Значение дидактических игр и упражнений в умственном развитии дошкольников
"Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н.К. Крупская. (18,5). Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие игры и дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Также они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно рассказы о предметах, явлениях в природе общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Таким образом, в процессе многих игр развивается мышление. Например, в игре "Угадай, что мы задумали!" ребенок должен суметь так поставить вопрос, чтобы другие дети ответили только двумя словами: "да" или "нет". Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Глава 2. Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |