Двухфакторный дисперсионный анализ. Пример 1 решения
Задание. В химической лаборатории проверяется влияние температуры (фактор А) и катализатора (фактор В) на выход продукта химического синтеза. Полученные результаты приведены в таблице. Проведите двухфакторный дисперсионный анализ. При уровне значимости a = 0,05 проверьте гипотезу о влиянии факторов А и В и их комбинации на указанный признак. По условию задачи дисперсии в группах равны (равенство дисперсий принимается - опыты считаются воспроизводимыми, а оценки дисперсий однородными).
Решение.
Пример 2. С детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет проводилось исследование на выявление умения классифицировать геометрические предметы по форме, цвету и размеру. Предлагался набор из 24 геометрических фигур, которые нужно было разложить на 4 части (по форме: круги, квадраты, треугольники, ромбы); далее на 3 части (по цвету: красные, синие, белые) и в заключение - на 2 части (по размеру: большие и маленькие). Если ребенок разложит правильно фигуры по форме, то ему присваивали 1 балл, если по цвету, то – 2 балла, если по размеру, то – 3 балла. Ребенок максимально может набрать 6 баллов. Детей каждого возраста разбили на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе провели формирующие игры, направленные на развитие умения классифицировать геометрические предметы. Далее был проведен контрольный срез с другим подобным набором геометрических фигур. Результаты представлены в таблице 1. Влияет ли возраст и специально организованное обучение на формирование умения классифицировать геометрические предметы? Можно ли утверждать, что чем раньше начинается обучение, тем оно эффективнее? Таблица 1 Результаты контрольного эксперимента на определение умения классифицировать геометрические предметы в контрольной и экспериментальной группе
Решение: пусть фактор А будет – формирование при специальном обучение, тогда фактор В – возраст. Результативный признак умения классифицировать геометрические предметы. Сформулируем экспериментальные гипотезы: 1) специальное организованное обучение эффективно влияет на уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы; 2) возраст влияет на уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы; 3) чем раньше начинается обучение умения классифицировать геометрические предметы, тем боле оно эффективно. Вычислим значения критерия. a=2; b=3; n=6; N=36; Та1b1=10; Та1b2=11; Та1b3=14; Та2b1=27; Та2b2=27; Та2b3=28; åTab2=2659; Ta1=35; Ta2=82; åTa2=7949; Tb1=37; Tb2=38; Tb3=42; åTb2=4577; const=380,25; åxi2=467; SSa=61,36; SSb=1,17; SSab=0,39; SSобщ=86,75 SSсл=23,83; dfa=1; dfb=2; dfab=2; dfобщ=35; dfсл=30; MSa=61,36; MSb=0,585; MSab=0,195; MSсл=0,79; Fa= 77,67 df1=1, df2=30 F0,01=7,56; F0,05=4,17 Fa >F0,01Þ принимается первая экспериментальная гипотеза Fb=1,48 df1=2, df2=30 F0,01=5,39; F0,05=3,32 Fa <F0,05Þ отвергается вторая экспериментальная гипотеза Fab=0,25 df1=2, df2=30 F0,01=5,39; F0,05=3,32 Fa <F0,05Þ отвергается третья экспериментальная гипотеза Ответ: На уровень сформированности умения классифицировать геометрические предметы эффективно влияет специальное организованное обучение, незначительно влияет возраст. Не доказано, что чем раньше начинается обучение умения классифицировать геометрические предметы, тем боле оно эффективно.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |