Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ организационной структуры управления предприятия



2019-07-04 150 Обсуждений (0)
Анализ организационной структуры управления предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия определяется влиянием на его работу элементов внутренней и внешней экономической среды. Управленческая деятельность выявляет не только своевременный учет данных факторов, их рациональное и разумное сочетание, но и предвидит будущие изменения. Только при условии эффективного управления предприятие сможет решить проблемы и эффективного производства.

С этой точки зрения немаловажное значение имеет существующая на предприятии организационная структура. Она реализует себя на основе осуществления управления как вида деятельности. И управление человеческими ресурсами представляет собой вид управления любой организации наряду с управлением материальными, природными и финансовыми ресурсами. Однако, человеческие ресурсы существенно отличаются по своим характеристикам от других ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления.

Организация представляет собой систему сознательно координируемой деятельности определенного коллектива работников для достижения общей цели. Это - обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.

Каждую организацию характеризуют определенные признаки:

количественная определенность, необходимость минимального количества членов организации, исходящая из задач и объемов деятельности предприятия;

наличие общих целей, ради которых люди объединились в организацию и создали ее определенную структуру, а также средств достижения этих целей;

обособленность, «границы», которые отделяют одну организацию от других и создают целостность, единство действий работников внутри данной системы;

управляющий, координирующий центр;

размеры организации (крупная, средняя, малая), ее производственный профиль (специализация или диверсификация), характер выпускаемой продукции, сфера деятельности.

Каждая организация нуждается в координации взаимодействия людей и их подразделений, в установлении определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры и организационной культуры. Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми работниками организации и является эффективной формой управления организации. Организационная структура формируется в организации на основе: разделения труда; создания специализированных подразделений; иерархии должностей; внутриорганизационных задач и мероприятий.

Организационная структура может и должна претерпевать изменения и совершенствоваться, иначе эффективность организации может снизиться. В каждой организации формируется особая организационная культура, т.е. ценности и поведенческие нормы, разделяемые ее работниками.

Согласно теории административной ёмкости, один руководитель может эффективно управлять деятельностью ограниченного количества подчиненных, находящихся в его прямом и непосредственном подчинении. Разделение труда по специализированным линиям связано с управлением кадрами, подбором и расстановкой специалистов для высшего, среднего и низового звеньев в управлении.

Без управления организации не существует.

Управленческая деятельность - это системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Менеджмент выступает как система действий, обеспечивающих слаженную работу коллективов людей с оптимальным экономическим результатом.

Структура аппарата управления фирмой дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также их обучение и повышение квалификации, но в силу профессиональной ограниченности они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы, не говоря уже об управлении человеческими ресурсами.

Функционирование службы управления персоналом строится на стратегическом управлении, означающем: признание персонала основным ресурсом организации, опору на человеческий потенциал как основу организации, ориентацию производственной деятельности на запросы потребителей, достижение организацией конкретных преимуществ.

Схема сложившейся организационной структуры управления в организации и отражает производственно-технологическую деятельность предприятия. В организации регламентирована деятельность каждого подразделения, определены его цели, задачи, функции.

Так, общее руководство осуществляет директор. Он назначается на должность и освобождается от должности уполномоченным органом либо учредителем. Директор (руководитель предприятия) действует от имени предприятия, представляет его интересы в отношении с государственными органами РБ, юридическими и физическими лицами; организует работу предприятия; назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей и главных специалистов; распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом предприятия, заключает договора, в том числе по найму работников; издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками производственного управления; несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества.

В его непосредственном подчинении находятся основные службы предприятия, которые, в свою очередь, возглавляют специалисты разного профиля: главный бухгалтер, специалист по кадрам, главный экономист, главный инженер, старший мастер РМУ, начальник ПТО, начальник АДС, начальник СПГиС, начальник АС, начальник СТиМП, старший мастер УЭХЗ, старший мастер СРСУГ и др.

Каждый менеджер второго уровня управления имеет определенный круг обязанностей, установленных в должностной инструкции, и соответствующий штат персонала. Так, главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

В подчинении у главного бухгалтера находятся бухгалтера. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками), осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливают их к счетной обработке, отражают в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

Специалист по кадрам возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств; «ведет» вопросы найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия.

Основной функцией главного экономиста является осуществление организации и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы и др. Он проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

Главный инженер определяет техническую политику предприятия, отвечает за состояние и развитие материально-технической базы. В связи с этим в его непосредственные обязанности входит: обеспечение постоянного повышения уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ (услуг), высокое их качество. Он обосновывает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию оборудования, соответствующую нормативным требованиям; ведет контроль за соблюдением производственной и трудовой дисциплины, правил и норм охраны труда.

Главный инженер руководит производственно-техническим отделом, аварийно-диспетчерской службой, службой подземных газопроводов и сооружений, абонентской службой, ремонтно-монтажным участком, службой транспорта и механизации производства, службой реализации газа, участком электрохимической защиты. В подчинении у него находятся заместитель главного инженера, начальники и мастера соответствующих служб. Они составляют третий уровень управления.

Начальник ПТО осуществляет технологическое руководство эксплуатацией газового хозяйства управления в соответствии с требованиями «Правил технической безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь», СНиП, стандартов и других нормативно-технических документов. Начальник ПТО разрабатывает мероприятия по выполнению плана газификации природным и сжиженным газом, плана перевода квартир со сжиженного газа на природный, плана установки газовых счетчиков; решает технические вопросы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией систем газоснабжения; контролирует подготовку технических условий на проектирование газоснабжения городов, поселков, сельских населенных пунктов, жилых домов, коммунально-бытовых и промышленных объектов; решает вопросы по организации работ в оказании услуг населению по принципу «одного окна».

Мы не будем детально характеризовать функциональные обязанности каждого менеджера, но рассмотренные выше характеристики отдельных из них позволяют сделать вывод, что организационная структура управления ПУ «Оршагаз» является механистической, функциональной, поскольку управленческий труд разделен на элементы (отделы, участки), каждый из которых выполняет свою определенную задачу в общем процессе управления.

Организационная структура управления ПУ «Оршагаз» характеризуется преобладающим механистическим ее типом на основе представленных характеристик функционирования предприятия. По виду она - линейно-функциональная.

Принято считать, и мы придерживаемся такой же точки зрения, что в большинстве случаев, эффективность реализации управленческих действий выражается в росте (приросте) основных финансово-экономических показателей за определенный период или их значении, которые характеризуют работу соответствующей организации как «устойчивое развитие».

Одним из основных направлений совершенствования работы на предприятии по повышению эффективности его функционирования является изменение организационной структуры управления, отдельных ее элементов.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляют информационное обслуживание аппарата управления.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию. Такое разделение труда и образует уровни управления.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Под нормой управляемости (сферой контроля) понимается то число подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. Традиционно считается, что один руководитель может управлять 5-7 человеками. От того, какое число служащих находится в подчинении, зависит построение структуры - количество уровней. Чем меньше норма контроля, тем больше должно быть уровней в этой структуре. В современный период развития все большее количество организаций увеличивают нормы управляемости: 10-12 человек подчиняются одному руководителю. Это связано с упрощением линейной структуры или с переходом на новые, адаптивные структуры.

Если обратиться к схеме управления ПУ «Оршагаз», то можно заметить, что линейные руководители среднего звена (заместители директора) имеют в своем непосредственном подчинении разное количество элементов управления, обусловленных спецификой их деятельности. Детальное рассмотрение схемы подчиненности с учетом норм управляемости позволяет сделать вывод о целесообразном, с нашей точки зрения, включения отдельных элементов в данную схему.

Внешние факторы оказываются исходными в выборе и формировании организационной структуры управления. Исследования показали, что в современном менеджменте главным в построении структуры является вид стратегии фирмы: инновационная стратегия, стратегия уменьшения затрат или стратегия, сочетающая основные черты первых двух.

Фирмы с инновационной стратегией имеют органическую неформализованную децентрализованную структуру. Фирмы, которые ориентированы на снижение стоимости продукта, нуждаются в стабильности механистических структур. Третья категория фирм имеет смешанную структуру, сочетание механистической и органической.

Важное значение при выборе организационных структур имеет компьютеризация информационных процессов. Широкое использование компьютерной техники является неотъемлемой частью адаптивных структур. Компьютеризация в управлении способствует развитию горизонтальных связей между менеджерами и подразделениями благодаря возможности прямого доступа к необходимой информации. Компьютеризация информации - это способ связей между всеми подразделениями адаптивной структуры.

Организационная структура управления ПУ «Оршагаз», как показал анализ, является механистической, функциональной, поскольку управленческий труд разделен на элементы (отделы, участки), каждый из которых выполняет свою определенную задачу в общем процессе управления.

Линейные структуры характеризуются подчинением уровней управления. Линейная плоская структура характеризуется большим числом работников, подчиняющихся одному руководителю. В ПУ «Оршагаз» соотношение между руководителями и остальными работниками в среднем представлены следующим образом: в 2006 году на одного руководителя приходилось 8,35 чел. общего количества, в 2007 - 8 чел., в 2008 - 8 чел. Исходя из современных норм управляемости, данное соотношение можно было бы увеличивать, проводя политику сокращения управленческого аппарата, совершенствуя систему руководства на низовых звеньях организации, на уровне бригад. Так, в коллективном договоре организации предусматриваются доплаты (премии) бригадирам при руководстве бригадой до 10 человек - не более 10% тарифной ставки бригадира, свыше 10 человек - не более 15% тарифной ставки бригадира.

С увеличением объемов производства, масштабов деятельности у руководства фирмы возникает необходимость в привлечении специальных экспертов. Это могут быть юристы, специалисты по маркетинговым исследованиям, служба охраны труда и т.п. Когда они подключаются к работе фирмы, ее структура становится линейно-штабной. Таким образом, линейное руководство фирмы дополняется штабным.

Разделение полномочий между линейными и штабными отделами чаще всего связано с двумя видами целей и задач. Линейные руководители несут ответственность за достижение первичных, главных целей фирмы, штабные отвечают за решение вторичных задач, подчиненных главным целям. В общей системе штабные руководители, подчиняясь линейному руководству, выполняют функции консультантов.

Примером использования в концерне «Белтопгаз» региональной структуры может служить «линия» подчинения филиалов в областных и районных городах.

Влияние размера организации на ее структуру управления определяется характеристиками механистического типа структуры. Поскольку при большом количестве работающих имеется большое число уровней управления или дивизиональных подразделений.

Технология производства также определяет во многом выбор структуры управления. Исследования показали, что фирмы, имеющие в своем арсенале массовое производство, используют механистические структуры управления, поскольку повторяемость способствует увеличению количества отделов по горизонтали и вертикали.

Организационная структура управления ПУ «Оршагаз» характеризуется преобладающим механистическим ее типом на основе представленных характеристик функционирования предприятия. По виду она - линейно-функциональная.

Управление трудовыми ресурсами является одним из важных аспектов теории и практики управления и включает в себя следующие этапы:

планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах;

набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;

отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;

определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих;

профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;

обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;

оценка трудовой деятельности: разработка и совершенствование методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника;

повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;

подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Дадим краткую характеристику вышеназванным элементам механизма управления трудовыми ресурсами организации. Причем, заметим, что по укрупненным позициям их можно свести к трем моментам: формированию трудовых ресурсов, их развитию и повышению качества использования.

Планирование трудовых ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Для удобства считают, что процесс планирования включает в себя три этапа: оценку наличных ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы удовлетворения будущих потребностей.

Руководство определяет, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели и с учетом этого прогнозирует численность персонала. Изменения во внешней среде, особенно экономической, могут оказать сильное влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах. Поэтому следует учитывать цикличность развития экономики, функционирование хозяйственного механизма в сфере занятости, демографическую ситуацию и другие аспекты жизнедеятельности внешней и внутренней среды. Принимая во внимание данный тезис, при намеченном снижении в планах на 2008 год численности персонала в «Оршагаз», фактически произошло его увеличение. Если бы данное обстоятельство сопровождалось увеличением (или хотя бы выполнением) плановых заданий в стоимостных и натуральных показателях, оно нашло бы подтверждение правильности действий руководства организации. В условиях же снижения объемов реализации продукции (работ, услуг), снижения производительности труда и необоснованного роста заработной платы, действия управленческого персонала в целом, выглядят как недальновидные и необоснованные с экономической и практической точек зрения.

Определив свои будущие потребности, руководство разрабатывает программу их удовлетворения. Потребности - это цель, программа - средство ее достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Для того, чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно знать, какие задачи они будут выполнять во время работы. Эти знания получают посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем управления трудовыми ресурсами.

Существует несколько методов анализа содержания работы. Один из них заключается в наблюдении за работником и формальном определении и регистрации всех выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой информации посредством собеседования с работником. Третий заключается в том, что работника просят заполнить вопросник и дать описание его работы и требований к ней.

Информация, полученная при анализе содержания работы, является основой для большинства последующих мероприятий по планированию, набору рабочей силы. На ее основе создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, а также прав работников. Она разрабатывается по всем должностям и специальностям организации.

В ПУ «Оршагаз», как показали наши наблюдения, данному виду действий со стороны управленческого персонала, отвечающего за нормирование работ, аттестацию рабочих мест и работников, их набор и увольнение не придается должного внимания. Отсюда вытекают последствия таких действий, выраженные в необоснованном наборе персонала, особенно в управленческие структуры.

Набор не заключается в создании резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем отберёт наиболее подходящих для нее работников. Необходимый объем работы по набору должен определяться разницей между наличной рабочей силой и текущей потребностью в ней. Будущая потребность в персонале, с нашей точки зрения, опирающаяся на такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации не должна реализовываться раньше, чем возникнет прецедент.

Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. Большинство организаций предпочитают проводить набор внутри организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме.

Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Кроме того, работник внутри организации уже знает принципы работы технологического процесса, особенности организации труда.

Однако при наборе следует учитывать аргументы и против внутреннего рынка: психологическую несовместимость и профессиональную некомпетентность отдельных «своих» работников; возможные расходы на повышение квалификации. В этом случае привлечение работника из внешнего рынка будет предпочтительнее. Считается, что набор извне обходится для организации дороже: если мы предлагаем работу человеку из другой организации, то нужно предложить ему и большую зарплату. Но расширяется в этом случае возможность выбора кандидатур; новый работник приносит новые импульсы для организации, накопленный опыт работы. Вместе с тем, высокие требования к кандидату со стороны могут увеличить текучесть кадров, отрицательно повлиять на климат в коллективе, привести к потере времени из-за отсутствия знаний и умений работника и другим неблагоприятным последствиям для организации. Таким образом, набор из разных рынков труда имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать и взвешивать руководителям.

В организации должна быть разработана стратегия управления человеческими ресурсами: определены перспективные ориентиры использования персонала, его обновление и совершенствование, развитие мотивации.

Отбор кадров. На этом этапе руководство отбирает наиболее подходящих кандидатур из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Объективное решение о выборе может основываться на образовательных характеристиках кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.

Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны работать и каким образом, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследователями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением.

Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу.

Разработка структуры заработной платы - важный элемент системы мотивации. Она определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы (например, средней отраслевой), условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации.

Организации имеют постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации при этом заботятся и об общем количестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако, этого не достаточно. Руководство должно заниматься развитием трудовых ресурсов и с этой реализовывать программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Обучение полезно и требуется в трех основных случаях: во-первых, когда человек поступает в организацию; во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу; в-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

Профессиональное обучение может проходить в организации и вне ее. Все зависит от того, какие цели преследуются в ходе обучения: индивидуальные (сохранение рабочего места, должностной рост, формирование личного авторитета и т.п.) или цели фирмы (обучение новых работников, внедрение передовых технологий, научной организации труда и т.д.). В соответствии с целями определяются формы обучения.

Формы обучения весьма многочисленны, поэтому их необходимо приспособить к требованиям занимаемой должности, личности обучаемого и особенностям организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения сводятся к следующему: во-первых, для обучения нужна мотивация; во-вторых, руководство должно создать условия, благоприятные для обучения; в-третьих, если навыки, приобретаемые посредством обучения являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы; в-четвертых, в процессе и после обучения слушатели должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения.

Следующим шагом, после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности.

Рассмотрим кратко критерии, позволяющие дать оценку работника. Это - количество труда (определение объема, результативности, интенсивности труда), качество труда (квалификация работника), отношение к работе (инициатива, добросовестность и т.п.), психологические аспекты (готовность к сотрудничеству внутри организации). Данные критерии составляют основу оценки работника.

Оценка работника в организации служит трем основным целям:

административной: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работника проводится для принятия административных решений;

информационной: в результате оценки появляется возможность информировать работников об уровне, эффективности их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности;

мотивационной - результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, их можно объективно вознаградить.

Выше мы вели речь о базовой подготовке кадров. Если учесть, что базовые знания имеют тенденцию устаревать, то возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которого лежит механизм повышения квалификации. Повышение квалификации - это постоянный процесс обновления знаний. Развитие рыночных отношений привело к созданию новых форм организаций, что выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки персонала. Недостаточная образованность, слабая технологическая и техническая грамотность, невысокая профессиональная культура в наше время оказывают такое же отрицательное воздействие на производство, как и устаревшая техника, отсталая технология, низкая организация труда.

Возрастает в связи с этим не только роль системы образования, но и такого его элемента как непрерывного образования. Суть его заключается в том, что на базе полученного образования - среднего, средне-специального или высшего - человек в течении своей трудовой, профессиональной деятельности должен пройти переобучение, переподготовку, повышать свою квалификацию минимум один раз в 5 лет. Это вызвано тем, что по оценкам экономистов, ежегодно, в результате развития научно-технического прогресса возникают сотни новых и отмирают десятки старых профессий, в результате чего обесценивается от 10 до 20% профессиональных знаний каждого специалиста. Кроме того, между образованностью работника и производительностью его труда существует прямая связь: примерно 25-30% прироста производительности труда происходит за счет повышения квалификации занятых работников. Поэтому повышение квалификационного уровня должно быть непрерывным, а формы обучения - разнообразными и гибкими.

Одна из наиболее важных последних разработок в области управления трудовыми ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества труда. Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим: работа должна быть интересной и приносить удовлетворение; работающие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда; рабочая среда должна соответствовать определенным санитарно-гигиеническим нормам; надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость; рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их работу; должны быть обеспечены в организации средства бытового и медицинского обслуживания, создан благоприятный моральный климат в трудовом коллективе.

Таковы, в общих чертах, теоретические обоснования механизма управления трудовыми ресурсами, которые необходимо знать и использовать в хозяйственной практике управления. Поскольку становление рыночных отношений требует качественной перестройки всего процесса формирования и использования рабочей силы в соответствии с потребностями рынка.

В сфере управления трудовыми ресурсами решающее значение имеют следующие факторы, которым необходимо уделять первоочередное внимание: наличие в организации на ключевых постах высококвалифицированного персонала; высокий уровень специальных знаний и опыта по ключевым аспектам деятельности; соответствующий комплекс методик профессиональной подготовки; своевременность осуществления подготовки применительно к процессу преобразований; постоянная гармонизация состояния сферы людских ресурсов организации.

Исходя из общеметодологических принципов, методов и инструментов по управлению персоналом организации и анализируя их реализацию в «Оршагаз», мы пришли к выводу, что далеко не все элементы системы управления получили должное развитие.

Сложившаяся организационная структура управления отвечает требованиям, предъявляемым к организационным структурам чисто с формальной точки зрения, но не обеспечивает должного развития организации. Последнее проявляется в неэффективной и неудовлетворительной работе всех ее структурных подразделений.

 



2019-07-04 150 Обсуждений (0)
Анализ организационной структуры управления предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ организационной структуры управления предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)