Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы для психопрофилактической работы



2019-07-04 315 Обсуждений (0)
Материалы для психопрофилактической работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Словарь жертвы

Узнать в человеке жертву можно по следующим высказываниям:

1) возмущение и перекладывание ответственности на других: «Из-за …я не могу ничего поделать!», «Я не могу работать в такой обстановке!», «А что я могу сделать, если они…»;

2) оправдание себя и обвинение другого: «А что я мог сделать? А вот ты…»;

3) глобальные обобщения и преувеличения: «Все просто ужасно. Кошмар!»;

4) пессимизм: «Мне всегда не везёт», «Почему такое случается только со мной?»;

5) демонстрация уверенности в своей беспомощности: «Всё равно ничего не получится», «Это сильней меня!», «Ну я же не умею!», «Не могу, у меня такой характер»;

6) укоры, предъявляемые не самому «обидчику», а сообщаемые нейтральному человеку или самому себе: «Как она могла так поступить?!», «Я ей ничего не сделала, а она…»; 22

7) указание на злоупотребление окружающими её свободным временем и возможностями: «Мною всю жизнь пользуются!», «У меня никогда нет для себя свободной минутки», «Меня никто не понимает!»;

8) пассивный залог в речи: «Мне послышалось», «Автобус опоздал», «Меня не проинформировали» (в противовес авторской позиции «Я не услышал», «Я опоздал на автобус», «Я не получил всей информации»);

9) оправдания в случае опоздания (вместо короткого извинения), неправоты (вместо признания своей ошибки).

Игровые роли жертв ы (М. А. Одинцова)

1. «Инфантильная жертва». Инфантильность является следствием нескольких комплексов:

  • нежелание расти, взрослеть;
  • нежелание принимать свой возраст, стремление «молодиться», боязнь ответственности взрослой жизни;
  • в некой степени эгоизм, нежелание развиваться внутренне, уход от реальности.

2. «Агрессивная жертва». Может проявиться из «инфантильной жертвы» («деликатной особы»), когда та, не добившись желаемого результата, становится агрессивной и даже жестокой.

3. «Депрессивная жертва». Всегда больная, жалующаяся, пессимистичная, беспомощная. Внимание и заботу она привлекает жалобами.

4. «Зависимая жертва» — жертва, теряющая себя в пространстве другого человека («Я» = «Другой»). Человек растворяется, утрачивает свои собственные границы в другом человеке, происходит их полное слияние. В психологии под зависимым поведением (зависимостью), понимают разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчинённостью собственных интересов интересам другой личности, невозможность быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Согласно Н. Н. Авдеевой, в структуре личности зависимого типа выделяются следующие характеристики:

· готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым;

· готовность добровольно идти на выполнение неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; 23

· плохая переносимость одиночества: ощущение опустошённости или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

· лёгкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению.

5. «Самовлюблённая жертва». Чрезмерная самовлюблённость, сильный эгоцентризм, направленность на себя и ощущение себя особо важной, многозначащей персоной способствуют тому, что человек становится действительно «фанатом самого себя».

Таким образом, «инфантильная жертва» требует внимания, сочувствия и даже любви;

 «агрессивная жертва» достаточно жёстко требует от окружения всего того, чего только ей захочется, абсолютно ничего не делая сама, — ей все должны;

 «депрессивная жертва» видит в другом человеке источник энергии, которую впитывает в себя при помощи постоянных жалоб;

«зависимая жертва» полностью зависит от другого человека;

«самовлюблённая жертва» берет всё необходимое от окружающего мира, ничего не отдавая взамен [67].

Типы социальной роли жертвы (М. А. Одинцова)

1. «Козёл отпущения». В средние века был обычай бросать испорченными овощами в ярмарочного или эстрадного шута. Древние евреи сдавали все свои грехи раз в году специально выбранному для этого козлу, которого потом отпускали в пустыню на верную смерть. Вместе с ним, якобы, уходили все проблемы этих людей. История общества и культуры переполнена фактами созидания «козлов отпущения» в виде гонимых народов, виновных во всех бедах.

2. «Покорная жертва» — это беспрекословный, повинующийся, человек. Отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами, т. е. под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся поведенческие модели, иногда до тяжёлых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы). Такие люди легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками. «Покорная жертва» безмолвна, неполноценна, неспособна к самостоятельным действиям, наделена инстинктом подчинения и духовной ленью. Люди с рабской психологией вызывают много противоречивых и болезненных чувств: жалость, сострадание и одновременно вину, презрение и др. Их не уважают, ими пренебрегают, унижают, изгоняют из круга общения, потому что в первую очередь они не уважают сами себя. 24

3. «Белая ворона» — это некий объективный признак, знак абсолютной необычности, из ряда вон выходящей особенности, т. е. человек со странностями, изгой (изгнанный из общности), «чудак» [67].

 

Дисфункциональное взаимодействие в позиции жертвы и агрессора (С. Карпман)

Согласно С. Карпману, дисфункциональное взаимодействие протекает в треугольнике «жертва―преследователь―спасатель».

Вне зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, в конечном итоге он всё равно превращается в жертву.

У каждого человека есть более знакомая ему роль, приобретаемая в родительской семье. Но, попав в такой треугольник отношений, человек проходит через все три роли.

Представление о себе Убеждения Особенности взаимодействия   Мотивация поведения Механизм формирования поведения Механизм превращения Спасателя в Жертву

Спасатель

Спасатель видит себя в качестве «помощника» и «воспитателя», верит в свою доброту и видит себя героем. Спасатель отрицает свои потребности. У Спасателя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его все ценят за то, что он может сделать для других. Спасатель верит: «Если я позабочусь о них достаточно долго, то рано или поздно они будут заботиться обо мне тоже». Спасатель ищет зависимых людей, проявляет себя с ними как благожелательный, заботливый человек — тот, кто может «исправить» зависимого. Он, как правило, пытается «задушить» в другом человеке инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, — «для его же собственного блага». Пытается стать незаменимым для кого-либо. С. 25 Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты. Чем больше он спасает, тем меньше ответственности берёт на себя тот, о ком он заботится. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасателю придется либо найти новую жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Спасатель испытывает большое удовлетворение, он гордится собой и получает социальное признание, даже вознаграждение, поскольку его поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Самый большой страх Спасателя — остаться в одиночестве. Он считает, что его ценность возрастает от того, как много он делает для других. Он верит: «Если я вам нужен, вы не оставите меня».  Спасатель вырастает в семье, где его потребности не признаются. Поэтому он относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда был ребёнком. Поскольку ему не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому он заботится о других. Мечты Спасателя о том, что Жертва, о которой он заботится сейчас, в будущем позаботится о нём, не оправдываются, поскольку Жертва не способна даже позаботиться о себе. Тогда Спасатель превращается в мученика. Спасатель начинает демонстрировать всем переживаемое им чувство предательства. Обычные фразы для замученного Спасателя: «После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?», «Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!».

Преследователь

Преследователь отрицает свою уязвимость. Самое трудное для него — взять на себя ответственность за то, что он делает больно другим. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты. По его мнению, другие заслуживают то, что получают. Он не осознаёт себя Преследователем, а воспринимает себя жертвой. Любая ситуация воспринимается им следующим образом: «Я просто пытался помочь (я пытался быть Спасателем), а они на меня напали (я стал Жертвой), так что мне пришлось защищаться (я превратился в Преследователя)».    Его основное убеждение — «мир опасен, людям нельзя доверять, поэтому мне нужно нанести удар прежде, чем они сделают мне больно. Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия. Это означает, что он всегда должен быть прав. Его методы — запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. Нападая на других, Преследователь пытается преодолеть чувство беспомощности и стыда. На Жертву они проецируют свою беспомощность. Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймёт, что опасен для других, и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всём. Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда, чувствуют гнев, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать их обидчику в детстве, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Когда Жертва почувствует себя обиженной, она начинает мстить, тогда Преследователь превращается в Жертву.

 

Жертва

 Жертва полагает, что не может позаботиться о себе. Отрицает, что у неё есть возможности решения проблем.  Жертва убеждена в своей некомпетентности и высокой компетентности Спасателя. Жертва смотрит на Спасателя снизу вверх и говорит: «Ты единственный, кто может мне помочь». Несмотря на то, что Жертва считает себя неумелой в обращении с жизнью, это не мешает ей чувствовать обиду по отношению к тем, от кого она зависит. Она настаивает, что о ней нужно заботиться, но не любит, когда ей указывают на её неадекватность. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасателем: «Если вы не сделаете этого, то кто же?». Её самый большой страх, что у неё ничего не получится. Это беспокойство заставляет её быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о ней. Родители верят в несостоятельность и беспомощность своего ребёнка, бессознательно часто формируют у ребёнка-жертвы представление о себе как неспособном, зависимом. Они лишают Жертву возможности учиться на своих ошибках.  Жертвам, в конце концов, надоедает быть ниже Спасателя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасателя, путём саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение. Например, они играют в игру «да, но это не будет работать, потому что…». Жертва пытается доказать, что их проблемы неразрешимы, таким образом Спасатель оставляет усилия, чувствуя себя неполноценным.


2019-07-04 315 Обсуждений (0)
Материалы для психопрофилактической работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы для психопрофилактической работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)