Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос: Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации.



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Вопрос: Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Система финансового контроля включает:

1) государственный финансовый контроль,

2) общественный контроль;

3) аудит как независимый контроль.

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих формах:

1) общегосударственной форме;

2) ведомственной форме.

Общегосударственный контроль охватывает всех хозяйствующих субъ- ектов независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет определенные задачи и функции.

К основным задачам финансового контроля относятся:

-контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

-контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

-контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают:

-проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

-контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

-обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

-контроль государственного внутреннего и внешнего долга.


При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Ведомственный контроль должны осуществлять федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия. В данном случае контроль осуществляется:

1) за законностью расходования государственных средств, поступивших в распоряжение данных органов и предприятий,

2) за полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед гос.бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам,

3) за правильностью ведения учета и т.д. Общегосударственный контроль подразделяется на:

-денежно-кредитный,

-валютный,

-страховой,

-налоговый,

-таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Банк России. Страховой контроль осуществляет Федеральная служба страхового надзора, таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения, налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями. Использование государственных (бюджетных) средств на разных уровнях государственного управления и бюджетной системы РФ контролирует Федеральное казначейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контрольпроводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их под- разделений.

Общественный контрольреализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных орга- низаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля


базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ).

Аудиторский финансовый контроль осуществляется в соответствии с нормами ФЗ «Об аудиторской деятельности». Он определяет что, аудиторская деятельность и аудит это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит обеспечивает как проверку достоверности финансовых показателей, так и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Т.е. аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Кроме того, под аудитом также понимают деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска.

 

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департаменты государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи  государственного  финансового  контроля: проверка


законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во- первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм Германии, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как

«управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы


нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Для того чᴛᴏбы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1.

Таблица 1 Основные различия между аудитом и ревизией

Признак сравнения Аудит Ревизия
Нормативное регулирование На уровне государства (закон, указы      Президента      РФ, постановления Правительства РФ), с соблюдением правил (стандартов):       федеральных, внутренних для членов СРО, отдельных             аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Внутренние          нормативные документы             (положения, стандарты).Отдельные обязательные                   случаи деятельности        ревизионных комиссий                определены законодательством
Вид деятельности Предпринимательская, осуществляется на базе договора возмездного оказания услуг Как   правило,   не   будет предпринимательской: осуществляется     на     базе распорядительного  документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.). В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг
Тип       отношений «проверяющий     - проверяемый» Горизонтальный         («равные участники») Вертикальный («административный»)
Цель          (задачи) проверки Определяется               законом: выражение       мнения       о достоверности                           финансовой (бухгалтерской)       отчетности аудируемых лиц и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ Определяется                органом управления      исходя       из индивидуальных потребностей бизнеса, в т.ч. возможна проверка правильности               ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
Наличие лицензии на право осуществления деятельности Обязательно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством                   о лицензировании      отдельных видов деятельности Не предусмотрено
Квалификационные требования Для   аудитора   обязательно наличие                   квалификационного аттестата Тоже
Приемы и методы работы Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования        аудита, составления                  рабочей документации, аудиторского заключения Выбираются самостоятельно
Стоит  сказать  - Внутренние     и     внешние Ограниченный   круг    лиц,

 

пользователи аудиторского заключения пользователи                                 финансовой (бухгалтерской) отчетности определяемый                       внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство)
Степень независимости проверяющих     от проверяемых Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица) Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом                                  отношении независимы от проверяемых подразделений)
Страхование профессиональной ответственности Обязательно       в       случае обязательного     аудита     в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом Необязательно

 



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Вопрос: Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос: Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)