Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога



2019-07-03 322 Обсуждений (0)
Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1:

 

Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения

Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль Формула
С.А. 27,4% 37,1% 35,5% Д >Л >А
К.С. 51,2% 28,35% 20,7% А>Д>Л

 

Таким образом, демократический стиль взаимодействия доминирует у воспитателя Светланы Анатольевны. У воспитаеля Ксении Сергеевны выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.

Наблюдения также показали, что наличие у воспитателя Ксении Сергеевны авторитарного стиля общения сказывается на взаимоотношениях педагога с детьми, а именно: отрицательный опыт общения с воспитателем приводит к нежеланию и неумению ряда детей устанавливать с ними контакт. При поступлении таких детей в детский сад, на все действия воспитателя они реагируют негативно: плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: "хочу домой!", "где моя мама?", отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть - и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с воспитателем.

В группе Светланы Анатольевны, по результатам наблюдения, большинство детей приходит в группу уверенно, они внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Часть детей делает это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляет особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, Саша Т., расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: "Ты меня любишь?". Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему.

В результате исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (см. табл.2,3).


Таблица 2. Уровень развития речи детей раннего возраста (воспитатель Светлана Анатольевна)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

 

Сумма баллов

Уровень

развития

речи

№1 "Изучение понимания речи" №2 " Найди игрушку" Сумма баллов / Уровень №3 "Кто это" №4 "Беседа по картинке" Сумма баллов / Уровень
1 Даша К. 10 6 16/В/с 10 18 28 / В 44 Высокий
2 Саша Т. 5 10 15/В/с 8 16 24 / В/с 39 Выше среднего
3 Егор С. 8 7 15/В/с 13 10 23 / В/с 38 Выше среднего
4 Артем Р. 5 6 11/С 8 14 22 / В/с 33 Средний
5 Юля Р. 6 9 15/В/с 10 6 16 / С 31 Средний
6 Вика Д. 6 10 16/ В/с 8 8 16 / С 32 Средний
7 Данила К. 5 5 10 /С 13 12 25 / В/с 35 Выше  среднего
8 Вадим В. 8 8 16/В/с 13 10 23 / В/с 39 Выше среднего
9 Вероника П. 8 7 15/В/с 8 8 16 / С 31 Средний
10 Алеша К. 6 6 12/С 8 14 22 / В/с 33 Средний

 

Таким образом, в данной группе детей мы получили следующие результаты:

 

Таблица 3. Результаты изучения уровня речи детей третьего года жизни, (%) (воспитатель Светлана Анатольевна)

Уровень Импрессивная речь Экспрессивная речь Общий уровень речи
Высокий 0% 10% 10%
Выше среднего 70% 60% 40%
Средний 30% 30% 50%
Низкий 0% 0% 0%
Очень низкий 0% 0% 0%

 

Наглядно результаты исследования уровня развития речи данной группы детей представлены на рисунке 1.

 

Рис.1 Уровень развития речи детей третьего года жизни, группа воспитателя Светланы Анатольевны

 

Таблица 3. Уровень развития речи детей раннего возраста (воспитатель Ксения Сергеевна)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная

речь

 

Сумма

баллов

Уровень

развития

речи

№1 "Изучение понимания речи" №2 " Найди игрушку" Сумма баллов / Уровень №3 "Кто это" №4 "Беседа по картинке" Сумма баллов / Уровень
1 Ваня М. 6 10 16/В/с 10 18 28 / В 44 Высокий
2 Юля А. 8 9 17/ В/с 11 16 27/ В 44 Высокий
3 Надя Б. 6 7 13/С 13 10 23 / В/с 36 Выше среднего
4 Гриша Ц. 5 6 11/С 8 10 18 / С 29 Средний
5 Вова С. 10 6 15/В/с 10 6 16 / С 31 Средний
6 Таня Л. 6 8 14/ В/с 8 8 16 / С 30 Средний
7 Миша Кр. 5 7 13 /С 10 10 20/ С 33 Средний
8 Никита П. 8 5 13/ С 9 6 14 / Н 27 Средний
9 Аня К. 8 5 13/С 8 9 17 / С 30 Средний
10 Илья П. 5 4 9/Н 7 7 14 / Н 23 Низкий

 

Таблица 3. Результаты изучения уровня речи детей третьего года жизни, (%) (воспитатель Ксения Сергеевна)

Уровень Импрессивная речь Экспрессивная речь Общий уровень речи
Высокий 0% 20% 20%
Выше среднего 40% 10% 10%
Средний 50% 30% 60%
Низкий 10% 40% 10%
Очень низкий 0% 0% 0%

 

Наглядно результаты исследования уровня развития речи данной группы детей представлены на рисунке 2.

 

Рис.2 Уровень развития речи детей третьего года жизни, группа воспитателя Ксении Сергеевны

В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста воспитателя С.А. (10%) и 2 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (20%). Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря.

Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка в группе С. А и 1 ребенок (10%) в группе К.С. У данных детей мы отметили активность в общении, проявление интереса, понимание инструкции при однократном повторении. Наблюдалась развернутая фразовая речь, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность в общении. Предложения детей состояли из 3 и более слов с аграмматизмами. В ходе беседы дети отвечали на вопросы 2 и более предложениями.

Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста воспитателя С.А. (что составило 60%) и у 5 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (50%). Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно слушали задания, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова.

Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей группы раннего возраста воспитателя К.С. - 1 ребенок (10%). У него наблюдалось сильное смущение при общении. Данный ребенок не понимал задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях оно оставалось не выполненным. Речь воспитателя оказалась трудна для восприятия. У ребенка с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Он не мог сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции.

Следует отметить, что развитие импрессивной речи детей третьего года жизни имеет некоторые отличия: в группе, где воспитатель (С. А) использует демократический стиль общения мы отмечаем большое количество детей с уровнем развития импрессивной речи выше среднего; в группе, где воспитатель (К.С.) использует в общении авторитарный стиль отмечается больше детей со средним уровнем развития импрессивной речи. В тоже время уровень экспрессивной речи значительно выше в группе детей третьего года жизни, где воспитатель (С. А) использует в работе демократический стиль. Дети данной группы активно участвуют в общении со взрослым, имеют большой активный словарь, составляют предложения из 3 и более слов, у них реже встречаются аграмматизмы. Дети третьего года жизни группы, где воспитатель (К. С) использует в работе авторитарный стиль, показали ограниченный экспрессивный словарь.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию экспрессивной и импрессивной речи детей третьего года жизни представлен на рисунках 3,4.

 

Рис.3 Результаты исследования уровня развития импрессивной речи у детей раннего возраста.


Рис.4 Результаты исследования уровня развития экспрессивной речи у детей раннего возраста

 

Таким образом, результаты исследования показали, что уровень развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль выше, чем в группе раннего возраста, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком.

 



2019-07-03 322 Обсуждений (0)
Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)