Тема 3. Античная философия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ленинградский областной государственный университет Им. А.С.Пушкина » Кафедра философии
Философия
Методические указания по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работы для студентов всех форм обучения направлений подготовки бакалавриата
Санкт-Петербург ЛГУ 2018
Составитель: Собольникова Е.Н., доцент, канд. филос. наук
ПРЕДИСЛОВИЕ Формирование навыков самостоятельной работы студентов для подготовки практических занятий по курсу «Философия» является важным аспектом в развитии интереса к фундаментальным знаниям, стимулирования потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоения идеи единства мирового историко-культурного процесса. Данные методические указания призваны помочь студентам технических направлений понять специфику философских проблем и осмыслить место и роль философии в структуре научного знания. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а так же формированию и развитию философского мировоззрения. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены исторических типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностно- аксиологическом аспектах. Особое внимание уделяется реализации принципа взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. Курс философии включает в себя лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студента и различные виды опроса (проверки знаний), завершается экзаменом. Предусмотрены следующие формы самостоятельной работы: подготовка к практическим занятиям, работа с первоисточниками, написание «философского эссе» по избранной теме, подготовка темы реферативного исследования и др. Методические указания позволяют ознакомиться с примерными планами практических и самостоятельных занятий студентов по данному курсу, основными понятиями и категориями философии, изучаемых на практических занятиях и списком необходимой и дополнительной литературы. Многообразие форм практической и самостоятельной работы студентов позволяют учитывать дифференцированный подход при проверке знаний, позволяет избежать опасности упрощения в усвоении гуманитарных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровень мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрений: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское и научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Изменение предмета философии в ходе истории.
Раздел 1. История философии Тема 2. Философия Древнего мира Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен. Формирование восточного и западного стилей философствования.
Тема 3. Античная философия Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты), постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |