002.

6. Морозова Т.Г., Пикулькин А.В. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие.- М.: Финстатинформ,2003.

7. Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А., Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие.- М.: Финстатинформ,2003.

8. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. М.: Госкомстат России,2005.

9. Россия в цифрах: статистический сборник. М.: Госкомстат России,2005.

III Статьи из журналов

10. Байгереев М. В. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета // Человек и труд. – 2001.- №8.

11. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения // Вопросы статистики. – 2001.- №6.

12. Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. – 2000.-№8.

13. Новосельснит В.К. Изменения социально-экономических процессов // Экономист. – 2005.- №3.

14. Ржаницына Л.А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. – 2001.- №4.

15. Френкель А.А. Российская экономика // Вопросы статистики. – 2003.- №12.

16. Зверева Н.В. Вестник Московского университета // Серия 6. Экономика - 2007. - №2

17. Ермакова Н.А., Жеребин В.М., Землянская В.Н. Российская экономика // Вопросы статистики. – 2006.-№11

 


Приложение 1

 

Неравенство в распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем материального достатка.

 



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
I. Законодательные и методические материалы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Законодательные и методические материалы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)