Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ



2019-07-03 255 Обсуждений (0)
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ для подготовки к ГЭК

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

 

для студентов направления "Профессиональное обучение"

 

Новосибирск 2014

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Текущая методическая работа педагога профессиональной школы предполагает осуществление анализа учебно-программной документации подготовки рабочих, которая включает Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО), квалификационную характеристику по рабочей профессии, учебный план подготовки, учебные программы предметов, на основе этого и в соответствии с дидактическими принципами проводится отбор содержания подготовки будущих рабочих, что обуславливает  корректировку содержания уроков, конкретизацию целей учебного занятия, уточнение методов, выбор средств обучения. Результатом текущей методической работы является разработанный план-конспект урока.

Алгоритм методической работы по составлению плана-конспекта урока с учетом этапов его разработки представлен на рисунке 1.

Тема урока отражает узловые вопросы соответствующего учебного материала, т. е. функционально законченные части учебного материала в программе.

Цели урока. Цель – философская категория, перенесенная в различные области деятельности человека. Под целью понимают «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия». Поскольку одним из компонентов учебного процесса является дидактическая цель, то можно дать следующее определение «дидактическая цель – это идеальная модель конечного результата процесса обучения, предусматривающего взаимодействие педагога и учащихся, являющаяся в значительной степени основанием, на базе которого осуществляется проектирование всех других элементов учебного процесса.

 

 


Рисунок 1 - Этапы подготовки педагога к проведению урока традиционного обучения

Любое учебное занятие реализует образовательную, развивающую и воспитательную функции учебного процесса. Исходя из этого, определяются соответствующие дидактические цели:

- Образовательная цель предполагает указание того, какие конкретно знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся и на каком познавательном уровне (ознакомительном, репродуктивном, уровне применения);

- Развивающая цель направлена на формирование отдельных приемов умственной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, синтеза и т.д.);

- Воспитательная цель указывает, какие личностные качества можно сформировать и развивать содержанием материала учебного занятия (познавательный интерес, самостоятельность, активность, ответственность и др.).

Отбор содержания учебного занятия. Учебный материал составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. В содержание учебного материала входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы и т.д., но и задачи, упражнения вопросы преподавателя – словом, все, что должен усвоить учащийся и что способствует этому усвоению, ибо этот процесс во многом зависит от подбора информации, задач, заданий, упражнений, наглядных пособий и т.д.

При формировании содержания необходимо соблюдать следующие требования:

- Соответствие содержания требованиям государственного стандарта;

- Соответствие содержания дидактическим принципам;

- Учет реальных возможностей процесса обучения;

- Обеспечение единства в конструировании и реализации содержания образования с позиций всех учебных предметов.

В содержании профессионального образования имеет место вся система понятий, которые могут быть представлены в виде трех групп: общенаучные, политехнические и профессиональные понятия. Эти понятия обеспечивают систематичность знаний на основе взаимосвязи, преемственности и последовательности и раскрытия и применения в практической деятельности.

При определении содержания темы (занятия) определяется логическая структура учебного материала, который подбирается на основе изучения и анализа литературы. Под логической структурой учебного материала понимают систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный объем материала. Для представления логической структуры преподаватель разделяет подобранную информацию на учебные элементы – условные единицы усвоения (УЭ). УЭ называют подлежащий изучению предмет, процесс, свойство, метод, способ и т.п.

Подразделяют учебную информацию на УЭ и строят логические связи между ними, используя теорию графов. При построении модели логической структуры учебного материала в вершине графа помещаются понятия и суждения данного фрагмента учебного материала. Построение структурно-логических схем представляет собой один из приемов отбора и систематизации учебного материала, реализующий принципы научности, систематичности и последовательности обучения.

Выбор типа урока. Организационная форма – это специально организованная деятельность педагога и учащегося, протекающая в определенном порядке и по установленному режиму.

В ходе учебного процесса решаются разные дидактические задачи, связанные не только с сообщение нового материала, но и с его повторением, закреплением и проверкой. В зависимости от цели и задач подготовки выделяют разновидности уроков. В современной дидактике существует 5 типов уроков:

1. Урок новых знаний;

2. Урок закрепления и совершенствования (упражнений);

3. Повторительно-обобщающий урок;

4. Контрольно-проверочный урок;

5. Комбинированный урок.

Рассмотрим подробнее этапы организации разных типов уроков:

Урок новых знаний включают сообщение темы и раскрытие цели урока, изложение нового материала или самостоятельную работу учащихся с литературой, ответы на вопросы учащихся, проверку качества усвоения учащимися нового материала и дополнительные разъяснения, выдачу домашних заданий.

Структура урока новых знаний:

1 этап. Организационный момент  - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего настроя группы.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин.

- актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

- мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

- целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно различными методами.

4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов – 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается до окончания урока.

Урок закрепления и совершенствования предполагает проведение фронтальных бесед с учащимися по ранее изученному материалу темы, лабораторно-практические работы, решение различных задач, упражнения в разработке технологических процессов, письменные графические работы, различные виды самостоятельных работ по закреплению и систематизации ранее изученного материала (составление и чтение схем, составление таблиц, работа с карточками-заданиями, разбор технической документации и т. п.), просмотры кинофильмов, выступление учащихся с докладами и рефератами и т.п.

Структура урока закрепления и совершенствования:

1 этап. Организационный момент  - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин.

3 этап. Упражнения – 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин.

Урок повторения и обобщения  имеет более простую структуру. Преподаватель проводит обзорно-обобщающую лекцию по изученному материалу или организует развернутую беседу с учащимися по изученному материалу темы, раздела, курса. В последнем случае учащиеся под руководством преподавателя выполняют обобщающие упражнения, письменные работы и другие задания. В ряде случаев содержанием повторительно-обобщающих уроков являются лабораторно-практические работы иллюстративного характера.

Структура урока повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Проверка домашнего задания  5-7 мин.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик 20-25 мин.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок 5-7 мин.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится перед контрольной работой – 7- 10 мин.

Контрольно-проверочный урок включает обстоятельный устный опрос по теме, разделу или предмету в целом, проведение письменных или графических контрольных работ, проверку знаний учащихся с применением контролирующих устройств, карточек-заданий, обзорно-повторительных таблиц, выполнение заданий практического характера, проведение зачетов, экзаменов.

Структура контрольно-проверочного урока:

1 этап. Организационный момент 10-15 мин.

2 этап. Контрольное мероприятие 25-30 мин.

Комбинированный урок. При проведении этих уроков решается комплекс различных дидактических задач. Они включают все или большинство структурных элементов в различных комбинациях.

Его структура видоизменяется в достаточно широких пределах в зависимости от содержания, цели, исходного уровня знаний и умений учащихся, педагогического замысла преподавателя.

Структура комбинированного урока

1 этап. Организационный момент 1-3 мин.

2 этап. Проверка домашнего задания 5-7 мин.

3 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала 10-15 мин.

- актуализация опорных знаний;

- мотивация;

- целеполагание.

4 этап. Изложение нового материала – 15-20 мин.

5 этап. Первичное закрепление 5-10 мин.

6 этап. Подведение итогов и оглашение оценок 5-7 мин.

7 этап. Выдача домашнего задания 1-3 мин.

Определение методов обучения. Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие. Методы обучения подразделяют на три основные группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести словесные, наглядные, практические;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. Воспитание положительной мотивации; создание стимулов в учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.

Методы обучения, в свою очередь, зависят от форм организации учебных занятий, вида обучения (теоретического или практического), особенностей источников информации (устное слово или печатное слово, кинофильм, телевидение, обучающее устройство и т. д.), дидактических задач и других факторов.

Выбор средств обучения. Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения классифицируются по характеру представления в них окружающей действительности следующим образом:

- натуральные объекты (оборудование, инструменты и др.);

- изображения и отображения материальных объектов (модели, макеты, таблицы, иллюстративный материал, кинофильмы, слайды и др.);

- средства обучения, представляющие описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами (схемы, таблицы, инструкции, сборники задач, учебники и др.);

- технические средства обучения (тренажеры, проекторы, компьютеры, лингафонные устройства и др.).

Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснении учебного материала, совершенствовании знаний и умений, мотивации и контроле усвоения. Их использование обеспечивает выполнение таких функций как наглядность, информативность, компенсаторность, адаптивность, интегративность. Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи, поэтому важно комплексное использование средств обучения в учебном процессе.

Оформление плана-конспекта урока. План-конспект урока составляется в соответствии со структурой урока и содержит следующую информацию:

- тему урока;

- цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая);

- тип урока;

- содержание обучения (с вопросами закрепления полученных знаний);

- методы обучения;

- средства обучения;

- методику выдачи домашнего задания с примером выполнения;

- определение степени реализации целей урока.

Чаще всего план-конспект оформляется в виде таблицы, которая содержит основные этапы урока, затраты времени, содержание учебного материала и описание методики осуществления учебных действий (таблица 1).

Таблица 1 – Структура плана-конспекта урока

 

Этапы урока, затраты времени Содержание учебного материала Описание методики осуществления учебных действий
1 2 3
Организационная часть   Методика создания рабочего настроения, дисциплины. Методика подготовки и актуализации опорных знаний, активизации учащихся. Методика перехода к изложению нового материала. Способы задания целей урока.
Сообщение нового материала Содержание материала: текст, рисунки, формулы, таблицы, определения, вопросы - ответы, проблемы, примеры, демонстрационные эксперименты. Здесь удобно приводить используемые на уроке средства обучения (в скобках или другим цветом), но без указывания методики их использования. Методы организации познавательной деятельности. Методы обучения по источнику знаний. Методика устного изложения; методика показа средств наглядности; методика использования средств ТСО и ВТ; методика руководства конспектированием; использование доски; методика диагностики хода учебного процесса (создание обратной связи); способы внесения корректировки в ход учебного процесса при невыполнении основных педагогических целей урока; методика решения задач; методика активизации познавательной деятельности учащихся; методика индивидуализации обучения.
Первичное закрепление нового материала Вопросы, задачи, ответы, решения, практические задания. Количество опрашиваемых. Методика опроса. Применение средств обучения при опросе (тренажеры, программированные средства, вычислительная техника). Методика индивидуализации опроса. Критерии оценки усвоения материала.
Выдача домашнего задания Содержание задания: изучение учебника, задачи, вопросы, практические задания. Методика выдачи домашнего задания; методика объяснения содержания задания; указания по самостоятельному выполнению задания; индивидуализация домашней работы; обучение учащихся самоконтролю и работе с литературой.

 

Если задание связано с разработкой плана-конспекта урока производственного обучения, здесь необходимо определить направленность учебно-производственной деятельности. Урок может быть связан с операционной темой либо с комплексной.

На уроке производственного обучения по операционной теме происходит изучение трудовых приемов и операций, формирование умений и первоначальных навыков их выполнения.

План-конспект урока производственного обучения по операционной теме выполняется в соответствии со структурой урока теоретического обучения, его отличительными компонентами являются инструктажи: вводный, текущий, заключительный.

Вводный инструктаж – элемент, который дает учащимся ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе в учебной мастерской. Структура вводного инструктажа может быть представлена следующими этапами:

1). ознакомление с содержанием предстоящей учебной работы;

2). объяснение предстоящей работы;

3). демонстрация применяемых инструментов, материалов, приспособлений;

4). показ трудовых приемов и операций, разъяснение;

5). концентрация учащихся на возможных ошибках, показ рациональных приемов;

6). знакомство с техникой безопасности.

Особое значение имеет текущий инструктаж, заключающийся в целевых обходах рабочих мест учащихся. Это дает возможность оценить правильность выполнения учебно-производственных действий учащихся. Если большинство учащихся выполняют неправильные действия необходимо провести дополнительный коллективный (групповой) инструктаж. Заключительный инструктаж проводят в виде беседы с подведением итогов и выставлением оценок. На этом этапе важно выделить наиболее сильные работы и прокомментировать общие ошибки. Выставляя оценки необходимо объяснить учащимся, почему выставлена та или иная оценка. Также на заключительном инструктаже может быть выдано домашнее задание к следующему занятию.

В таблице 2 представлен вариант оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме.

Таблица 2 – Структура плана-конспекта производственного обучения по операционной теме

Этап (время) Содержание этапа
I. (5 мин) Организационная часть: 1.1. Контроль посещаемости; 1.2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия, назначение дежурных; 1.3. Распределение учащихся по рабочим местам
II. (25 мин) Вводный инструктаж: 2.1. Сообщение темы программы; 2.2. Проверка выполнения домашнего задания; 2.3. Объяснение нового материала; 2.4. Показ готовых образцов; 2.5. Разбор инструкционно-технологических карт; 2.6. Объяснение технологической последовательности; 2.7. Демонстрация применяемых инструментов; 2.8. Показ приемов работ, предупреждение о возможных ошибках; 2.9. Повторение рабочих приемов; 2.10. Сообщение критериев оценки выполняемой работы

III.

(300 мин)

Текущий инструктаж (целевые обходы):
3.1. Первый обход: Проверка содержания рабочего места.
3.2. Второй обход: Обращение внимания на правильность выполнения трудовых приемов.
3.3. Третий обход: Проверка правильности соблюдения технологической последовательности изготовления сварочных изделий.
3.4. Четвертый обход: Проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного и т.п.), соблюдения технических условий работы.
3.5. Пятый обход: Оценивание правильности выполнения сварочных работ. Выдача дополнительных заданий успевающим учащимся.
IV. (10 мин) Заключительный инструктаж: 4.1. Подведение итогов занятия; 4.2. Указание на допущенные ошибки и разбор причин; 4.3. Сообщение оценок учащимся (с комментариями); 4.4. Выдача домашнего задания.

 

Несмотря на то, что при выполнении комплексных работ применяются те же элементы учебной работы при составлении плана-конспекта урока (см табл. 3), педагог профессионального обучения должен учитывать методические особенности проведения таких занятий (см. табл. 3).

Таблица 3 – Структура плана-конспекта производственного обучения по комплексной теме

Этап (время) Содержание этапа
I. (5 мин) Организационная часть: 1.1. Контроль посещаемости; 1.2. Ход и последовательности проведения занятия не однотипен; 1.3. Распределение учащихся по рабочим местам
II. (25 мин) Вводный инструктаж: Первый этап: 2.1. Выдача заданий (инструкционно-технологические карты, чертежи и т.д.); 2.2. Демонстрация общих приемов; 2.3. Показ приемов с точки зрения техники безопасности. Второй этап: 2.4. Индивидуальные консультации на местах; 2.5. Повышение степени самостоятельности; 2.6. Проверка правильности чтения чертежей; 2.7. Сообщение критериев оценки выполняемой работы

Окончание таблицы  3

III. (300 мин) Текущий инструктаж (целевые обходы): Подбор фактов для последующих комментариев при обобщении результатов работы учащихся.
IV. (10 мин) Заключительный инструктаж: 4.1. Подведение итогов занятия; 4.2. Обсуждение рационализации процесса работы; 4.3. Указание на допущенные ошибки и разбор причин; 4.4. Сообщение оценок учащимся (с комментариями); 4.5. Выдача домашнего задания (на усмотрение педагога/мастера).

 

При выполнении плана-конспекта урока производственного обучения по комплексной теме необходимо наполнить содержанием все этапы его проведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2007– 352 с.

Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов – М.: Академия, 2007. – 272 с

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно- педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.- 344 с.

Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. – 150 с.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

Бородина, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. /Н.В.Бородина, М.В. Горонович, М.И. Фейгина. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2002.- 67 с.

Скакун В.А. Методика производственного обучения: Ч.1 и 2. /В.А.Скакун -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. – 202 с.

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.: Высш. шк., 1987. - 271 с.

Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения: Профтехпедагогика. М.: Высш. шк., 1987. 336 с

Самородский П.С., Симоненко В.Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» /Под ред. Симоненко В.Д..- Брянск: Издательство БГУ, 2002.- 90 с.

Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения: Учебное пособие /Под ред. В.Д.Чернилевского – М.: Эксперт, 1996.

 

 



2019-07-03 255 Обсуждений (0)
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)