Квалитативные, квантитативные модели.
Основные модели, выражающие субъектно-предикатные отношения. Модели с акциональным, статальным, квалификативным, квалитативным, реляционным предикатом, их семантические разновидности. Модели с акциональным предикатом: - действие лица: Витя приехал домой, Сестра сажает / чистит / варит / ест / рисует овощи; возможность абсолютивного употребления глагола для передачи актуального действия (Сестра рисует, Брат ест) и способности к осуществлению действия: (Ребенок еще не говорит, Сестра хорошо рисует). - действие животного: Васю укусила собака, В роще поют птицы; - действие стихийной силы: Ветер сорвал крышу, Снег завалил дорогу Модели с предметным субъектом, не передающие значения действия: Машина не едет, Телевизор хорошо работает. Изменение значения предложения при абсолютивном употреблении глагола (способность или свойство одуш. субъекта): Ребенок уже ходит, читает, ест сам, еще не говорит, Собака кусается. Тип субъекта и характер модификации по линии субъекта: Дорогу завалили – Дорогу завалило (снегом); обязательность эксплицитного выражения зоонима (Дорогу завалили бобры). Соотносительность моделей типа Она стирает – У нее стирка, В области убирают урожай – В области идет уборка урожая. Модели со статальными предикатами, содержанием которых является: - физиологическое состояние лица – разнообразие моделей: У брата ангина / температура, Брат болен ангиной, Брата знобит, У сестры (С сестрой) обморок / Сестра в обмороке, У него болит голова, Ему больно ногу, Ему нездоровится; - физическое состояние лица (Мне жарко / душно, Мне не работается); - эмоционально-психическое состояние лица (Мне страшно / весело / не сидится на месте, Она волнуется, хандрит, Она взволнована) - интеллектуальное / эмоционально-психическое (Мне вспоминается…, думается…, нравится); - социальное состояние лица (Она замужем, Он на пенсии) . - состояние среды: На улице холодно. Соотносительность акциональных и статальных моделей (Листву кружило ветром – Листва кружилась, Он забыл – Он не помнит – Он вспомнил). Соотносительность и смысловые различия моделей (Он веселится – Ему весело – Он веселый). - состояние субъекта в процессе осуществления действия (Стоять на одном месте (мне) холодно, Разговаривать с ней приятно. Квалитативные, квантитативные модели. Квалитативные модели, содержанием которых является: - квалитативный признак субъекта: Маша высокая / красивая / скромная / умная, Маша отличается скромностью, Маше свойственна / присуща скромность, Для Маши характерна скромность, Маша – сама скромность; Куртка красная / красного цвета, Блузка из шелка, Юбка – в клетку, Стихи – о любви, Рассказ без названия, Книги – на столе; - неотторжимый признак субъекта – со связкой и облигаторным определением : У Маши голубые глаза / хороший характер; субъект и его факультативный признак – с полнозначным бытийным глаголом и без облигаторного определения: У Яши – борода и усы, У него на ноге шрам; отрицательные модификации данных предложений. Модели с полной и краткой формой прилагательного. - параметрический признак: возрастной: Маше двадцать лет; физический: Озеро глубокое, Озеро имеет большую глубину / глубину 200 метров, Озеро достигает глубины 200 метров, Глубина озера - / составляет 200 метров, Озеро - глубиной 200 метров. Приблизительность параметрического признака (метров 200, порядка / около 200 метров). Предикативная и атрибутивная позиции признаковых синтаксем. Квантитативные модели: Яблок – два / пятнадцать / два килограмма / сто штук / множество / куча. Сопоставление моделей На столе // два яблока – Яблок на столе // два. Роль интонации в неполных предложениях: Яблок!.. Народу!.. Включение значения количества в другие модели: Я купила четыре книги – Книг я купила четыре. Модели со значением количественного сравнения: Арбузов больше, чем дынь (ср.: реляционная сравнительная модель Арбуз больше, чем дыня). Модели с квалификативными предикатами: - субъект и его классификационный признак: Это морской лев, Это дерево – ель; - субъект и его квалификативный признак: Отец – учитель, Москва – большой город. Предложения со связками, использующимися преимущественно в научном стиле речи: Нефть является сложным веществом, Нефть представляет собой темную маслянистую жидкость, Нефть служит топливом; Наша задача состоит / заключается в подготовке программы, Он считается / оказался / стал хорошим специалистом. Предложения номинации: Треугольником называется геометрическая фигура с тремя углами, Циолковского называют отцом русской авиации. Реляционные модели, передающие отношения: - интерперсональные: Петя – брат Вани, Петя – Ванин брат, Петя и Ваня – братья, Петя Ване брат, Саша дружит с Машей, Саша и Маша дружат; - отношения зависимости: что влияет на что, что зависит от чего, что определяет / обусловливает / предопределяет что; - отношения порождения; причинные глагольные предикаты: что привело к чему, что вызвало что, и именные предикаты: что причина чего, что следствие чего; - эмоционально-психическое отношение, состояние: Она удивилась раннему возвращению сына, Раннее возвращение сына удивило ее /вызвало ее удивление; соотнесенность простого и сложного предложения: Она удивилась тому, что сын вернулся рано; - отношения сравнения и подобия: Земля больше Луны / , чем Луна, Сын похож на мать, Это облако напоминает верблюда, Ее квартира – как музей; - отношения обладания: У него есть машина, Он владелец машины, Машина – его собственность, Ему принадлежит машина; - отношения части и целого: Молекула водорода состоит из двух атомов водорода, В состав молекулы входят два атома , что делится на что, что относится к чему; - количественного соотношения: На сто жителей приходится 30 пенсионеров, Ядро составляет треть всего вещества Земли. Модели с бытийными предикатами в аспекте РКИ: В лесу есть грибы, отрицательная модификация (В лесу нет грибов); фазисные и авторизованные модификации (В лесу появились грибы, В лесу встречаются грибы). Трансформы, построенные по бытийной модели: У нее уборка, В ней живет надежда. Большую сложность для иностранцев также обычно представляет синтаксис, а именно свободный порядок слов. В русском предложении за разными членами нет строгого закрепления места, как во многих других языках. Однако от того, как расположены слова, может зависеть смысл сообщения, цель высказывания и эмоциональная окраска, а также при разном положении в предложении слова могут быть разными членами предложения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |