Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Диалектика и ее влияние на античную философию



2019-07-04 413 Обсуждений (0)
Тема 1. Диалектика и ее влияние на античную философию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие диалектики как искусство ведения спора Античности.

2. Гераклит: Диалектика как учение о вечном движении и развитии.

3. Ксенофан и скептицизм.

• Все знания относительны , абсолютной истины нет.

• Все можно подвергать сомнению.

4. Плюрализм - философия, утверждающая, что в основе бытия лежит несколько начал.

5. Софистика - можно доказать любое положение даже путем искажения истины.

6. Диалектика Сократа как путь нахождения истины. Маевтика. "Познай самого себя".

7. Киники - переоценка всех человеческих ценностей, как духовных, так и матери­альных.

8. Демокрит : Детерминизм - все в мире причинно обусловлено, закономерно.

9. Аристотель: Деизм - философское учение, допускающее существование Бога как перводвигателя и не признающее его влияние на развитие природы и об­щества.

 

Тема 2. Античная традиция философского понимания человека

 

1. Истоки антропологизма в древневосточной философии- идеи единства челове­ка и космоса.

• Древняя Индия - человек хозяин своей судьбы - спасение.

• Древний Китай - назначение человека в стремлении к совер­шенству и гармонии.

2. Родина антропологизма - Древняя Греция.

• Космизм - человек как органическая часть Природы, Космоса.

• Этика - как наука о счастье.

3. Отец этики и антропологизма - Сократ.

• Достоинство личности.

• Счастье и добродетельная жизнь.

• Добродетель есть знание. "Познай самого себя"

• Маевтика.

4. Софистика.

• "Человек есть мера всех вещей".

• Истинно лишь то, что полезно человеку.

5. Платон.

• Добродетель как врожденное качество.

6. Демокрит.

• "Эвдемония - земное счастье, хорошее расположение духа.

• Прекрасна мера во всем".

7. Аристотель.

• Счастье - это благо, оно деятельность души.

• Интеллектуальные и моральные добродетели. Обучение и по­ведение.

• Добродетель - это мера, уклонение от крайностей (пороков).

8. Эллинистическая философия.

Как стать счастливым в мире страданий, добродетельным в порочном мире.

• Диоген (киники) - освободись от желаний, счастье в простоте.

• Скептицизм - невозмутимость и спокойствие духа, воздержание от суждения.

• Эпикуреизм - ранний: удовольствие и наслаждение жизнью.

• Счастлив мудрец - философ.

поздний: бери от жизни все.

• Стоицизм- фатализм: мудрец тот, кто стал хозяином своей судьбы.

 

Тема 3. Проблемы познания в истории философии

Познание - как деятельный процесс осмысления и освоения мира.

Античность.

· Ксенофан: миром правят мнения. Скептицизм

· Демокрит: многознание не есть мудрость

· Сократ: познай самого себя.

· Платон: познание - это процесс самопознания

· Аристотель: познание - умение правильно мыслить .

 

Средневековая традиция.

· Догматика.

· Схоластика. Вера над разумом. Верую, потому что абсурдно.

 

4. Проблема познания в философии эпохи Возрождения:

· "Теория двух истин"

· Вера в безграничные возможности разума человека.

 

Новое время - эпоха математического естествознания и поиска источников и методов познания.

 Сенсуализм. Эмпиризм. Индукция, (чувства, опыт, от частного к обобщенному).

• Ф.Бэкон Идолы разума.

• Рационализм (разум). Теория "Врожденных идей.

• Дедукция.

• Агностицизм. И.Кант

 

Проблемы познания в немецкой классической философии и марксизме

· Познание - есть процесс познания Абсолютной Идеи, творящей мир

· Познание - есть процесс отражения объективного мира.

·

Неклассическая философия второй половины XIX - XX веков.

• Иррационализм. Волюнтаризм. Человек - существо неразум-

цеализм, фидеизм.

 

Тема 4. Философия марксизма

1.Исторические условия возникновения марксизма.

• К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники марксизма. Эволюция их взглядов.

• Предпосылки возникновения марксизма (социально-экономические, научные и теоретические).

• Основные идеи философии марксизма. Диалектический материализм.

• Учение о социалистической революции, диктатуре пролетариата.

Возникновение и развитие русского марксизма

Г.В.Плеханов - основоположник русского марксизма. Критика народничества. Развитие философии марксизма Г.В.Плеханова. Свобода и необходимость.

• В.И.Ленин. Развитие материалистической философии В.И.Лениным. "Материа­лизм и эмпириокритицизм".

• Исторические судьбы ленинского философского наследия.

 

Тема 5. Проблема свободы в русской философии

        

Свобода как высшая ценность человеческой жизни в русской философской мысли.

• Киевская Русь: провиденциализм, свобода выбора, ответственность.

• Исихазм: духовное преображение человека через свободу, любовь, единство.

• Г.Сковорода: в каждом человеке есть "тайный" закон возрастания.

Славянофилы

• Свобода и Соборность.

• Свобода как проявление духовности человека.

• Внутренняя свобода как противопоставление внешней необходимости.

3. Спор материалистов и религиозных философов.

• Материалисты: нет души, нет свободы воли. Г.В.Плеханов: свобода и необходимость взаимосвязаны

• Религиозная философия: человек существо свободное, сам по "доброй воле" де­лает свой выбор. Ф.М.Достоевский: свобода через страдание.

В. С.Соловьев

• Свобода. Стремление к совершенству.

• Зло как испытание.

• Троица.

• Добро как, правда.

Н.Бердяев

• Человек и свобода (экзистенциализм).

• Человек как творение Бога и свободы.

• Подлинное и не подлинное существование.

• Свобода и творчество.

• Свобода - как единение человеческого и божественного

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Философия и мировоззрение.

2. Предмет и объект философского познания. Структура философского знания. Социально-культурные функции философии, и ее личностный смысл.

3. Основные тенденции развития античной философии, ее периодизация. Проблема первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, Элейская школа, Гераклит, Пифагор).

4. Атомистика Демокрита и Эпикура, их воззрения на человека и общество.

5. Жизненный путь и философия Сократа. Объективный идеализм Платона. Учение о познании. Концепция идеального государства.

6. Философские воззрения Аристотеля.

7. Этика стоиков и философия киников.

8. Неоплатонизм, его характерные особенности.

9. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий: номинализм и реализм. Теоцентризм.

10. Проблема разума и веры в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

11. Гуманистическая философия Возрождения: Н.Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм.

12. Философия Нового времени: проблема метода научного познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт).

13. Пантеистическая философия Б.Спинозы.

14. Проблема субстанции в философии Г.В.Лейбница. Монадология.

15. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Д.Дидро и Ж.Руссо.

16. Немецкая классическая философия: И.Кант. Учение о познании и морали. Агностицизм.

17. Диалектический идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Учение об Абсолютном духе.

18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

19. Философия марксизма.

20. Основные идеи русских философов кон.XIX-нач.XX в.

21. Основные направления современной западной философии вт. пол. XIX-нач.XX в.

22. Категория “бытие” в философии. Эволюция философских воззрений на бытие. Монизм и плюрализм. Основные формы бытия.

23. Категория “субстанция”, ее атрибуты. Материализм и идеализм как основные подходы к решению проблемы субстанции.

24. Понятие материи. Возникновение и развитие философских представлений о материи. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.

25. Пространство и время как философские категории. Концепции пространства и времени в философии и естествознании.

26. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем.

27. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия.

28. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания.

29. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Скептицизм, агностицизм и гносеологический реализм в решении проблемы познаваемости мира.

30. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Роль предпосылочного знания (интуиции) в гносеологии.

31. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

32. Понятие науки. Структура научного познания и его специфика. Методы научного познания.

33. Основные формы научного знания: факт, гипотеза, проблема, теория, закон.

34. Научная картина мира, ее основные варианты. Религиозная и философская картина мира.

35. Рациональное и иррациональное в познавательной практике. Научные революции и смена типов рациональности.

36. Наука и техника. Философское осмысление техники. Проблема виртуальной реальности.

37. Бытие человека. Основные философские концепции природы и сущности человека. Природное и социальное в человеке.

38. Проблема смысла человеческого бытия. Представления о совершенном человеке и смысле жизни в различных культурах.

39. Сознание, самосознание, личность. Структура сознания.

40. Общество как особая форма бытия, его структура. Гражданское общество и государство.

41. Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

42. Культура как способ бытия человека. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация.

43. Человек, культура и глобальные проблемы современности.

44. Целеполагание: нормы и ценности. Виды ценностей.

45. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества. Концепция постиндустриального общества.

 


 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С., Социальная философия: В 2 ч. [Текст] / В.С. Барулин - М.; МГУ, 1993 - 368 с.

 

2. Гладков В.А., Философский практикум [Текст] / В.А.Гладков [и др.]. Вып.1-3. М.: Наука, 1994 – 208 с.

 

3. История философии. Запад-Россия-Восток [Текст]: Кн. 1 - 4. Учеб. пособие/ - 2-е изд., испр. - М.: Греко-латинский ка­бинет, 1995-1999 - 544 с.

 

4. Каменский З.А. Философия как наука: классическая традиция и современные споры  [Текст]: учеб. пособие / З.А.Каменский. - М.: Наука, 1995 - 256 с.

 

5. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4 –е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 735 с.

 

6. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.Г.Спиркин. – 2-у изд. – М.: Гардарики, 2010. – 736 с.

 

7. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.Г.Спиркин. – 2-у изд. – М.: Гардарики, 2008. – 736 с.

 

8. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4 –е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 735 с.

 

9. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.Г.Спиркин. – 2-у изд. – М.: Гардарики, 2005. – 736 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие….…………………………………………………………..   3
Содержание курса «Философия»…………………………….………… 4
  Практические занятия по курсу «Философия» 11
Задания для самостоятельной работы…………………………………. 24
Вопросы к экзамену по философии……………………………………. 28
Список рекомендуемой литературы……………………………………. 30

Методические указания по дисциплине «Философия» по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работы для студентов всех форм обучения направлений подготовки бакалавриата

 

Составители: Собольникова Е.Н., к.филос.н, доцент

 

 



2019-07-04 413 Обсуждений (0)
Тема 1. Диалектика и ее влияние на античную философию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Диалектика и ее влияние на античную философию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)