Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы для психолого-педагогического самообразования



2019-07-04 208 Обсуждений (0)
Материалы для психолого-педагогического самообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1.2 ТИПЫ ЖЕРТВ И ВИДЫ ВИКТИМНОСТИ

Жалости заслуживают не те, кто приносит жертву,

а те, кого приносят в жертву.

Э. Боуэн

Основные понятия

Агрессивные жертвы (агрессивные провокаторы) — это жертвы, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц в различных формах агрессии (оскорблении, клевете, издевательстве и т. д.) [55].

Виктимное поведение — это поведение по типу жертвы [55].

Жертва с ретретистской активностью — это пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью подталкивает агрессоров к совершению по отношению к ним актов насилия [55].

Избирательные (избирательно-виктимные) жертвы — это люди, обладающие высокой уязвимостью в определённых ситуациях и склонные становиться жертвами в этих ситуациях [55].

Импульсивная жертва — это жертва, которая характеризуется преобладающим бессознательным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления при нападении правонарушителя (феномен Авеля) [55].

Инициативные жертвы — это жертвы, поведение которых приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств [55].

Личностная виктимность — это объективно существующие у человека качества, выражающиеся в способности становиться жертвами в условиях, когда имелась реальная или очевидная возможность избежать этого [55, с. 34].

Личностный компонент виктимности — это способность стать жертвой в силу определённых, присущих индивиду субъективных качеств [55, с. 33].

Некритичные жертвы — это лица, становящиеся жертвами вследствие неосмотрительности, неумения правильно оценить жизненные ситуации (с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, в том числе психически больные) [55].18

Обученная беспомощность — это состояние, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить [55, с. 60].

Пассивные жертвы — это лица, не оказывающие сопротивления, противодействия причинителю вреда по различным причинам: объективно не способные к сопротивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению [55].

Профессиональные (профессионально-виктимные) жертвы — это люди, виктимность которых определяется их профессиональной занятостью [55].

Рентная установка — это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макроокружения и оказывающее деформирующее влияние на всё поведение индивида [69].

Ролевая виктимность — это объективно существующая в данных условиях жизнедеятельности характеристика некоторых социальных ролей, обусловливающая опасность для лиц, их исполняющих, независимо от своих личностных качеств становиться жертвами по причине их исполнения [55, с. 34].

Самостигматизация — это аутоагрессивное неприятие каких-либо собственных черт, физических особенностей [30].

Ситуативные (ситуативно-виктимные) жертвы — это люди, которые обладают средней виктимностью и становятся жертвами в результате стечения ситуативных факторов [55].

Ситуационный компонент виктимности — это склонность личности становиться жертвой вследствие соотношения виктимогенной ситуации и личностных качеств потенциальной жертвы, а также типичные реакции людей в конкретной виктимогенной обстановке [117].

Случайные (случайно-виктимные) жертвы — это люди, которые стали жертвами в результате случайного стечения обстоятельств [55].

Универсальные (универсально-виктимные) жертвы — это лица, характеризующиеся явно выраженными личностными чертами, определяющими высокую потенциальную способность становиться жертвой в различных ситуациях [55]. 19

Материалы для психолого-педагогического самообразования

1. Согласно когнитивному подходу А. Эллиса и А. Бека, стиль мышления человека оказывает влияние на возникновение той или иной эмоции и на последующее поведение [10; 131].

Отличительная особенность жертвывиктимное мышление, признаками которого являются поиск оправданий; стремление переложить вину за свои проступки на других и найти объяснение для неприемлемого поведения; отказ признавать ответственность за происходящее в собственной жизни.

Когда ребёнок не хочет брать на себя ответственность, то он попытается представить себя как жертву («Ты меня не понимаешь!», «Учитель меня недолюбливает и занижает оценки. Поэтому я не сделал домашнее задание», «Она меня обидела, поэтому я с ней не разговариваю»).

В основе виктимного мышления лежит убеждение, что если человек является жертвой, то значит, правила на него не распространяются. Следовательно, он не несёт ответственности за последствия своих действий, её несут другие. Виктимное мышление приводит к тому, что человек часто позиционирует себя как жертву несправедливости или обстоятельств. Многие дети очень комфортно чувствуют себя в роли жертвы. Распространённая ошибка — культивирование в детях виктимного мышления и попытка исправить ситуацию за них.

2. Жертвы виктимизации прибегают к механизмам психологической защиты, позволяющим уменьшить травматичность переживаний ситуаций психологического насилия.

В частности, исследования учёных показывают, что жертвы насилия могут не считать себя страдающими от жестокого обращения, что является следствием действия двух психологических механизмов адаптации: аккомодация к насилию (сознательное отрицание жертвой негативного характера своих переживаний, поскольку признание себя жертвой означает определение себя как чего-то малоценного) и принятие на себя ответственности за факт психологического насилия (оправдание поведения агрессора, что позволяет жертве поддерживать ощущение контролируемости взаимоотношений с агрессором). 20

Психологом А. Фрейд описан такой механизм защиты, как идентификация с агрессором. При столкновении с внешней опасностью (как правило, критикой со стороны авторитета) субъект идентифицируется с агрессором, приписывая себе акт агрессии, подражая физическому или моральному облику агрессора или заимствуя некоторые символы его власти. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Идентификация с позицией жертвы приводит к тому, что человек оказывает сопротивление, с тем, чтобы лишиться роли жертвы, и постепенно начинает использовать эту роль для достижения одной из трёх целей:

· привлечения внимания;

· борьбы за власть (обвинить кого-либо, чтобы впоследствии почувствовать свою правоту);

· мстительности.

3. Исследователи Д. Финкельхор и Р. Омрод описали явление поливиктимизации, когда ребёнок в течение года подвергся четырём и более видам насилия. Согласно мнению учёных, дети с поливиктимизацией обнаруживают более тяжёлую симптоматику по сравнению с детьми с одним повторяющимся эпизодом одного и того же вида насилия [121].

4. Согласно М. А. Одинцовой, можно выделить игровую роль жертвы, основными характеристиками которой выступают:

 добровольный характер и ситуативность;

 страх ответственности, стремление избежать её;

 стремление к манипулированию (роль мученика, страдальца);

 паразитизм. Так, А. Адлер выделяет берущую установку. Она характеризуется паразитизмом в отношении внешнего мира, отсутствием социального интереса, низкой степенью активности. Лица с берущими установками покорны, угодливы, зависимы, одновременно они удовлетворяют большую часть своих потребностей за счёт других, они ничего не делают, а лишь наслаждаются жизнью, пока кто-то другой заботится об их нуждах;

 демонстративность, т. е. поведение с целью обратить на себя внимание, вызвать одобрение, привлечь помощь, удовлетворяющую все наиболее значимые потребности подростка за него. Не принося демонстранту никакой пользы, кроме успокоения необоснованными надеждами на то, что всё, как по волшебству, «будет хорошо», демонстративное поведение рождает обман ожиданий и обиды на всех [66].                                      21

5. Социальная роль жертвы предписана обществом, а исполняет данную роль стигматизированная категория людей. В современном понимании стигма — это социальный атрибут, который дискредитирует человека или социальную группу («гадкий утенок», «белая ворона», «мальчик для битья», «козел отпущения»).

Ярлыком может быть наделена и социальная группа, например, явными носителями стигмы являются чернобыльцы, ВИЧ-инфицированные, наркоманы, нищие, инвалиды, подростки из неполных, малообеспеченных семей.

Такая роль не приносит выгоды, рентная установка самая слабая, она не комфортна, как в случае игровой роли жертвы, неприятна, мучительна, вызывает глубокие страдания и побуждает к защите. Однако со временем социальная роль жертвы закрепляется в поведении. В результате человек начинает получать удовольствие от своего тягостного положения «жертвы» и прибегает к манипуляции своим положением [71].




2019-07-04 208 Обсуждений (0)
Материалы для психолого-педагогического самообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы для психолого-педагогического самообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)