Констатирующий эксперимент № 2
Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. Задача: Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства. Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам. Выявлять уровень практических умений в определении классификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям. Методы исследования: проведение дидактических игр и упражнений; обследование продуктивной деятельности детей; наблюдение. Организация детей: В свободное, отведенное для игры время (утренние часы до завтрака, во второй половине дня); небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально. Были проведены следующие дидактические игры и упражнения для выявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрических фигур. "Необычные фигуры", "Найди пару", "Где чей гараж", "Помоги фигурам выбраться из леса", "Преврати геометрические фигуры в предметы", "Продолжи ряд", "Раздели блоки-3", "Найди недостающий домик", "Игра с тремя обручами", "Сложи узор". Д/и "Необычные фигуры" Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения. Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур. См. Приложение № 18. Ход игры: Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице. Д/и "Найди пару" Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал: логические фигуры. Ход игры: У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику - мальчику найти свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету. Д/и "Где чей гараж" Цель: Развитие умений классифицировать. Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей. См. Приложение № 19. Ход игры: У вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль. 4. Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса" Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать. Материал: логические фигуры, таблица. См. Приложение № 20. Ход игры: Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки. Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух. 5. Д/у "Преврати геометрические фигуры в предметы" Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов. Материал: См. Приложение № 21. Ход игры: Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке. Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы. 6. Д/у " Продолжи ряд" Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать. Материал: См. Приложение № 22. Ход игры: Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. 7. Д/и "Раздели блоки-3" Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления. Материал: логические блоки, таблица См. Приложение № 23. Ход игры: Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие. Какие фигуры оказались общими для всех животных? Какие фигуры оказались только у медведя? Какие, только у собаки? Какие, только у обезьяны? Какие фигуры общие для медведя и собаки? Какие, для медведя и обезьяны? Какие, для собаки и обезьяны? Какие фигуры никому не подошли? Д/у "Найди недостающий домик" Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп. Материал: См. приложение № 24. Ход игры: Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна. 9. Д/и "Игра с тремя обручами" Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам. Материал: логические блоки, игровой лист с тремя пересекающими обручами. См. Приложение № 25. Ход игры: Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные. Какие блоки лежат внутри трех обручей? Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча? Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча? Какие блоки лежат вне всех обручей? 10. Д/и "Собери узор" Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике. Материал: набор фигур "Вьетнамской игры", образец См. Приложение № 26. Ход игры: У каждого из вас набор "Вьетнамской игры" и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор "Вьетнамской игры".
Критерий оценок
Высокий: ребенок правильно выполняет задание, сравнивает, выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает их словом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показывает достаточно высокий уровень практических умений в определении форм. Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях, в объяснении своих действий. Низкий: ребенок выполняет задания неправильно, не умеет выделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическими навыками.
Данные констатирующего эксперимента № 1
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента № 2
высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень.
Вывод
Проанализировав данные констатирующего экспериментов, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы. Констатирующий эксперимент №1 показал низкий уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр и упражнений. Проводя дидактические игры и упражнения, дети повторяли и закрепляли свои знания и умения по определению выявлять свойства геометрических фигур. После этого был проведен констатирующий эксперимент №2, который выявил, что уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом №1. Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр и упражнений положительно сказываются на формирование представлений у детей о геометрических фигурах. Дети стали проявлять интерес к подобной деятельности, вносить ее в совместную игровую деятельность. Таким образом, дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей в формировании элементарных математических представлений. Заключение
Итак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Создание специальных уроков, где дети по собственному желанию и интересам могут выбрать ту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы, открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному интеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников. Список использованной литературы
1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с. 2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. 4. Бочкачера Я. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. 5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с. 6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978. 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с. 8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с. 9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997. 10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с. 11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до двадцати. - М.: Творческий центр "Сфера", - 2002. 12. Математика от трех до семи / Авт. - сост. З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 176 с. 13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 14. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. 15. Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. - Минск: Народная асвета, 1990. 16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с. 17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с. 18. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 1976.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |