Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры



2019-07-03 680 Обсуждений (0)
Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

КАФЕДРА ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

 

Специальность: 51.03.01 ­ Культурология


КУРСОВАЯ РАБОТА

Мем как способ репрезентации национальной идентичности (на примере Республики Татарстан)

 


Студентка 3 курса,

группы 04.2-609

«7» мая 2019 г.___________________________________(К.В. Бабушкина)


Научный руководитель

ученая степень, ученое звание,

должность

«7» мая 2019 г.___________________________________(Э.М. Дусаева)

Казань – 2019

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Основная часть

Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры…………………………………………………………….………..5

Глава 2. Татарская идентичность в мемах…………………....…....9

Заключение………………………………………………………….17

Список используемой литературы и источников………………...19

Приложение…………………………………………………………20

 


 

Введение

В современном обществе возросла актуальность проблемы сохранения культурной идентичности. Активизация процессов глобализации, культурной интеграции, расширение контактов между представителями разных стран и культур приводят к постепенному стиранию границ национальных культур и утрате культурной самобытности. Стандартизация культурных образцов, привнесенная быстрым распространением массовой культуры, привела к тому, что люди стали носить одинаковые джинсы, слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы, следовать одним и тем же модным тенденциям. Глобализация наносит урон национальным культурам, традициям, обычаям, мифам и всему тому, что определяет культурную идентичность любой страны или любого региона. В противовес этому начинают обостряться национальные чувства, а с ними возрастает значение категории национальной идентичности.

Так в Республике Татарстан проводились исследования, которые выявили значимость этнической идентичности для татар, ее рост в последние десятилетия. В связи с этим широко ставится вопрос о механизмах воспроизведения идентичности у выбранной группы.

Цель работы – проследить как в мемах прослеживается национальная идентичность. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: во-первых, познакомится с понятием «национальная идентичность», определить ее признаки, во-вторых, собрать мемы и предложить их классификацию, в-третьих, понять какие символы национальной идентичности транслируются в татарских мемах.

Объектом исследования являются мемы, связанные с этнической группой татар. А соответственно предметом нашего исследования стала национальная идентичность на примере Республики Татарстан.

В нашем исследовании был рассмотрены социальные группы Вконтакте, как «Tatmemes», «Кызык-мызык» на наличие национальных компонентов.

Проблема формирования идентичности является актуальной для многих направлений гуманитарного знания. Поэтому актуальность работы считаем в том, чтобы расширить исследования национальной идентичности (на примере Республики Татарстан), которые являются малоизученным направлением в науке.

В данной работе был выбран семиотическо-лингвистический подход, поскольку семиотический подход позволяет понять, каким образом какой-либо знак превращается в мем, а лингвистический подход сужает объект анализа до феноменов коммуникации, выражающихся с помощью вербальных и невербальных средств и использующихся с определенной целью (например, в нашем случае для трансляции национальной идентичности).

Курсовая работа состоит из введения, основной части (2-х глав), заключения, списка использованной литературы и приложения.

 


 

Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры

 

Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такою рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность». У этого понятия довольно длительная история. Вплоть до 1960-х гг. оно имело ограниченное употребление, а введением и широким распространением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя следующие моменты:

· внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности;

· тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок — личностная идентичность и душевное благополучие;

· чувство включенности «Я» человека в какую-либо общность — групповая идентичность.

Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется и в культурологии. В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.

Многие авторы рассматривают целый ряд идентичностей. Для написания работы нас особо заинтересовали под общим названием культурные. Ведь человек не бывает вне культуры, так же, как и нет культуры, которая никому не принадлежала бы. Культура – не только основа любой идентичности, но и создательница общностей по определенным признакам.

«В самом общем своем выраже­нии, – пишет В.И. Самохвалова, – идентичность воспринимается как указание на то, что человек ассоциирует себя (или ассоциируется) с ка­кой-­то общностью (группой) на основе единства существования, функ­ций, осуществляемых в бытии, общих качеств, характеристик, целей, традиционных представлений о норме и т.п. констант»[1].

В современном мире наряду с процессами глобализации, ростом проницаемости государственных границ, повышением экономической и культурной однородности мира идут параллельные и противоположно направленные процессы обострения национальных чувств и роста фундаментализма, а с ними возрастает значение категории национальной идентичности. Понятие «национальная идентичность» можно отнести к числу универсальных констант современного гуманитарного знания, актуального в политологии, социологии, культурологии, истории, этнологической и искусствоведческой научных сферах.

Современный исследователь Г.В. Малинин характеризует определения «идентификация», «идентичность» как «понятия, отражающие важные аспекты жизнедеятельности человека как социального субъекта»[2].

Идентичность, как известно, означает тождественность, соотнесение одного субъекта с другими, она есть результат процесса идентификации, устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных и цивилизационных параметров. Любой человек старается упорядочить свою жизнедеятельность, что возможно только в сообществе окружающих его людей, ценности и нормы которых он должен принять и освоить.

Основным объектом национальной идентификации является этничность. Это связано с тем, что этнос есть устойчивая совокупность людей, формирующаяся естественным образом в процессе этногенеза, т.е. при становлении этнической общности и ее самоназвании. Кроме того, этническое сообщество (община) понимается как общность людей, которые разделяют: 1) мифы общих предков; 2) историческую память; 3) один или несколько отличительных элементов культуры (язык, праздники); 4) связь с определенной территорией; 5) чувство общего единства.

В вопросах национальной и этнической идентичности единых трактовок не существует, как и не существует общепринятых определений самих категорий «этнос» и «нация». Наиболее разработанными подходами в изучении этничности являются примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.

Согласно первому, самому раннему, этническая идентичность проистекает из естественной связи индивида со своей культурой и соответствующей социальной группой, то есть она является реально существующей, изначальной как кровно-родственной, так и социальной данностью, неким органичным образованием, не нацеленным на получение каких-либо выгод.

Второй подход, получивший наибольшее распространение в политической науке и основанный на политологических исследованиях, рассматривает этничность как социальный инструмент, используемый для достижения групповых интересов и мобилизующий этнические группы на целенаправленную политическую деятельность.

Конструктивизм основан на утверждении, что этничность не имеет объективного основания, а является искусственным социальным конструктом, созданным интеллектуальной элитой для достижения групповой солидарности.

Р. С. Хакимов отмечает, что этническая идентичность определяется различными критериями, например, такими, как общее происхождение, совместные ожидания в будущем, сохранившие действенность традиции, общие культурные и поведенческие навыки. Исследователь также пишет: «Самоидентификация в качестве члена некоторой этнической группы складывается не столько в результате внешнего определения, сколько в результате самоопределения индивида»[3].

Ученый Ф. Барт исходит из тезиса о том, что «этнические группы суть признаки, приписываемые и идентифицируемые самими авторами, и, следовательно, обладают свойством организовывать взаимодействие между людьми»[4]. То есть, этничность понимается им как форма социальной организации, существующая путем воспроизводства границ между группами, а не изначальная данность. Другие же исследователи считают, что главная особенность этнической идентичности состоит в том, что ее не выбирают. Человек воспринимает ее с рождением, вместе с языком общения, под влиянием культурного окружения. Для большинства людей этническая идентичность – это само собой разумеющаяся данность, формирующаяся в процессе социализации личности.



2019-07-03 680 Обсуждений (0)
Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Национальная идентичность как составляющая культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)