Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Городская усадьба Всеволожских (дом № 7)



2019-07-04 269 Обсуждений (0)
Городская усадьба Всеволожских (дом № 7) 0.00 из 5.00 0 оценок




Владелец усадьбы В.А. Всеволожский был очень состоятельным человеком. Пройдя по палатам особняка можно увидеть, насколько богатая планировка

и отделка дома. Особняк совсем не похож на своих архитектурных собратьев, возводившихся на рубеже ХVIII — XIX веков. Этот каменный дом находился на красной линии улицы; первоначально он был двухэтажным. На главном фасаде был широкий плоский ризалит с колоннами, на дворовом — широкая галерея с террасой-полуротондой посредине. Позади дома был парадный двор с полукружием служб, дальше до Остоженки — хозяйственный двор с каменными и деревянными постройками.

Просторные залы усадьбы были отлично приспособлены для проведения концертов и балов. Хозяин дома очень любил музыку, у него даже был собственный оркестр, который был одним из лучших крепостных собраний музыкантов.

Роскошные залы для музыки не порушил даже пожар 1812 года. После нашествия Наполеона потребовалось почти полное восстановление особняка. В результате к дому пристроили третий этаж, застроили дворовую галерею. Однако полностью восстановление усадьбы произошло уже при другом хозяине купце М.В. Степанове.

Завладев в 1867 году этим полуразрушенном домом, он перестроил особняк в стиле громоздкого псевдоклассицизма, убрал фронтон с гербом Всеволожских, декорировал двенадцатью коринфскими полуколоннами фасад. Теперь это был настоящий дворец, в центре которого разместился яхт-клуб, а по бокам — квартиры.

В 1872 — 1877 годах дворец был отдан для экспозиции Политехнического музея. Когда музей перешел в новое здание, дом был куплен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа.

В 1917 году дом был оплотом белой армии и за овладение им шел жестокий бой. Сейчас дом тоже занимают военные.

Дом Штейнгеля (дом №15)

Особняк был построен бароном В.И. Штейнгелем, известным в истории как самоотверженный декабрист. В то время он служил адъютантом

и правителем канцелярии московского главнокомандующего.

Штейнгелю было довольно легко выбрать для себя лучшее в городе место под постройку. В своем ведомстве он отвечал за послепожарную застройку столицы, поэтому, быстро определив для своего будущего дома наиболее приемлемое место, Штейнгель заказал проект архитектору, работавшему

с ним. Дом получился довольно хорошим, отличавшимся удобной планировкой и месторасположением. Однако хозяин прожил в нем совсем мало. Через 6 лет дом был продан.

В 1830 г. в нем проживала семья И.С. Тургенева: дядя Николай, мать писателя, Варвара Петровна, и братья Николай, Иван и Сергей. Они провели здесь целый год, а затем переехали на Сивцев Вражек.

После Тургеневых в 1834 г. в доме поселился Л.А. Суворов-Рымникский, внук знаменитого полководца. В 1872 — 1917 годах особняк переходит в руки гостеприимной семьи юриста Лопатина, который устраивал еженедельные встречи для своих друзей-писателей, философов, юристов. Дом Лопатиных посещали такие известные личности, как Л.Н. Толстой,

С.М. Соловьев, В.С. Соловьев, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, В.О. Ключевский, И.А. Бунин и пр.

В настоящее время, после реставрации, в доме помещается отделение архитектуры Академии художеств.

Усадьба Лопухиных (дом №11)

Городская усадьба, построенная в 1817-1822 годах - еще один образец московского ампира. Деревянный на белокаменном цоколе дом, флигель, службы и ограда с воротами. Памятник известен в литературе как усадьба Лопухиных (Станицких). Произведения архитектора Григорьева отмечены изяществом, лиризмом, даже некоторой интимностью. Легкий 6-колонный ионический портик украшает этот небольшой дом. На стене за колоннами - тонко прорисованный многофигурный рельеф на античный сюжет. Хорошо сохранилась парадная анфилада, украшенная росписью. Она идет вдоль главного фасада. Со стороны двора дом имеет второй этаж (антресоли), где проходила повседневная жизнь хозяев.

С 1920 года в доме помещается Музей Л. Н. Толстого, хотя писатель в этом доме никогда не жил. В небольшом садике стоит необыкновенно выразительная статуя Толстого работы выдающегося скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова (1881 - 1952).

Усадьба Охотниковых (В. И. Фирсановой) втор. пол. XVIII в.; нач. XIXв., архит. А. И. Таманов (дом №32)

Одна из выдающихся классических построек Москвы. Протяженную композицию «держит» восьмиколонный дорический портик центрального ризалита. Боковые ризалиты здания, на глади стен которых размещены малочисленные лепные детали изысканного рисунка, акцентированы длинными балконами второго этажа, покоящимися на тяжелых лепных кронштейнах, в нижней части которых помещены рельефы трех голов античных воинов. Большой интерес представляют дворовые корпуса усадьбы, окаймляющие ее полуциркульный двор. Архитектура их различна — ближние к дому оштукатурены и имеют камерные белокаменные четырехколонные портики. Два закругленных в плане корпуса в первом этаже имеют арочные галереи, ритм которых отмечен парными и одиночными тосканскими полуколоннами. Росписи плафонов в залах выполнены в 1915 г. А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым.


Знаменитые обитатели

 

Пречистенка как магнитом стягивала вокруг себя талантливых людей. Самых разный профессий и интересов. Здесь жила американская танцовщица Айседора Дункан, легко выскружившая голову «главному российскому повесе» Есенину. Здесь жил сам Михаил Булгаков, здесь он встречал прототипов своих будущих героев, здесь он своих героев селил. Здесь жил коллекционер живописи, первый покровитель Марка Шагала Иван Абрамович Морозов.

Дом Айседоры Дункан

В глубине улицы высится красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20». Этот дом бы возведен по проекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века.

Много хозяев поведал этот особняк. В середине XX века здесь жил генерал, герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов, проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского. В 1900 году в особняк заселился миллионер А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Его жена, балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго.

Жила в доме и другая известная балерина Айседора Дункан. Она заселилась в особняк № 20 в 1921 году, открыв здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью».

Осенью того же года Дункан познакомилась с Сергеем Есениным в доме Пигита на Большой Садовой. Уже глубокой ночью повез их извозчик на Пречистенку Путь был долгим — через Садовые, Смоленскую, Арбат... Лошадь медленно брела по темным пустынным переулкам, и уставший извозчик нечаянно заснул. Есенин с Дункан оживленно беседовали и не обращали внимания на дорогу, и только переводчик заметил, что лошадь заблудилась и ходит вокруг церкви св. Власия в Гагаринском переулке. Он потряс извозчика за плечо: «Эй, отец, ты что, венчаешь нас?! Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь!» Есенин, услышав, расхохотался: «Повенчал! Повенчал!» А когда перевели Айседоре, она обрадовалась и заулыбалась.

Забавное происшествие в действительности оказалось предзнаменованием — уже в мае 1922 года состоялась их свадьба. Есенин поселился в Пречистинском особняке вместе с Айседорой и ее многочисленными воспитанниками. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно — при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища — в ту пору по городу ходили слухио тайнике с несметными богатствами Ушковых, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома.

Есенин с Дункан прожили вместе недолго, но эта роскошная американка оставила огромный след в сердце и творчестве поэта.


Булгаковские места

С Пречистенкой связано многое в жизни великого писателя Михаила Булгакова. Во-первых, здесь проживали его родственники и друзья.

Во-вторых, недалеко от Пречистенки была последняя квартира самого Булгакова. Поэтому писателю так легко и красочно удалось описание дома на Пречистенке, в котором он поселил героев своего легендарного «Собачьего сердца» — профессора Преображенского и Шарикова.

В особняке под номером 9 жил друг писателя, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве — интереснейший музей дворянского быта в доме А. С. Хомякова на Собачьей площадке, которая находилась на месте Нового Арбата.

Булгаков часто приходил к Шапошникову, поэтому знал обстановку и положение вещей в его квартире очень хорошо. В итоге квартира Бориса Шапошникова была описана Булгаковым в «Собачьем сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». Этот запах и привлек Шарика...

В произведениях писателя внимательный читатель может найти и описание дома № 13 на углу Лопухинского переулка. Эта высотка была изначально предназначена для сдачи квартир в наем. Такие дома назывались доходными — они приносили немалый капитал своим владельцам, если те не скупились на отделку и меблировку.

В одну из самых роскошных комнат этого импозантного дома вселилась коммуна молодых художников, среди которых были члены группы «Бубновый валет» и друзья Михаила Булгакова. Вскоре сюда стал часто наведываться и сам писатель, совсем недавно приехавший в Москву. Описание элементов и предметов интерьера этого дома Булгаков использовал в своих произведениях, например, огромную люстру на цепи, где раскачивался неуязвимый Бегемот, вестибюль с мраморной лестницей и бельэтаж «калабуховского дома», где жил профессор Преображенский.

Прототипом самого «калабуховского дома», использованного в творчестве Булгакова, стала высотка под номером 24, которая стоит на углу Чистого переулка и правой стороны Пречистенки. Он построен в 1904 году архитектором С.Ф. Кулагиным (в повести он — Калабухин, отсюда «калабуховский дом»). До революции здесь жил родной дядя писателя Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог.

Он и послужил прототипом профессора Преображенского. Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 году он приезжал сюда с женой погостить на неделю.

Н Пречистенке находится и «дом Мастера». Это небольшой деревянный домик ХХ века, находящийся по адресу Мансуровский переулок № 9. За оградой с калиткой до сих пор сохранился небольшой сад. Булгаков хорошо знал это дом: в 1920-х годах здесь жили его близкие друзья — Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Булгаков любил этот дом и часто оставался в нем ночевать — зимой здесь тихо потрескивала печь, наполняя комнатки «божественным теплом», а в мае, шумно приветствуя весну в самые окна цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер...

А «дом Маргариты», по одной из версий москвоведов, находится в Малом Власьевском переулке, 12 — в глубине между Пречистенкой и Сивцевом Вражком. В тихом переулочке вы увидите изящный особняк, построенный в начале века, с небольшим садом, чугунной решеткой и низенькими воротами. Совсем недалеко отсюда — Арбат, по которому летела на метле Маргарита в Большой Николопесковский переулок — громить квартиру ненавистного критика Латунского в доме Драмлита. Его прототипом был критик Литовский, который по-настоящему травил Булгакова. Правда, жил он в Замоскворечье, но Булгаков поселил его на Арбате — иначе Маргарите пришлось бы сделать порядочный крюк.

Дом Морозова (дом №21)

Красивой городской усадьбой в прошлом веке владел С. П. Потемкин, которого в Москве окрестили Лукуллом за хлебосольство и радушие. Его жена, Е. П. Трубецкая, была посаженой матерью на свадьбе Пушкина и часто принимала поэта у себя дома.

В конце 1890-х годов усадьбу купил Иван Абрамович Морозов, представитель знаменитой купеческой династии русских промышленников, коллекционеров и меценатов. До 1900 года Морозов жил в Твери, но часто приезжал в Москву — к матери на Воздвиженку к брату Михаилу на Смоленский бульвар, у которого было роскошное собрание картин. В этих домах устраивались литературно-художественные вечера, где он много общался с художниками. Вскоре Иван Абрамович увлекся примером старшего брата и решил тоже собирать картины. В 1903 году он купил в Париже пейзаж А. Сислея «Мороз в Лювисьенн», положивший начало его собранию западноевропейской живописи. А коллекция была богатейшая: полотна Гогена, Боннара, Ван Гога, Ренуара, Матисса. Больше всего Морозов любил «Груши и персики» Поля Сезанна. Коллекция русской живописи насчитывала 300 картин: Левитан, Врубель, Сомов, Коровин. Иван Морозов стал первым покровителем еще никому не известного художника из Витебска Марка Шагала.

Для размещения огромной коллекции пречистенский дом пришлось перестраивать. По приглашению Морозова этим занялся один из лучших московских архитекторов Лев Кекушев, который превратил комнаты в огромные выставочные залы. Правда, любоваться коллекцией Морозова могли только его близкие друзья.

В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов был даже рад этому — он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным заместителем директора II Музея нового западного искусства — так стал называться теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни, Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. Разлуки со своими картинами Морозов пережить не смог и в июне 1921 года умер в Карлсбаде.

Через двадцать лет печальная участь постигла и его музей: он был закрыт, а собрание расформировано. В 1947 году часть коллекции отправили в ГМИИ на Волхонке, а часть — в ленинградский Эрмитаж. Это «переселение» наблюдал искусствовед Михайловский: «Грузятся в кузова голубые танцовщицы Дега, виноградники Ван Гога, зеленые сосны Сезанна… А в распахнутые двери морозовского особняка вносятся рулоны ковровых дорожек, массивные столы, за которыми будет решаться судьба русского искусства». Бывший морозовский особняк заняла Академия художеств СССР.

Знаменитые места



2019-07-04 269 Обсуждений (0)
Городская усадьба Всеволожских (дом № 7) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Городская усадьба Всеволожских (дом № 7)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)