Исполнение милицией постановлений о назначении административного наказания за мелкое хулиганство
Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел Кодекса обусловлено большими особенностями этой стадии. На ней реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административной ответственности. На трех предыдущих стадиях — возбуждения дела (административного расследования), рассмотрения дела, пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях — компетентные субъекты обязаны были, руководствуясь процессуальными нормами, вести дело и правильно его разрешить. Иными словами, субъекты административной власти на этих трех стадиях обязаны собрать, проанализировать обстоятельства дела, дать им правовую оценку, определить, как воздействовать на виновного. Результаты этой деятельности фиксируются в официальных документах: протоколах, постановлениях, решениях. На стадии исполнения информация об обстоятельствах правонарушения не собирается, не анализируется, законность принятых актов не проверяется. Эта стадия завершает производство по делам об административных правонарушениях, здесь исполняются принятые по делам постановления, решения, осуществляется карательное воздействие. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников производства, действуют специфические принципы; специфично и содержание деятельности субъектов власти1. Велико и своеобразие норм, регулирующих правила исполнительного производства, которые содержатся в двух главах раздела V КоАП РФ: гл. 31 («Общие положения») и гл. 32 («Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний»). Следует также иметь в виду, что порядок принудительного исполнения актов судов (судей) и иных компетентных органов, возлагающих на граждан и юридических лиц обязанности по передаче иным субъектам права «денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий», регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Специфична и структура стадии исполнения. Она состоит из трех этапов: 1. обращение к исполнению; 2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (решением); 3. окончание производства по исполнению постановления (решения). Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный законом срок и с этого момента, лицо официально признается правонарушителем, и считается виновным, привлекавшимся к административной ответственности, что учитывается, например, при решении вопросов о квалификации повторных правонарушений, о выдаче лицензий на приобретение оружия. С этого момента постановление становится обязательным для исполнения всеми субъектами права, на которых возложена такая обязанность. КоАП предусматривает неблагоприятные для виновного последствия Так, при неуплате суммы административного штрафа в срок, влечет наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ)1. А ч.2 ст. 20.25 КоАП РФ даже закрепляет новый состав административного правонарушения «самовольное оставление места отбывания административного ареста» и устанавливает за него санкцию в виде административного ареста до 15 суток. Во многих случаях (а в ОВД всегда) определяется должностная подведомственность: кто из сотрудников органа в рамках территориальной подведомственности обязан обеспечить реальное исполнение наказания. Порядок исполнения постановлений по делам об административных Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания – штрафа, указан в ст. 32.2 КоАП РФ2. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной суммы денег. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью или по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а так же путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица. Штраф применяется наиболее широко по ряду причин. Во-первых, в административном порядке на граждан РФ и юридических лиц могут налагаться только два наказания: предупреждение и штраф. Учитывая особенности предупреждения как меры морально-правового воздействия, используемой, как правило, при малозначительных правонарушениях, субъекты административной власти чаще всего применяются к виновным наказание в виде штрафа. Во-вторых, размер штрафа легко изменять, учитывая самые разнообразные обстоятельства правонарушения. В-третьих, взысканные с виновных суммы зачисляются в бюджеты. Главным образом эти деньги направляются в бюджеты муниципальных образований и в какой-то степени пополняют их. В ряде случаев суммы штрафов полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ. Так, суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, направляются в федеральный бюджет, а из суммы штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин, о защите прав и законных интересов инвесторов, в федеральный бюджет направляется только 20%. Часть 1 ст. 32.2 КоАП РФ обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней с даты, когда постановление о наложении административного штрафа вступило в законную силу, уплатить соответствующую сумму1. Если виновному была предоставлена отсрочка исполнения - уплаты штрафа на срок до трех месяцев - в соответствии сост. 31.5 КоАП РФ,то штраф необходимо уплатить в 30-дневный срок с момента истечения отсрочки. Невыполнение этого порядка влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Сравнивая содержание ч. 1 ст. 32.2 нового КоАП с ч. 1 ст. 285 КоАП а) ст. 285 регулировала порядок наложения штрафа на физических лиц, б) ст. 285 устанавливала 15-дневный срок для добровольного исполнения в) ст. 285 предусматривалось, что срок исполнения обязанности начинает течь (по общему правилу) со дня вручения копии постановления, а в соответствии со ст. 32.2 срок исчисляется со дня, когда постановление вступило в силу. Конечно, лицо вправе внести соответствующую сумму для выплаты штрафа еще и тогда, когда постановление не вступило в законную силу. Таким образом, если до 1 июля 2002 г. лицо было обязано уплатить штраф в течение 15 дней, то по новому КоАП РФ оно вправе сделать это в течение 40 (10 + 30) дней2. Согласно статистическим данным по г. Красноярску за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ в период с января по ноябрь 2004 года наложено 4 827 500 рублей, а взыскано 2 019 500 рублей. В КоАП РФ установлены варианты добровольной уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности и закреплены в ч. 3 ст. 32.2, которая устанавливает, что: ü если на основании ст. 28.6, 32.3 КоАП РФ штраф взимается на месте, то виновный передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией; ü физическим лицом сумма административного штрафа по частям или Ранее ч. 2 ст. 285 действовавшего КоАП РСФСР устанавливала, что штраф с родителей или лиц, их заменяющих, взыскивается, если несовершеннолетний привлечен к ответственности за мелкое хулиганство или нарушение правил дорожного движения. По КоАП РФ, штраф с родителей может быть взыскан, если несовершеннолетний, не имеющий самостоятельного заработка, был привлечен к административной ответственности за любое административное правонарушение. Таким образом, ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ резко расширила основания возложения на родителей обязанности уплатить штраф за их несовершеннолетних детей. В законе сказано, что штраф взыскивается с родителей. Такая формулировка позволяет должностному лицу, исходя из конкретных обстоятельств, решить, кто из родителей обязан уплатить штраф, и может выполнить соответствующую обязанность. Если оштрафованное лицо в течение установленного законом (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ) срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то должностное лицо, вынесший постановление, обращает его к принудительному исполнению1. С этой целью, по истечению 40 дней, постановление по делу об административном правонарушении направляется в Службу Судебных Приставов (далее - ССП), которые возбуждают дело об исполнительном производстве и принудительно взыскивают с правонарушителя сумму в размере неуплаченного штрафа. Затем в ОВД должностному лицу приходит уведомление о взыскании либо не взыскании с правонарушителя суммы штрафа. Второй мерой наказания, предусмотренной санкцией ст. 20.1 КоАП РФ – за совершения мелкого хулиганства – является административный арест. Административный арест - единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания1. В ст. 32.8 КоАП РФ содержатся общие правила исполнения административного ареста. Содержание этих норм имеет ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено: постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения. А это значит, что вопреки общему правилу, закрепленному ст. 31.1 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление вступает в силу не ранее, чем через 10 суток со дня вручения, получения его копии виновным (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ), постановление об административном аресте вступает в силу немедленно после его вынесения. Постановления об административном аресте исполняются органами Если лицо находилось под стражей или было подвергнуто административному задержанию, то после вручения сотруднику ОВД постановления об административном аресте оно доставляется в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, или иное помещение, предназначенное для отбывания административного ареста (изолятор временного содержания при ОВД)1. Лицо, которое не находилось под стражей, после оглашения постановления об административном аресте должно быть взято под стражу в зале суда, а после вручения постановления сотруднику ОВД — препровождено им к месту отбытия наказания. В обоих случаях виновный и постановление об административном аресте передаются дежурному по спецприемнику или иному лицу, которое обязано обеспечить исполнение постановления об административном аресте. Лицо, доставленное в специальный приемник, регистрируется в журнале. На каждого арестованного заполняется учетная карточка. Место содержания под стражей лица, постановлением судьи подвергнутого административному аресту, определяется ОВД. По общему правилу, арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально оборудованных для этого камерах. Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред здоровью). Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей. Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются. Срок отбывания административного ареста начинает течь с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента, когда оно было доставлено в помещение соответствующего субъекта власти1. Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения судьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если виновный не задерживался в административном порядке, срок ареста исчисляется с того часа, когда он был фактически взят под стражу в зале суда. Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолировано от общества. В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.). За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на основании ч.2 ст. 20.25 КоАП подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, т.е. начинает течь сразу после исполнения первого постановления об аресте. Правилами внутреннего распорядка специальных приемников установлено, что лицам, отбывшим наказание, при освобождении из-под стражи возвращаются под расписку изъятые у них при водворении в камеру вещи и выдается справка. В справке указывается срок нахождения под арестом и основание освобождения. Граждане, срок ареста которых истекает после 23 часов, вправе остаться в камере, специальном приемнике по их письменному заявлению до 6 часов утра. Арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Положением предусмотрено раздельное содержание мужчин и женщин, курящих и некурящих (при наличии соответствующих условий), а также отдельное содержание арестованных за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача, иностранных граждан и лиц без гражданства, больных инфекционными заразными заболеваниями или нуждающихся в особом медицинском уходе, арестованных, которым решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы жизни и здоровью1. Согласно статистическим данным в Богучанском РОВД в период с января по ноябрь 2004 года административный арест был применен к 52 гражданам, совершившим мелкое хулиганство: 8 человек были арестованы на 1 сутки; 11 человек на 2 суток; 8 человек на 3 суток; 2 человека на 4 суток; 7 человек на 5 суток; 1 человек на 6 суток; 3 человека на 7суток; 7 человек на 10 суток; 2 человека на 15 суток. В Октябрьском, Свердловском, Ленинском РУВД г. Красноярска административный арест не применяется, в связи с нехваткой денежных средств в РУВД для содержания административно арестованных. До августа 2004 года 79 административно арестованных на основании Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержались в ИВС Центрального района. Но Приказом МВД РФ № 423 от 9 июля 2004 года «Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 июня 2004 г. № 2 км/3» исключили такую практику. Согласно решения коллегии МВД РФ № 2 км/3 от 29 июня 2004 г. « О совершенствовании оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраняя и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и мерах по реализации требований уголовно-процессуального законодательства» исключается содержание в ИВС ОВД лиц, арестованных в административном порядке, иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, и иных лиц, помещение которых в ИВС не разрешается. В период с января по декабрь 2004 года в спецприемнике УВД г. Красноярска, содержались административно арестованные с Советского РУВД 16 человек, Кировского РУВД – 1 человек, Центрального РУВД 27 человек, Железнодорожного РУВД – 3 человека.
Заключение Таким образом, в заключение следует подвести итоги: 1. Согласно ч. 1 ст.20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. 2. Мелкое хулиганство – один из наиболее распространенных административных проступков, связанных с нарушением общественного порядка. Деятельность милиции охватывает практически все этапы применения данной нормы: от выявления и пресечения правонарушений до исполнения административного наказания. 3. Охрана общественного порядка – важная, требующая комплексного подхода задача государства, в решении которой органы внутренних дел являются наиболее универсальным, но далеко не единственным субъектом. 4. Деятельность милиции по охране общественного порядка охватывает широкий круг мероприятий: от применения мер превентивного характера, до исполнения административных наказаний. Она связана с применением большого перечня административных правонарушений и уголовных преступлений. Исполнение законодательства об охране общественного порядка включает в себя такие составляющие как: организация несения службы, выявление и пресечение преступлений и административных проступков, оказание помощи пострадавшим, дальнейшая организация уголовно-процессуальных действий и производства по делам об административных правонарушениях. 5. Применение милицией административной ответственности за мелкое хулиганство складывается из нескольких составляющих, которые не могут существовать по отдельности: Ø Сотрудники милиции пресекают данные административные проступки, применяя в этих целях властные полномочия, в том числе, физическую силу и специальные средства. Ø Сотрудники милиции осуществляют подготовку материалов дела об административном правонарушении. Ø Должностные лица ОВД наряду с судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ. Ø Должностные лица ОВД принимают непосредственное участие в исполнении административных наказаний. 6. На сегодняшний день реализация данной нормы связана с определенными трудностями, так как имеются противоречия и пробелы в действующем законодательстве, решения которых необходимо устранять как на местном , так и на федеральном уровне.
Список использованной литературы : 1. О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ. 2. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. (с изм. и доп.) //СПС Консультант Плюс. 3. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I (по состоянию на 15 сентября 2004 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. 4. О судебной практике по делам о хулиганстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. 11, от 25 октября 1996 г. № 10) //Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. – М., 2001. 5. Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции: Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900// СПС Консультант Плюс. 6. Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД: Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 // СПС Консультант Плюс. 7. Наставление о деятельности ОВД по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 490//СПС Консультант Плюс. 8. О совершенствовании оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраняя и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и мерах по реализации требований уголовно-процессуального законодательства: решения коллегии МВД РФ № 2 км/3 от 29 июня 2004 г. 9. Об административных правонарушениях: Закон Красноярского края от 26 апреля 2004 года № 10-1900 //СПС Консультант Плюс. 10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О //СПС Консультант Плюс. 11. Положение о специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке: Утв. Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. № 605 дсп (с изм., внесенными приказом МВД России от 13 июня 2002 г. № 566 дсп). 12. Административная деятельность органов внутренних дел. Части Общая и Особенная /Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Коренева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2001. 13. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебно-наглядное пособие /Под ред. В.П.Сальникова. – М., 2002. 14. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: - Красноярск: Сиб. ЮИ МВД России, 2004 г.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |