История календарного праздника
Содержание Отчёт о проведённом мероприятии…………………………………….. 3 Характеристика творческого коллектива……………………………… 4 История календарного праздника «Угинде»…………………………... 7 Сценарий осеннего календарного праздника «Угинде пайрем»……… 9 Нотный материал………………………………………………………… 23 Примечания к песням……………………………………………………. 30 Список источников……………………………………………………… 31 Приложения………………………………………………………………. 32 Отчет о проведённом Календарном празднике «Угинде » (Новый урожай) В октябре месяце 2018 года в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл проходил Республиканский конкурс «Ӱдырсий», который был проведен Республиканским центром марийской культуры. На этом конкурсе было дано домашнее задание участнику конкурса показать какой-либо обряд (праздник), проводимый в своей местности. Участник конкурса выбрала обряд (праздник) проведения фольклорного праздника «Угинде». Для показа этого обряда (праздника) привлечен фольклорный коллектив «Муро аршаш» Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» филиала Мари-Кужерский сельский клуб. К проведению данного обряда привлечено более 5 участников. Также этот обряд (праздник) был не раз показан на сцене Мари-Кужерского сельского клуба. Угинде - первый праздник осеннего календарного периода, с него начинается цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами – жатвой, обмолом хлеба и с его потреблением. Главная идея праздника – поблагодарив богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом. Актуальностью данной темы На этом мероприятии присутствовало более 200 зрителей. Посмотрев этот обряд, каждый зритель мог увидеть и рассказать будущему поколению, как проходил этот праздник в старину и знали традиции и обряды народов мари. Основной целью праздника «Угинде» является возрождение традиции марийских народов. Работа участника конкурса вместе с фольклорным коллективом отмечена Дипломом Республиканского центра марийской культуры в номинации «Марий ӱдыр – весела ӱдыр». Характеристика фольклорного ансамбля «Муро аршаш» (Песенный букет) Фольклорный ансамбль «Муро аршаш» организован в 2016 году. Взрослый самодеятельный коллектив «Муро аршаш» представляет собой добровольное самодеятельное общественное объединение. Участие в коллективе осуществляется в свободное от работы (учебы) время и представляет собой одну из активных форм общественной деятельности. Членами коллектива могут быть все желающие. В репертуаре ансамбля традиционные марийские песни уральских мари, Волжского, Моркинского районов. В коллективе принимают участие женщины с 40- 60 лет. Ансамбль принимает активное участие в городских и районных мероприятиях: коллектив неоднократно награждался за участие, популяризацию традиционной народной культуры, привлечение внимания молодого поколения к самобытным формам народного творчества. Также отмечены дипломами, почетными грамотами, благодарностью. Традиционно ансамбль принимает участие на районных праздниках «Широкая масленица», «Кугече» «Пеледыш пайрем», «Колумбовское чтение»; также участвует на различных конкурсах и мероприятиях проводимых как районного, так и республиканского масштаба: праздничный концерт посвященный ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, на вечерах памяти Л. Яндакова, М.С. Степанова, А.В. Якушевой, в ежегодно проводимом концерте Моркинского района в городе Йошкар-Ола в театре им.М.Шкетана и в ДК 30-летия Победы, в районном смотре-конкурсе песни и танца. Также ансамбль участвовал на съёмке в передаче «Пошкудем» и не раз были напечатаны статьи в газетах «Марий Эл», «Кугарня», «Морко мланде» об участии фольклорного ансамбля на различных мероприятиях. Предложение надо для заключения Руководитель коллектива: Л.И. Ксенофонтова История календарного праздника «Угинде» (Новый урожай )
Праздник нового хлеба «Угинде»– благодарственный обряд в честь завершения земледельческих работ, обряд жертвоприношения богам (языческая религия). Данный обряд имел место у марийцев, проживающих на территории Моркинского , а также Северо-Восточной части Республики Марий Эл, которая включает Сернурский, Ново-Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский, Параньгинский районы. Завершив тяжёлые земледельческие работы и собрав урожай, марийцы организовывали благодарственные моления. Считалось, что на их торжествах незримо присутствовали и угощались боги и духи, от которых зависел их урожай, здоровье скота и даже семейное благополучие земледельца. Первое осеннее благодарственное моление совершалось по окончании осенне- полевых работ. В благодарность за урожай главным богам приносили жертву «из новоиспеченного хлеба». Время совершения обряда зависело от того, когда семьи приступали к угощению нового хлеба. Если род имел в достатке зерна, то с проведением моления не спешили, а бедняки устраивали его в последний день обмолота. Обрядовые действия по случаю приношения богам их доли из нового урожая ранее осуществляли в одном из домов родовой фамилии, а позднее - в каждой семье по отдельности, но и тогда присутствовали несколько поколений. Проведение Праздника нового урожая «Угинде» считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи (в некоторых домах хозяин приглашал для проведения жертвоприношения карта-жреца) на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные. Около гумна разводили костёр, в огонь бросали кашу, хлеб предназначенную для бога, чтобы «Тулводыж (дух огня) поднял вверх», читали молитву и угощали друг друга обрядовой кашей. До совершения этого обряда воздерживались от употребления нового хлеба: без моления о новом хлебе, считалось грехом печь новый хлеб и употреблять его в пищу. Во время исполнения обряда пели песни, танцевали, радовались, загадывали загадки, приговаривали прибаутки и пословицы. В обрядовых песнях, исполняемых во время праздника, воспевали тяжелый труд хлебороба. Хлеб у марийцев выступает как символ жизни, благополучия, изобилия. Это находит выражение в различных сторонах повседневного и обрядового поведения. Когда пекут свежий хлеб или блины, «первые три блина всегда посвящают божествам». Ни один ритуал не проводится без хлеба. «Хлеб всему голова».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |