Тема 1. Инновация как экономическая категория
Введение Ограниченность ресурсов вынуждает разрабатывать стратеги и тактику целевого сосредоточения ограниченных ресурсов на определенных приоритетных направлениях, видах научно-технической деятельности и т.д. Научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Научно-техническая деятельность (НТД) – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. 5 «И»: 1. инновации; 2. инвестиции; 3. информация; 4. инфраструктура; 5. интеллект. Тема 1. Инновация как экономическая категория НТД включает не только сферу деятельности, результатами которой являются научные исследования и разработки (НИОКР), но и способности проектных, конструкторских организаций, производственного аппарата, отраслей хозяйства и промышленности, реализовать это достижения, в том числе способность подготовки кадров, обладающих для этого знаниями. Наука выполняет ряд функций: познавательную, образовательную, культурную, социальную, военную и т.д. Но с развитием товарно-денежных отношений одной из определяющих становится экономическая функция. Она становится главным фактором экономии и повышения производительности конкретного труда во всех других сферах деятельности. Следует отметить, что экономия труда в производстве и других сферах зависит от затрат труда в сфере самой науки. эта зависимость обуславливает объективную потребность формирования общественно необходимых затрат в сферу науки. Чем сильнее проявляется закономерность экономии труда, тем большая часть общественного труда, ресурсов должна направляться на развитие науки, а значит стоимость научных знаний возрастает. В этом заключается теоретическая основа тенденции роста наукоемкости производства продуктов, появления и развития наукоемких отраслей хозяйства, которая должна обязательно учитываться при выработке и реализации научно-технической и инновационной политики на разных уровнях управления. Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью. Непосредственный продукт науки – понятия, теоретические конструкции, модели и другая информация, содержащая новые знания и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Непосредственный продукт науки не становится товаром – он выступает как новшество. Продукт науки или интеллектуальный продукт может быть использован двумя путями: рыночной и нерыночной реализации. В том случае, если продукт интеллектуальной деятельности реализуется на рынке, он из категории новшество переходит в категорию нововведение (инновация). Термин «нововведение» ( «инновация» ) начал широко применяться в научной литературе и практической деятельности примерно последние 15-20 лет. Новшество – это оформленный результат фундаментальных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшество – лишь промежуточный итог деятельности по практическому, рыночному использованию достижений науки и техники. Новшество может быть зафиксировано и оформлено в виде одного из видов интеллектуального продукта: открытия, понятия, научного подхода, нового принципа, стандарта, рекомендации, методики, документации на новый или усовершенствованный продукт и т.п. Синонимом термина новшество является понятие новация, которое представляет собой какое-то новшество, не существовавшее ранее. С понятиями «новшество» и «новация» тесно связаны понятия «исследование», «изобретение» и «открытие». После того как новшество внедряется в производство, систему управления, превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, и от его реализации получается экономический, социальный или другого вида эффект, – оно превращается в новую категорию – нововведение или инновацию. НОВШЕСТВО реализуется на рынке НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ) В литературе можно найти множество определений термина «инновация». Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение «инновации», которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления – государства, региона, отрасли, предприятия. Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии ХХ в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е.вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1. использование новой техники, технологического процессов, или нового рыночного обеспечения производства; 2. внедрение продукции с новым свойствами; 3. использование нового сырья; 4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5. появление новых рынков сбыта. Он доказывал, что центральной фигурой в экономике становится новатор-предприниматель. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Далее таблица 1.1.Варианты определений понятия «инновации».(раздала на лекции). Анализ таблицы показывает, что следует выделить четыре подхода к определению понятия «инновации»: 1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса, научных исследований. 2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. То есть инновация предполагает промышленное освоение новой идеи, переход к массовому производству. 3. Инновация приводит к улучшению потребительских свойств продукта, созданию новых ценностных характеристик товара или услуги. 4. Инновация рассматривается с точки зрения коммерциализации идеи, т.е. ее выведение на рынок для получения прибыли или иного социально-экономического эффекта. До недавнего времени шли споры, какой из подходов более совершенен. В настоящее время выработан своеобразный международный стандарт. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Руководство Фраскати – международный стандарт, был принят в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях. Руководство Осло – международный стандарт, принятый в 1992 г. в г. Осло (Норвегия), способствующий формированию общего подхода к понятию инновации, и представляющий собой методику сбора данных о технологических инновациях. Понятие «инновация» в Руководствах Фраскати и Осло формулируется следующим образом: инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового, либо усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Однако данное определение не учитывает эффективность коммерциализации инноваций, которая реализуется в виде социального, экономического, экологического и иных эффектов. Поэтому мы будем исходить из следующего определения инноваций. Инновация – это результат внедрения новых идей и знаний, который приводит к созданию лучших по своим свойствам товаров, услуг и технологий и ориентирован на социально-экономический или иной эффекты. Это значит, что если, например, разработана новая идея, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляет собой результат творческого труда, новое знание, но не является инновацией. Инновации – это разработанная и выведенная на рынок идея, товар, услуга или технология, которая, с точки зрения потребителя, воспринимается как принципиально новая или обладающая новыми уникальными и полезными свойствами. Основными свойствами (критериями) инновации являются: · научно-техническая новизна; · практическая реализация (промышленное внедрение); · коммерциализация, которая означает, что новшество воспринято рынком. После анализа и обобщения приведенных в табл. 1.1 определений можно сделать следующие выводы. 1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений. 2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств – новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести. 3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях. В соответствии с международными стандартами понятие «инновации» является самостоятельной экономической категорией. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятие «инновация», принятое в этих документах, взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту инновация (нововведение) определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. ( Далее табл. «Эволюция роли инноваций по этапам развития » раздала на лекции). Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования и другим сферам. Практически такая же трактовка термина «инновация» (нововведение) дается в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1998 г., за исключением слов «либо в новом подходе к социальным услугам». Для выработки инновационных стратегий на всех уровнях управления более правильным представляется расширенная трактовка, учитывающая в составе нововведений и социальные услуги. Функции инноваций. Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий. Анализ инноваций показывает, что они выполняют функции социально-экономического характера. Инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции – воспроизводственную и стимулирующую. 1. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке. создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. 2. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |