Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Татарская идентичность в мемах



2019-07-03 492 Обсуждений (0)
Глава 2. Татарская идентичность в мемах 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследования, которые проводились в различных научных дисциплинах, выявили значимость этнической идентичности для татар, ее рост в последние десятилетия. В связи с этим широко ставится вопрос о механизмах воспроизведения идентичности у выбранной группы.

Так сегодня появление Интернета привело к формированию глобального виртуального поля, в которое оказались втянутыми различные социальные группы, объединенные по расовым, национальным, этническим признакам. Одним из феноменов, рожденных глобальной паутиной, является «национальный» Интернет. В 2012 году исследователями З.А. Махмутовым и Б.В. Ореховым было изучено татарское виртуальное пространство. Ими же представлена классификация национального Интернета.

Среди Интернет-пространства создаются разные формы виртуальной коммуникации. Например, в качестве форм выступают форумы, сайты знакомств, блоги, а также группы в социальных сетях. Основными целями в национальных виртуальных коммуникативных сообществах выступает самопрезентация индивида через этническую идентичность с помощью одного или нескольких признаков (язык, религию, одежду и т.п.).

В нашем исследовании был рассмотрен коммуникативный сегмент национального Интернета, а именно такие социальные группы Вконтакте, как «Tatmemes», «Кызык-мызык» на наличие национальных компонентов.

Как мы выяснили, самым современным средством коммуникации стали мемы. Сегодня мем является самостоятельным социокультурным феноменом, трансформировавшимся в отдельный способ коммуникации на просторах интернета. В основном Интернет-мем представляет собой юмористискую картинку с надписью, смешной видеоролик или просто ироничную фразу. Мем можно считать по своему предназначению последователем и преемником анекдота. Его также можно отнести и к фольклору, так как создается народом и для народа. В мемах затрагиваются злободневные темы, освещаются новости, политические события, они рассказывают о повседневности. Основными характеристиками интернет-мема являются информационная наполненность, способность к быстрому распространению от человека к человеку, устойчивая форма при неустойчивом значении, связь с определенной аудиторией, для которой он служит способом выражения эмоций. Основной функцией мема в коммуникации является именно выражение эмоций и комический эффект.

Функционирование коммуникативного сегмента свидетельствует о наличии активного виртуального сообщества, которое объединено вокруг общих интересов и целей.  Таким образом, татарские социальные группы Вконтакте придерживаются идеологии, которая заключается в трансляции национальной идентичности посредствам Интернет-мемов.

Как упоминалось ранее, национальная идентичность формируется национальным самосознанием, которое включает в себя ряд признаков это: наличие общего языка, религии, культуры (праздники, традиции, обряды), представление об общности происхождения, стереотипы. Поэтому отождествление с этносом формируется наличием характерных признаков этнической идентичности. Так образ татар изменялся в зависимости от времени. После взятия Казани в 1552 г. этнокультурная целостность общности татар сохранялась благодаря религии. Сейчас же религия все так же продолжает играть важную роль в сознании татар, и это заметно иллюстрируется в мемах. На картинке (Рис. 1) видим, как мама кормит сына, приговаривая ему: «За маму, за папу, за бога».

Отмечая изменения в представлениях татар о себе, необходимо обращать внимание на восприятие и реальное использование критериев идентификаций. Например, говоря о татарском языке, для большинства современных татар он играет скорее символическую, эмоционально-ценностную роль. Тем не менее татарский язык является самым значимым маркером для татар. Владение национальным языком считается показателем силы, гордости, это достойно высоких наград (Рис. 2).

Общность происхождения и кровное родство, сформировавшие этноспецифические особенности татар – это доминирующий показатель современной «татарскости»[5]. Кровное родство, крепкие семейные отношения – эти особенности проявляются в мемах в виде таких высказываний как: «Сестра сестру всегда поймет, брат за брата любого порвет, друг за друга горы свернет –вот такой он татарский народ». Здесь также выделяется мысль, которая заключается в силе общности народа. Мем «Татары Алга» (Рис. 3) идеализирует сплоченность коллектива, что они всегда вместе и никогда не идут назад, только вперед.

Изучая этническую идентичность татар, необходимо обращать внимание и на ее ядро, связанное с общечеловеческими ценностями – важными для всех, независимо от этнической принадлежности. Например, уважительное отношение к старшему поколению (Рис. 4): «Бабай - человек, которого уважал и всегда буду уважать». 

Потребность татар в этнической идентичности ознаменовала собой появление большего количества Интернет-мемов. В процессе исследовательской работы нами было собрано более 250 мемов о татарах, их особенностях, индивидуальных качествах, занятиях, повседневной жизни и т.д.

Какие же группы татарских мемов я выделила? Наиболее многочисленная группа мемов посвящена идеи этнической принадлежности как коллективной ценности. Главный замысел их состоит в том, что татарский народ исключителен и превосходит другие народы. Так устами национального поэта М. Джалиля говорится, что выше татар не перепрыгнуть (Рис.5). А статистические данные утверждают: «Самое счастливое время это проведенное в кругу татар» (Рис. 6). Еще оказывается принадлежность к татарскому народу повышает уровень самооценки и вообще татары — это не просто люди, а супергерои (Рис. 7,8). Все это создается в юмористической форме и безусловно нравится подписчикам группы. Особенно ярко вырисовывается образ татарина в мемах. По мнению создателей, татарин совершенен, он – настоящий идеал: он и умен, и богат, и силен (Рис. 9). Им хотят стать, его боятся. А татарка предстает самой красивой среди всех остальных девушек. Особенно это показывается в меме «Татар кызлары самый матурлар, как не крути» (Рис 10). Сочетание русско-татарских слов передает национальный акцент и вызывает особый интерес у аудитории. Она лучшая жена и хозяйка, и вообще жизнь без татарки как чай без заварки (Рис. 11- Мем с Робертом Дауни демонстрирует крутость, когда твоя жена татарка).

Интересно, что в Татарстане развита региональная идентичность, а именно республиканская, которая вызвана усилением этнического самосознания. Территориальное распределение сознания татар – важный элемент их идентичности. Поэтому образ Татарстана в Интернет-мемах предстает как лучшее место на планете, то, для чего стоит жить (Рис. 12). Именно здесь, по мнению создателей мемов, проживают сверхлюди (Рис.13). Татарстан оказывается страной чудес и благополучия, местом, где рождаются шедевры.

Мемы отражают культурные стереотипы и явления современной действительности, которые актуальны и интересны для интернет пользователей[6]. Традиционная культура в современных реалиях незаметно уходит в прошлое, однако время от времени дает о себе знать. Главным символом следующей группы мы обозначили национальную татарскую еду. Здесь героями становятся известные нам национальные блюда татар бэлеш, очпочмак, чак-чак, кыстыбый. Мемы «Если есть на свете рай, то это очпочмакский край», «Рядом нет, но в мыслях постоянно» (Рис. 14, 15) передают насколько сами татары обожают это блюдо. А мем «Да, я не идеален, но и ты не бэлеш» (Рис.16) превосходно описывают степень невероятной вкусности этого татарского пирога. Кроме того, в этой группе более 50 мемов с участием «национальных любимцев». Это вызвано тем, что в этой группе значительную роль играют сформировавшиеся этносом стереотипы – знаки, которые определяют характер занятий или поведения татар, чтобы быть узнаваемыми. Например, миф о том, что татары всегда едят чак-чак и эчпочмаки. Вообще татары любят жирное и мучное - такова пищевая привычка, которая появилась два века назад и которая связана с развитием сельского хозяйства. Необходимо сказать, что увеличение мучных изделий произошло в рационе не только татар, но и других народов, просто у каждого это представлено своей национальной кухней, традиционными способами приготовлениями пищи присуще своему народу.  

Занятия татар тоже становятся объектом для создания мемов. Так «настоящий татарин чай без молока не пьет» (Рис. 17) и «только татарин, придя с гостей, попросит налить чай снова» (Рис. 18). Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками. В связи с этим даже сформировался устойчивое выражение «уйти по-татарски» (Рис.19), которое означает: долго прощаться, выпить весь чай. Другой темой третьей группы собранных мной мемов служат личные качества, присущие татарскому народу. Кроме того, что татары любят пить чай сами, они всегда готовы напоить и накормить каждого гостя, пришедшего в их дом. Их гостеприимность исторически сформировалась как результат занятий торговлей, а также это диктуется религией. В исламе, например, говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он был сыт. Мем «Вам, татарам, лишь бы даром» (Рис.20) – это говорит о том, что татары расчетливые и экономные. По роду деятельности татары в основном были купцами. Так, как и любой торговец ищет выгоду в покупке, то многих татар и по сей день отличает экономность и расчетливость. Отсюда возможно и сформировался стереотип о том, что все татары хитрые. Еще одно качество присуще татарскому этносу это вспыльчивость. Выдающийся татарский танцор Р. Нуриев в автобиографии пишет: «Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку» (Рис. 20). В татарах сопутствует некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность предков, тех самых всадников, в этом и заключается особенность национального характера татарского этноса. 

Любимыми героями татарским мемов можно назвать абику, так называется бабушка по-татарски, и мудреца. История о том, что бабушки всегда хотят накормить своих внуков или же узнать про жениха/невесту. Постоянная забота бабушек именно — это явление служит поводом для создания мемов, в том числе это не обошло стороной и татарских бабушек. Абикам важно чтобы молодой человек у внучки был хорошим татарином, и чтобы все кыстыбыи были съедены (Рис. 22-23). Надо отметить, что все мемы сделаны в шутливой форме и явно дают отклик в душе у каждого . Задача мудреца дать совет или же поделиться истиной с участниками социальных групп.

Также я выделила мемы с мифологическими героями (Шурале, шайтан) и мемы местного характера, т.е. они актуальны и понятны только в Татарстане. Такие локальные Интернет-мемы связаны с культурными, спортивными событиями (мемы про Универсиаду, Чемпионат мира по футболу, фестивали и т.д.), актуальными проблемами, бытовыми историями, фактами, которые распространены на территории РТ и особенно в столице – Казани. Историко-политические мемы описывают исторические события, героями которыми становятся политические деятели и представители власти (Рис. 24 – Мемы с М. Ш. Шаймиевым, Р. Н. Миннихановым). Группа эстрадных мемов с представители татарской эстрады дает понять о значимости татарской культуры и искусства для современной молодежи.  

Таким образом, в своей работе мы собрали 250 мемов, проанализировали и классифицировали по признакам и численности.

По проведенному исследованию предлагаем классификацию татарских мемов по следующим группам:

1) во основе мемов лежит идея принадлежности к этносу как коллективной ценности;

2) мемы про национальную еду;

3) мемы, посвященные национальным стереотипам, национальным занятиям, качествам;

4) эстрадные мемы;

5) историко-политические мемы;

6) мемы местного характера (или локальные).

Итак, мемы, обладая минимализмом и простотой своей формы, служат способом коммуникации в Интернете. В основном они несут в себе юмористическую составляющую, тем самым выполняют развлекательную функцию. Кроме этого мемы репрезентируют культурную идентичность индивида, его индивидуальность, отличие от других. Как мы выяснили, национальная идентичность также транслируется в мемах. В них через характерные признаки этноса, национальные символы, стереотипизацию элементов культуры передаются национальные ценности, которые являются сердцевиной духовной жизни общества, синтезом его лучших качеств и черт. Создатели татарских мемов распространяют посредствам сети Интернет, в виртуальных социальных группах, национальные особенности народа, показывая отношение к национальной культуре.


Заключение

Одним из феноменов, рожденных глобальной паутиной, является «национальный» Интернет. Среди Интернет-пространства создаются разные формы виртуальной коммуникации. Например, в качестве форм выступают форумы, сайты знакомств, блоги, а также группы в социальных сетях. Основными целями в национальных виртуальных коммуникативных сообществах выступает самопрезентация индивида через этническую идентичность с помощью языка, религии, одежды и т.п. Самым современным средством коммуникации в Интернете стали мемы.

Так потребность татар в этнической идентичности ознаменовала собой появление большего количества Интернет-мемов. В процессе исследовательской работы нами было собрано более 250 мемов о татарах, их особенностях, индивидуальных качествах, занятиях, повседневной жизни и т.д.

Наиболее многочисленная группа мемов посвящена идеи этнической принадлежности как коллективной ценности.

Как мы выяснили, мемы отражают культурные стереотипы и явления современной действительности в жизни татарского этноса. Занятия, характерные качества татар тоже становятся объектом для создания мемов. Особую роль играют историко-политические мемы и эстрадные мемы. Они показывают отношение к историческим событиям, политическому режиму, действующей власти, а также дают понять о значимости татарской культуры и искусства для современной молодежи.

Зачем же стали создавать мемы про татар?

Во-первых, способ заявить о себе. Исторически татары занимали значительную роль в истории нашей страны. Но в основном они были политически зависимы от кого-то. Так, мемы про татар повышают статус народа на мировой картине этносов.

Во-вторых, течение моды. Татары – второй по численности народ в России. Поэтому, этнос стремится быть всегда и везде, не остается в стороне. Даже существует идеология «Татарстан впереди планеты всей!»

В-третьих, создателями интернет-мемов формируется миф о том, что татары самые лучшие, татарами хотят стать, идеальный муж или парень- это татарин. А жизнь без татарки, как чай без заварки. Татарстан представляется сказочным местом, куда хотят приехать и остаться навсегда. 

Таким образом, мемы транслируют национальные особенности народа, показывая отношение к национальной культуре, общему историческому прошлому. Тем самым этнокультурная составляющая в мемах помогает лучше понять душу народа. Именно духовная жизнь народа, которая представлена в национальных мемах, позволяет сохранять и возрождать этнический компонент в национальном самосознании.

 

 


Список использованной литературы и источников

 

1. Махмутов З.А.Языковой ландшафт татарского Интернета. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; изд-во «Артифакт»,2015. – 36 с.

2. Сибгатуллин А. А. Татарский Интернет / отв. ред. Д. В. Мухетдинов. –Н. Новгород: ИД «Медина», 2009. – 114 с.

3. Хакимов, Р.С. Татарская идентичность: состояние и перспективы. / Р. С. Хакимов //  Историческая этнология/ Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ – Казань, 2017– С. 6-27

4. Макарова Г.И. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурных политик Российской Федерации и Республики Татарстан. Казань: Казан. ун-т, 2010.- 248 с.

5. Габдрахманова Г.Ф. Об особенностях этнической идентичности татар

6. Этническая идентичность татар в региональных контекстах. Отв. ред. Г. Габдрахманова, Г. Макарова. Казань, 2015. – 256 с.

7. Хакимов, Р. С. Новые методологические подходы к гуманитарным наукам и формирование идентичности татар в современных условиях / Р. С. Хакимов // Научный Татарстан. — 2011 .— № 4. Гуманит. науки .— С. 19-22.

8. Мусина, Р.Н. Ислам и проблемы идентичности татар в постсоветский период / Р.Н. Мусина // Конфессиональный фактор в развитии татар : концептуальные исследования / Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, Центр этнол. мониторинга, Рос. ислам. ун-т ; [науч. ред.: д.и.н. Д. М. Исхаков] .— Казань, 2009 .— С. 86-100.

Приложение


Рис.1 За маму, за папу, за Бога!

Рис.2 Я говорю по-татарски.


 

Рис.3 «Татары вперед»

 


Рис. 4

Рис. 5

 



Рис. 6 – По статистике время, проведенное в компании татар- это самое счастливое время в жизни

Рис.7 - Принадлежность к татарскому народу повышает самооценку


Рис. 8 – Татары не просто люди, а супер-герои

Рис. 9 - Татарин-идеален

Рис. 10 – Мем «Татар кызлары самый матурлар, как не крути»

Рис. 11- Мем с Робертом Дауни демонстрирует крутость, когда твоя жена татарка


Рис. 12

Рис. 13


 


Рис. 14

Рис. 15


Рис. 16

 


Рис. 17 – «Настоящий татарин чай без молока не пьет»

Рис. 18


Рис. 19

 

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22-23

 

Рис. 24


[1] Самохвалова В.И. К пониманию человека в его человеческой идентичности // Полигно­зис. 2009. № 2. С. 89.

[2] Малинин, Г.В. Идентификационные процессы или самоопределение (социологический анализ) / Г.В. Малинин// Адам əлемі – Мир человека. – 1999. – №1

[3] Хакимов Р. С. (2017) Татарская идентичность: состояние и перспективы: Историческая этнология. Т. 2, №1. С. 6-27

[4] Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сборник статей: под ред. Ф.Барта; пер. с анг. И.Пильщикова. М.: Новое издательство, 2006. С.9–48.

[5] Габдрахманова Г.Ф. Об особенностях этнической идентичности татар

[6] Нежура Е.А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47–52.

 



2019-07-03 492 Обсуждений (0)
Глава 2. Татарская идентичность в мемах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Татарская идентичность в мемах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)