Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Двухфакторный дисперсионный анализ. Пример 1 решения



2019-07-03 1415 Обсуждений (0)
Двухфакторный дисперсионный анализ. Пример 1 решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание. В химической лаборатории проверяется влияние температуры (фактор А) и катализатора (фактор В) на выход продукта химического синтеза. Полученные результаты приведены в таблице. Проведите двухфакторный дисперсионный анализ. При уровне значимости a = 0,05 проверьте гипотезу о влиянии факторов А и В и их комбинации на указанный признак. По условию задачи дисперсии в группах равны (равенство дисперсий принимается - опыты считаются воспроизводимыми, а оценки дисперсий однородными).

  В1 В2 В3
А1 16; 19; 17; 16 18; 16; 17; 14 16; 16; 18; 13
А2 22; 22; 19; 23 18; 19; 23; 24 18; 16; 19; 20
А3 20; 16; 18; 19 18; 17; 19; 19 20; 20; 16; 16
А4 23; 20; 22; 23 19; 18; 19; 22 20; 19; 20; 22

Решение.
Шаг №1. Формулировка гипотез.
Гипотезы для взаимодействия:
Н0: Фактор A (температура) и фактор B (катализатор) не оказывают эффекта взаимодействия на результат Y (продукт химического синтеза).
Н1: Фактор A и фактор B оказывают эффекта взаимодействия на результат Y.
Гипотезы для фактора A:
Н0: Для всех режимов температуры Ai нет разницы между средним результатом продукта химического синтеза Y.
Н1: Для всех типов Ai существует разница между средним результатом Y.
Гипотезы для фактора B:
Н0: Для всех типов катализатора Bj нет разницы между средним результатом Y.
Н1: Для всех типов Bj существует разница между средним результатом Y.
Шаг №2. Расчет данных.
Фактор А принимает m = 4 различных значений.
Фактор B принимает k = 3 различных значений.
На каждом из сочетаний уровней имеется n = 4 наблюдений выходной величины.
Расчет средних.

  yi1 yi2 yi3 yi
y1j 17 16.25 15.75 16.33
y2j 21.5 21 18.25 20.25
y3j 18.25 18.25 18 18.17
y4j 22 19.5 20.25 20.58
yj 19.69 18.75 18.06 y = 18.83


Сумма квадратов отклонений под влиянием m уровней фактора А:

Сумма квадратов отклонений под влиянием k уровней фактора B:

Сумма квадратов отклонений взаимодействия факторов A и B:

Остаточная сумма квадратов:

Оценка дисперсии уровней A (влияние фактора A на продукт химического синтеза):

Оценка дисперсии уровней B (влияние фактора B на продукт химического синтеза):

Наличие двух факторов позволяет использовать еще одну оценку дисперсии – взаимодействия:

Оценка дисперсии ошибки (учитывает влияние всех факторов, в том числе и не учтенных):

Шаг №3. Анализ результатов.
Степени свободы для каждого фактора:
Фактор А: v1 = m-1 = 4 - 1 = 3
Фактор B: v2 = k-1 = 3 - 1 = 2
Взаимодействие(AxB): v3 = (m-1)(k-1) = (4-1)(3 - 1) = 6
Ошибка внутри группы: vош = m • k(n-1) = 4 • 3(4-1) = 36

  SS df MS F
Фактор A 35.29 3 35.29 10.72
Фактор B 5.32 2 10.65 3.23
Взаимодействие A и B 4.93 6 9.85 2.99
Ошибка внутри группы 118.5 36 3.29  
Итого 164.04 47    


Табличное значение критерия со степенями свободы v1=3 и v2=36, Fтабл = 2.84
10.722 > Fтабл, следовательно, данные противоречат гипотезе H0, и следует считать, что режимы температуры оказывают влияния на средний результат химического синтеза.
Табличное значение критерия со степенями свободы v1=2 и v2=36, Fтабл = 3.23
3.234 > Fтабл, следовательно, данные противоречат гипотезе H0, и следует считать, что типы катализаторов оказывают влияния на средний результат химического синтеза.
Табличное значение критерия со степенями свободы v1=6 и v2=36, Fтабл = 2.34
2.994 > Fтабл, следовательно, данные противоречат гипотезе H0, и следует считать, что уровни факторов A и B оказывают влияния на средний результат y.
Поскольку нулевая гипотеза об эффекте взаимодействия была отвергнута, можно сделать вывод о том, что сочетание температуры и катализаторов оказывает существенное влияние на продукт химического синтеза.

 

 

Пример 2.

С детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет проводилось исследование на выявление умения классифицировать геометрические предметы по форме, цвету и размеру. Предлагался набор из 24 геометрических фигур, которые нужно было разложить на 4 части (по форме: круги, квадраты, треугольники, ромбы); далее на 3 части (по цвету: красные, синие, белые) и в заключение - на 2 части (по размеру: большие и маленькие). Если ребенок разложит правильно фигуры по форме, то ему присваивали 1 балл, если по цвету, то – 2 балла, если по размеру, то – 3 балла. Ребенок максимально может набрать 6 баллов. Детей каждого возраста разбили на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе провели формирующие игры, направленные на развитие умения классифицировать геометрические предметы. Далее был проведен контрольный срез с другим подобным набором геометрических фигур. Результаты представлены в таблице 1. Влияет ли возраст и специально организованное обучение на формирование умения классифицировать геометрические предметы? Можно ли утверждать, что чем раньше начинается обучение, тем оно эффективнее?

Таблица 1

Результаты контрольного эксперимента на определение умения классифицировать геометрические предметы в контрольной и экспериментальной группе

№ исп.

Контрольная группа А1

Эксперимент. группа А2

4-5 лет В1 5-6 лет В2 6-7 лет В3 4-5 лет В1 5-6 лет В2 6-7 лет В3
1 1 2 3 5 4 5
2 2 2 2 6 3 4
3 1 3 2 4 6 4
4 2 1 1 5 5 6
5 1 2 3 3 5 4
6 3 1 3 4 4 5
Taibi 10 11 14 27 27 28

Решение: пусть фактор А будет – формирование при специальном обучение, тогда фактор В – возраст. Результативный признак умения классифицировать геометрические предметы.

Сформулируем экспериментальные гипотезы:

1) специальное организованное обучение эффективно влияет на уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы;

2) возраст влияет на уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы;

3) чем раньше начинается обучение умения классифицировать геометрические предметы, тем боле оно эффективно.

Вычислим значения критерия.

a=2; b=3; n=6; N=36;

Та1b1=10; Та1b2=11; Та1b3=14; Та2b1=27; Та2b2=27; Та2b3=28; åTab2=2659;

Ta1=35; Ta2=82; åTa2=7949;

Tb1=37; Tb2=38; Tb3=42; åTb2=4577;

const=380,25;

åxi2=467;

SSa=61,36; SSb=1,17; SSab=0,39; SSобщ=86,75

SSсл=23,83;

dfa=1; dfb=2; dfab=2; dfобщ=35; dfсл=30;

MSa=61,36; MSb=0,585; MSab=0,195; MSсл=0,79;

Fa= 77,67 df1=1, df2=30 F0,01=7,56; F0,05=4,17

Fa >F0,01Þ принимается первая экспериментальная гипотеза

Fb=1,48 df1=2, df2=30 F0,01=5,39; F0,05=3,32

Fa <F0,05Þ отвергается вторая экспериментальная гипотеза

Fab=0,25 df1=2, df2=30 F0,01=5,39; F0,05=3,32

Fa <F0,05Þ отвергается третья экспериментальная гипотеза

Ответ: На уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы эффективно влияет специальное организованное обучение, незначительно влияет возраст. Не доказано, что чем раньше начинается обучение умения классифицировать геометрические предметы, тем боле оно эффективно.

 



2019-07-03 1415 Обсуждений (0)
Двухфакторный дисперсионный анализ. Пример 1 решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Двухфакторный дисперсионный анализ. Пример 1 решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)