Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ



2019-07-04 190 Обсуждений (0)
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для качественного осмотра ДТП следователь должен иметь следственный чемодан, в комплекте которого должны быть представлены: рулетка длинной не менее 20 метров; электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦ ИП); планшет для ведения записей; чертежные принадлежности - следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП; электрический фонарик; мелок; стандартные бланки протокола осмотра; миллиметровая бумага, для составления масштабных схем; мерное колесо для измерения закруглений автодороги; уровень и линейки для измерения уклона автодороги.

При поступлении сообщений о дорожно-транспортном происшествии, с учетом полученных сведений, следователь «определяет состав участников выезда (специалист-криминалист; специалист-автотехник; судебно-медицинский эксперт; работники уголовного розыска, если нарушитель скрылся; понятые, если по полученному сообщению на месте их трудно найти). Решают вопрос о необходимости применения технических средств для высвобождения потерпевшего или очистки проезжей части от поврежденного транспорта»[10].

Своевременное присутствие следователя на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств, путем фотографирования, замеров и так далее. Задачами осмотра места происшествия являются: выяснение обстановки; установление места происшествия, а также его последствий. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, моделях, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определению их движения после происшествия. Установление причины происшествия и условий, способствующих его совершения. Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Нужно помнить, что «успех расследования ДТП во многом зависит от поиска и соответствующей интерпретации доказательств. Они не всегда проясняют то, что произошло во время происшествия, но часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть уже данные свидетелями показания. В том случае, когда отсутствуют надежные свидетели, вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более или менее вероятных вариантов механизмов возникновения ДТП»[11].

В расследовании ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: а) нарушение правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобильного или городского электротранспорта, пользования трамваем, троллейбусом и автобусом, в результате которого принесен тяжкий вред здоровью человека, либо причинен крупный ущерб; б) лицо, нарушившее указанные правила; в) наличие причинной связи между действиями лица допустившего нарушение этих правил и наступившими общественно-опасными последствиями; г) наличие в действиях (бездействии виновного лица) деяния, совершенного в форме легкомыслия или небрежности.

В случаях причиненного ДТП имущественного ущерба задачами расследования являются установление ущерба и развития мер к его возмещению либо к созданию предпосылок для возмещения ущерба судом.

В соответствии с принципом публичности органы предварительного расследования обязаны установить все обстоятельства ДТП, как изобличающие обвиняемого, так и определяющие или смягчающие его ответственность.

Конечной целью предварительного расследования по делам о ДТП является правильное применение уголовного закона, которое находит свое выражение в вынесении постановления о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, а по окончании расследования – обвинительного заключения или постановления о прекращении дела в связи с отсутствием события, либо отсутствием в деяниях лица состава преступления, или за недосказанностью участия обвиняемого в совершении преступления. Эти задачи решаются с момента получения информации о ДТП и до окончания производства по уголовному делу.

На практике, при расследовании ДТП необходимо помнить о сложности любого ДТП, каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причине связи между действием и наступившими последствиями. В следственной и судебной практике из-за ошибок допущенных в стадии предварительного следствия: не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба.

При осмотре места происшествия понятых следует выбирать из лиц имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать расположение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замера и так далее.

Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например с круши грузовой машина. Особенностью осмотра места происшествия ДТП является то, что начинать следует не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги, на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежания порчи. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют на схеме ДТП.

Приступая к осмотру необходимо как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, следует осмотреть наименее устойчивые следы, к которым относятся:

1) следы, указывающие на точку или место столкновения машин;

2) следы крови;

3) следы вещества, которым был загружен транспорт;

4) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви потерпевшего.

 

Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на машинах и так далее.

Осмотра трупа потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Особое внимание при осмотре трупа обращается на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы.

Автомобиль осматривается на месте происшествия или месте его обнаружения после происшествия. Фиксируется тип, марка и номерной знак машины, повреждения, возможно возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем, чтобы обнаружить на них повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и так далее. После этого необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других частей. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.

Медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего устанавливает факт употребления спиртного или наркотических веществ, степень опьянения, давность употребления, наличие и отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. Также может быть произведено биохимическое исследование с помощью проб крови и мочи испытуемого, качественного и количественного определения алкоголя.

Следственный эксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашины и др.) в конкретной дорожной ситуации;

 

б) возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.; в) о скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, отвечающих за безопасность движения; д) о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыков и т.п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм столкновения или наезда.

«Нередки случаи осуждения лиц при отсутствии причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями» отмечается в Постановлении №11 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 6 октября 1970 г.[12]

Значение любого фактора субъективного, объективного, а также механизма ДТП при их расследовании может иметь определенное значение. ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданное появление на дороге пешехода в нетрезвом состоянии. Следователю нужно дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию ТС, действиям водителя, потерпевшего.

 



2019-07-04 190 Обсуждений (0)
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)