Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа коррекции педагогической неуспеваемости



2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Программа коррекции педагогической неуспеваемости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основании данных, полученных в ходе исследования, была создана программа коррекции педагогической неуспеваемости школьников.

Оценка результативности апробированной программы коррекции педагогической неуспеваемости.

Апробация разработанной коррекционной программы осуществлялась нами в ходе практического исследования, проводившегося в 2010 году на базе Бабушкинской средней общеобразовательной школы им. Бабушкина.

Повторные диагностические данные позволяют увидеть тенденцию к снижению неуспеваемости у исследуемых детей.

 

Таблица 1.3. Анализ социального паспорта учащихся в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» (повторная диагностика)

Общие сведения о ребенке
15 детей: 5 класс, 1996 год рождения., 11 лет, 22,2% неуспевающих; 6 класс, 1995 год рождения., 12 лет, 27,3% неуспевающих; 7 класс, 1994 год рождения., 14 лет, 25% неуспевающих. Все учащиеся БСОШ. В Бабушкинской средней общеобразовательной школе в трех классах количество неуспевающих не стало меньше, но процент неуспеваемости снизился.
Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Семья не полная – 33,3% (нет отца), семья полная -66,7%. 2. Мать, от 35 до 43 лет, профессия: продавец (26,7%), нет постоянного места работы (33,3%), домохозяйка (20%), бухгалтер (13,3%), частный предприниматель (6,7%). Отец, от 34 до 44 лет, профессия: строитель (20%), нет постоянного места работы (13,3%), лесник (6,7%), предприниматель (13,3%), не работает (6,7%). 3. Не прослеживались. 4. Взаимоотношения родителей с ребенком: доверительно-уважительные (86,7%), напряженные (13,3%). 5. Материальное положение семьи: ниже среднего (26,7%), среднее (73,3%). 6. Жилищные условия: Частные дома (40%), приватизированные квартиры (60%). 7. Условия жизни подростка: отдельная комната (100%). На вопросы 8–13 ответили нет (100%). 14. Часто ли подросток не выполняет домашнее задание: уже редко (100%). После проведения программы коррекции неуспеваемости школьников, взаимоотношения родителей с ребенком стали более благоприятными, доверительно-уважительными, только у двух детей напряженные. Высокий социальный статус у семей.
Личностная карта ребенка
1. Направленность интересов: на трудовую деятельность (53,3%), на достижения в спорте (26,7%), не определились (20%). 2. Активность: не проявляет активность в общественной жизни (26,7%), редко принимают участие в общественных делах (53,3%), стабильно принимают участие в общественных делах (20%) 4. Инициативность: редко сам начинает новое дело (100%). 5. Общительность: предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха (40%), общителен с одноклассниками (26,7%), общителен с ребятами старше по возрасту (33,3%). 6. Уверенность в себе: все ребята выполняют поручения без помощи других, обращаются за помощью только в случае действительной необходимости (100%) 7. Решительность: колеблется перед ответственным решением (46,7%), Решительны во многих вопросах (26,7%), решительны во всем (26,7%). Дети стали более активными и решительными.
Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет: авторитетом не пользуется: (53,3%), пользуется авторитетом у части одноклассников (13,3%), пользуется авторитетом у отдельных учащихся (33,3%). 2. Симпатии: пользуется симпатией у отдельных ребят (80%), не пользуются симпатией (20%). 3. Проявление агрессии: агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (46,7%), агрессию не проявляет (26,7%), часто с применением физической силы (6,7%), проявляет агрессию в редких случаях (20%). В основном авторитетом дети не пользуются, уровень агрессии снизился.
Отклонение от социальных и культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю: Терпимое (26,7%), эпизодическое употребление алкоголя (26,7%), нейтральное (33,3%), непонимание вреда, который приносит алкоголь (6,7%), вред осознаю, но в компании можно и употребить (6,7%). 2. Отношение к курению: эпизодическое курение (40%), нейтральное отношение (60%). 3. Культура речи: эпизодическое сквернословие (33,3%), избегание не цензурных выражений в школе (46,7%), избегание не цензурных выражений совсем (20%). Отклонение от социальных и культурных норм и в поведении также присутствует, но уже не в такой выраженной степени.

 

После проведения программы коррекции неуспеваемости, дети стали менее агрессивны, более общительны и уровень неуспеваемости снизился у большинства детей. Из этого можно сделать следующий вывод: необходимо чаще проводить программы коррекции (в данном случае) неуспеваемости школьников.


Таблица 1.4. Анализ модифицированного опросника неуспевающих школьников в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» (повторный результат):

Участвовал ли ты когда-нибудь в общественных делах? Что конкретно ты делал? Понравилось ли тебе? Что ты почувствовал?
-Участвовал, преимущественно в младших классах, в мероприятиях, посвященных общешкольным праздникам, отношение нейтральное, возникло чувство ответственности (6,7%); – Нет, не участвовал (-а-) (13,3%); – Участвовал, но редко (13,3%); – Участвовал, не понравилось (13,3%). – Участвовал, в основном в спортивных мероприятиях (40%) В последнее время участвую в праздничных концертах (13,3) Дети в основном участвовали в спортивных мероприятиях, но постепенно начинают пробовать принимать участие и в других мероприятиях.
Нравится ли тебе твоя семья? Каковы отношения в ней? Хотел ли ты что-то изменить?
-Нравится, отношения с мамой и бабушкой хорошие, изменить ничего не хочу (13,3%); – Напряженные отношения с отчимом, а с матерью хорошие (13,3%); – Нравиться, изменить ничего не хочу (60%); – Не нравиться, хочу изменить взаимоотношения в семье, особенно с отцом (13,3%). Большинство детей не хотят ничего менять в семье, их все удовлетворяет.
3. Если бы ты оказался на месте отца, у которого есть ребенок, он плохо учиться, пропускает занятия, чтобы ты ему сказал(а) и как поступил(а)?
-Не знаю (20%); – Поговорил бы с ним (53,3%); – Поговорил бы, но учиться бы не заставлял, пусть сам выбирает (6,7%); – Отругал бы и побеседовал (20%). У детей нет опыта воспитания, поэтому им трудно ответить на этот вопрос с точки зрения родителя, но большинство детей поговорили бы со своими детьми.
4. С кем тебе легче общаться: с младшими по возрасту, со старшими, с ровесниками?
-Нет разницы (60%); – Ровесники и старше по возрасту (13,3%); – С ровесниками (26,7%) Дети не видят разницы в возрасте при общении.
5. Каковы твои планы на будущее?
-Не знаю (33,3%); – Не задумывался(ась) (46,7%); – Хочу стать предпринимателем, мне даже репетитора наняли, чтоб подтянуть математику (6,7%) – Хочу поступить на врача (13,3%) – Вот закончим школу и хотим пойти в строительный техникум (13,3%) Дети стали задумываться над будущим, ставить цель в жизни.
6. Почему тебе не хочется ходить в школу? Чем ты занимаешься в то время, когда прогуливаешь?
-Школьное время мне интереснее занять своими делами: погулять. Когда прогуливаю, брожу по улицам (6,7%); – Неохота, хочется погулять (46,7%); – Лень (13,3%); – Хочется поиграть в компьютерные игры (26,7%); – Много болею, а когда болею – никуда идти не охота (6,7%). В основном, в то время, когда нужно сидеть за партой на уроке, дети гуляют, играют в компьютерные игры, «воспитание наложило свой отпечаток».
7. Как ты сам думаешь, почему не хочешь учиться?
-Лень (53,3%); – Не знаю (40%); – Мне просто не охота находиться в этом классе (6,7%). Не желание учиться мотивируют ленью.
8. Чем бы ты хотел заниматься в данный момент?
-Общаться с друзьями (40%); – Гулять (26,7%); – Быть дома (26,7%); – Не знаю (6,7%); – Почитать книги, связанные со строительством, нам это очень нравиться (13,3%) У детей нет определенного рода занятия, им просто интереснее побыть дома, пообщаться с друзьями и только два мальчика думают о будущем.
9. Что ты чувствуешь, когда находишься в школе? Что ты чувствуешь, когда необходимо идти в школу?
-Необходимость (33,3%); – Раздражение, учиться не хочется (26,7%); – Напряжение, учителя ругают (13,3%); – Раздражение, учителя заставляют сосредотачивать внимание (6,7%); – Непонятное состояние, лень (6,7%); – Пустоту (6,7%); – Ничего (6,7%). Большинство детей, учиться, считают необходимостью. В большей степени, когда дети находятся в школе, они чувствуют напряжение и раздражение.

 

При проведении повторного диагностического обследования педагогической неуспеваемости детей, уровень неуспеваемости снизился–у 87% школьников, а у 13% учащихся остался прежним. На диаграммах (см. Приложение 16,17,18) представлены данные первичной и повторной диагностики, отражающие степени неуспеваемости школьников, в начале и в конце реализованной программы коррекции неуспеваемости. С помощью полученных данных в результате проведения повторной диагностики мы выявили эффективность предложенной и уже реализованной коррекционной программы. Считаем, что эффективность предложенной и реализованной коррекционной программы доказана в некоторых случаях. Причиной недостаточной эффективности программы для некоторых учащихся считаем, недостаточного количества времени, а также слабое педагогическое воздействие со стороны родителей. Достоинства: дети стали общительнее, менее агрессивные, отношение к школе, педагогическому коллективу стало более позитивным.

На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики испытуемых, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.

Результатом изучения данной проблемы считаем разработку рекомендаций для социального педагога:

1. Внедрение программы коррекции неуспеваемости, которая, на наш взгляд, может быть использована для снижения уровня неуспеваемости социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.

2. Работа с неуспевающими детьми должна быть системной. Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с неуспевающими детьми эффективна именно при наличии системности.

На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с неуспевающими детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная программа, в основу которой легли факторы неуспеваемости. Данная программа использовалась нами при проведении практического исследования на базе МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» с.им. Бабушкина в 2010 г. В исследовании принимало участие пятнадцать неуспевающих школьников, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической неуспеваемости и причинами.

Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами. На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики школьников, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.

Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с педагогически неуспевающими детьми эффективна при системной работе с педагогически неуспевающими детьми и при наличии специально созданной программы коррекции неуспеваемости.


Заключение

 

Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.   Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.

По окончании данного исследования мы пришли к следующим выводам: неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Может выражаться в определенных показателях, отражающих результат образования, напрямую связана с содержанием и процессом образования, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки. Сначала мы определили комплекс причин, которыми вызывается неуспеваемость и типы неуспевающих школьников. В результате проведения диагностического обследования, мы выявили, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, лень школьников и конфликтные отношения с учителями. Затем мы выявили методы работы социального педагога с неуспевающими детьми и предложили пути преодоления неуспеваемости школьников. В практической части работы мы провели модифицированный опросник, направленный на выявление отношения к себе, к окружающему миру, планов на будущее и сделали анализ социального паспорта личности ребенка, направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий, оформив в таблицу. Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями и задачами и на основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики, доказана эффективность реализованной коррекционной программы. По данным результатам диагностического обследования можно отметить, что уровень неуспеваемости школьников в МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа» снизился у 86% детей из 100%.

Вся профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с неуспевающими школьниками должны соблюдаться система работы и внедряться программы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы.


Список литературы

 

1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М., 1990.

2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов – Киев, 1996.

3. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин – М., 1999.

4. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1996.

5. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение неуспеваемости. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М., 1991.

6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.

7. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1998.

8. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.

9. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2000.

10. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения/ В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986.

11. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М., 1996.

12. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М., 1998.

13. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с неуспевающими/ Л.М. Зюбин – М., 1998.

14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М., 1997.

15. Климова, М.Е. Эмоциональное воспитание в семье/ М.Е. Климова – Минск, 1996.

16. Козубовская, И.В. Профилактика правонарушений среди учащихся/ И.В. Козубовская – Киев, 1999.

17. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская – М., 1999.

18. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М., 1999.

19. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/ В.М. Кузнецов // Народное образование – М., 1994.

20. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе/ С.А. Кулаков – СПб., 1996.

21. Монахов, Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании/ Н.И. Монахов – М., 1980.

22. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 1994.

23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М., 1999.

24. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика неуспевающих детей/ И.В. Невский, Р.В. Овчарова – Курган, 1995.

25. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления неуспеваемости/ А.С. Новоселова – М., 1991.

26. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова – М., 1996.

27. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М., 1997.

28. Пидкасистый А.Е. Педагогика /Под ред. А.Е. Пидкасистого. – М., 1998.

29. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися/ В.А. Поварницына В.А. – Челябинск, 1994.

30. Психолого-педагогический словарь/ Автор сост. В.А. Мижериков – Ростов на Дону, 1998.

31. Раттер, М. Помощь трудному ребенку/ М. Раттер – М., 1997.

32. Реан, А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан – СПб, 1999.

33. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А. – С-Пб., 2001.

34. Российская педагогическая энциклопедия – т. 2 / под ред. В.В. Давыдова – М., 1993.

35. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. А.П. Горкина – М., 1999.

36. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов – М., 1998.

37. Суворов, А.В. Школа взаимной человечности/ А.В. Суворов – М., 1995.

38. Татаров, Е.В. Трудные судьбы подростков – кто виноват?/ Е.В. Татаров – М., 1991.

39. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991.

40. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров – М., 1995.

41. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1997.

42. Шуман, С.Г. Родительские тревоги/ С.Г. Шуман – М.: Педагогика, 1999.


Приложение 1

 

Социально-психологическая характеристика неуспевающих школьников. Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, характер.

Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание.

Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов.

Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников – диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями – позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей.

Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что «ничего не задано», а в школе – что «забыл книги дома» и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.

К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор – конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников.

Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера – конфликтность, злобность, аффективная возбудимость. Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат»), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат – «бездари…лентяи» и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на «улицу». Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.

Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев – 1 год), но они очень грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все поведение этих детей пронизано отрицательными чертами характера.

Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно. Известная поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.

Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей – все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе.


Приложение 2

 



2019-07-03 447 Обсуждений (0)
Программа коррекции педагогической неуспеваемости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа коррекции педагогической неуспеваемости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)