Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Квалитативные, квантитативные модели.



2019-07-04 517 Обсуждений (0)
Квалитативные, квантитативные модели. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные модели, выражающие субъектно-предикатные отношения. Модели с акциональным, статальным, квалификативным, квалитативным, реляционным предикатом, их семантические разновидности.

Модели с акциональным предикатом:

- действие лица: Витя приехал домой, Сестра сажает / чистит / варит / ест / рисует овощи; возможность абсолютивного употребления глагола для передачи актуального действия (Сестра рисует, Брат ест) и способности к осуществлению действия: (Ребенок еще не говорит, Сестра хорошо рисует).

- действие животного: Васю укусила собака, В роще поют птицы;

- действие стихийной силы: Ветер сорвал крышу, Снег завалил дорогу

Модели с предметным субъектом, не передающие значения действия: Машина не едет, Телевизор хорошо работает.

Изменение значения предложения при абсолютивном употреблении глагола (способность или свойство одуш. субъекта): Ребенок уже ходит, читает, ест сам, еще не говорит, Собака кусается.

Тип субъекта и характер модификации по линии субъекта: Дорогу завалили – Дорогу завалило (снегом); обязательность эксплицитного выражения зоонима (Дорогу завалили бобры).

Соотносительность моделей типа Она стирает – У нее стирка, В области убирают урожай – В области идет уборка урожая.

Модели со статальными предикатами, содержанием которых является:

- физиологическое состояние лица – разнообразие моделей: У брата ангина / температура, Брат болен ангиной, Брата знобит, У сестры (С сестрой) обморок / Сестра в обмороке, У него болит голова, Ему больно ногу, Ему нездоровится;

- физическое состояние лица (Мне жарко / душно, Мне не работается);

- эмоционально-психическое состояние лица (Мне страшно / весело / не сидится на месте, Она волнуется, хандрит, Она взволнована)

- интеллектуальное / эмоционально-психическое (Мне вспоминается…, думается…, нравится);

- социальное состояние лица (Она замужем, Он на пенсии) .

- состояние среды: На улице холодно.

Соотносительность акциональных и статальных моделей (Листву кружило ветром – Листва кружилась, Он забыл – Он не помнит – Он вспомнил). Соотносительность и смысловые различия моделей (Он веселится – Ему весело – Он веселый).

- состояние субъекта в процессе осуществления действия (Стоять на одном месте (мне) холодно, Разговаривать с ней приятно.

Квалитативные, квантитативные модели.

Квалитативные модели, содержанием которых является:

- квалитативный признак субъекта: Маша высокая / красивая / скромная / умная, Маша отличается скромностью, Маше свойственна / присуща скромность, Для Маши характерна скромность, Маша – сама скромность; Куртка красная / красного цвета, Блузка из шелка, Юбка – в клетку, Стихи – о любви, Рассказ без названия, Книги – на столе;

- неотторжимый признак субъекта – со связкой и облигаторным определением : У Маши голубые глаза / хороший характер; субъект и его факультативный признак – с полнозначным бытийным глаголом и без облигаторного определения: У Яши – борода и усы, У него на ноге шрам; отрицательные модификации данных предложений. Модели с полной и краткой формой прилагательного.

- параметрический признак: возрастной: Маше двадцать лет; физический: Озеро глубокое, Озеро имеет большую глубину / глубину 200 метров, Озеро достигает глубины 200 метров, Глубина озера - / составляет 200 метров, Озеро - глубиной 200 метров. Приблизительность параметрического признака (метров 200, порядка / около 200 метров). Предикативная и атрибутивная позиции признаковых синтаксем.

Квантитативные модели: Яблок – два / пятнадцать / два килограмма / сто штук / множество / куча. Сопоставление моделей На столе // два яблока – Яблок на столе // два. Роль интонации в неполных предложениях: Яблок!.. Народу!.. Включение значения количества в другие модели: Я купила четыре книги – Книг я купила четыре. Модели со значением количественного сравнения: Арбузов больше, чем дынь (ср.: реляционная сравнительная модель Арбуз больше, чем дыня).

Модели с квалификативными предикатами:

- субъект и его классификационный признак: Это морской лев, Это дерево – ель;

- субъект и его квалификативный признак: Отец – учитель, Москва – большой город.

Предложения со связками, использующимися преимущественно в научном стиле речи: Нефть является сложным веществом, Нефть представляет собой темную маслянистую жидкость, Нефть служит топливом; Наша задача состоит / заключается в подготовке программы, Он считается / оказался / стал хорошим специалистом.

Предложения номинации: Треугольником называется геометрическая фигура с тремя углами, Циолковского называют отцом русской авиации.

Реляционные модели, передающие отношения:

- интерперсональные: Петя – брат Вани, Петя – Ванин брат, Петя и Ваня – братья, Петя Ване брат, Саша дружит с Машей, Саша и Маша дружат;

- отношения зависимости: что влияет на что, что зависит от чего, что определяет / обусловливает / предопределяет что;

- отношения порождения; причинные глагольные предикаты: что привело к чему, что вызвало что, и именные предикаты: что причина чего, что следствие чего;

- эмоционально-психическое отношение, состояние: Она удивилась раннему возвращению сына, Раннее возвращение сына удивило ее /вызвало ее удивление; соотнесенность простого и сложного предложения: Она удивилась тому, что сын вернулся рано;

- отношения сравнения и подобия: Земля больше Луны / , чем Луна, Сын похож на мать, Это облако напоминает верблюда, Ее квартира – как музей;

- отношения обладания: У него есть машина, Он владелец машины, Машина – его собственность, Ему принадлежит машина;

- отношения части и целого: Молекула водорода состоит из двух атомов водорода, В состав молекулы входят два атома , что делится на что, что относится к чему;

- количественного соотношения: На сто жителей приходится 30 пенсионеров, Ядро составляет треть всего вещества Земли.

Модели с бытийными предикатами в аспекте РКИ:

В лесу есть грибы, отрицательная модификация (В лесу нет грибов); фазисные и авторизованные модификации (В лесу появились грибы, В лесу встречаются грибы). Трансформы, построенные по бытийной модели: У нее уборка, В ней живет надежда.

Большую сложность для иностранцев также обычно представляет синтаксис, а именно свободный порядок слов. В русском предложении за разными членами нет строгого закрепления места, как во многих других языках. Однако от того, как расположены слова, может зависеть смысл сообщения, цель высказывания и эмоциональная окраска, а также при разном положении в предложении слова могут быть разными членами предложения.

 



2019-07-04 517 Обсуждений (0)
Квалитативные, квантитативные модели. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Квалитативные, квантитативные модели.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)