Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи". Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка). Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком 1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя. 2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет. 3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела. 4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя. 5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет. 6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка. 7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. Формулировку задания повторяли несколько раз. Обработка данных. Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов: 1 раз - 2 балла, 2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания). Более 2 раз - 0 баллов. Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи выше среднего. От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия речи, От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания речи. От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень понимания речи МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку". Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.) Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь. Обработка данных. Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения: 5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры. 4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - уровень выше среднего. 3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - средний уровень 2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - низкий уровень. 1 балл - задание не выполнено - очень низкий уровень. МЕТОДИКА № 3. "Кто это". Цель: выявить объем активного словаря. Материал: предметные картинки. Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы. Обработка данных. Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 1 балл - наличие правильного ответа. 0 баллов - неправильный ответ. Выводы об уровне объема словаря. 10 баллов - высокий уровень объема словаря, 8-9 - баллов - выше среднего уровень, 6-7 баллов - средний уровень 2-5 балла - низкий уровень. 0-1 балла - очень низкий уровень. МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке". Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи. Материал: сюжетная картинка. Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках. После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов: Что нарисовано на картинке? Что делает девочка? Что делает мальчик? Что делает собака? Обработка данных: Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений. Оценка результатов. 5 баллов - 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях. 4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами. 3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях. балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами. 0 - 1 балл - ответ одним словом или нет ответа. Выводы об уровне развития. Высокий уровень - 17 - 20 баллов. Выше среднего уровень - 13-16 баллов. Средний уровень - 9-12 баллов Низкий уровень - 5-8 баллов. Очень низкий уровень 0-4 балла. Приложение 2 Вопросы к методике диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова: 1.1 Я всегда в хорошем отношении со всеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю. 1.2 Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом 1.3 Я всегда следую чувству долга и выполняю все правила. 2.1 Мне трудно бороться с самим собой 2.2 Я не люблю, когда другие командуют мной 2.3 Кое-кто имеет что-то против меня. 3.1 Уверен, что многие люди лгут, так как им это выгодно. 3.2 Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею. 3.3 То, что я говорю, всегда соответствует истине. 4.1 Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение. 4.2 У меня отсутствует уверенность в себе. 4.3 Бывает так, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. 5.1. Я могу быть снисходительным, когда надо мною посмеиваются. 5.2. Люди часто разочаровывают меня. 5.3. Критика или порицание всегда сильно задевают меня. 6.1. Работа для меня всегда связана с большим напряжением 6.2. Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть. 6.3. Я любил школу. 7.1. Я очень люблю туризм 7.2. Я многое теряю из-за своей нерешительности. 7.3. Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполняемого важного делаю. 8.1. Я против подачи милостыни. 8.2. Я привык обращаться к людям за советом 8.3. Меня часто пытаются обмануть 9.1. Ко мне часто придирается начальник 9.2. Я стесняюсь дурачиться в компаниях. 9.3. Меня трудно рассердить 10.1. Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить. 10.2. У меня часто наступает безразличие и все кажется одинаковым. 10.3. Я отношусь спокойно к виду страдающих животных. 11.1 Жизнь меня мало щадит 11.2 Меня легко охватывает гнев, но все же я успокаиваюсь 11.3 Я верю в конечное торжество справедливости 12.1 Уверен, что любые поступки рано или поздно обнаруживаются 12.2 Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что можно. 12.3 Большинству людей безразлично, что может случиться с другими. 13.1 Самое трудное для меня в любом деле - это начало. 13.2 Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами. 13.3 Мне часто говорят, что я вспыльчивый. 14.1 Мне кажется, что передо мной специально создают трудности 14.2 Меня очень привлекают в газетах и журналах разделы юмора 14.3 Я твердо рассчитываю на успех в своих делах. 15.1. Я умею заставлять людей бояться меня. 15.2. Есть тот, кто управляет моими мыслями 15.3. Мое здоровье требует постоянного внимания. 16.1. Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начинаю ему завидовать. 16.2. Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе. 16,3. Люди часто придираются ко мне. 17.1. Человек, оставляющий вещи без присмотра, также виноват в их краже, как и вор. 17.2. Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы говорить о них. 17.3. Многие меня не понимают. 18.1. Я общительный человек. 18.2. Вопросы религии мне безразличны. 18.3. Я люблю работать не торопясь. 19.1. Я избегаю оставаться один в темноте. 19.2. Я люблю путешествовать 19.3. Лошадей, которые плохо тянут, следует бить. 20.1. Я склонен иметь несколько разных увлечений. 20.2. Уверен в том, что существует единственно правильное понимание жизни. 20.3. Я редко чувствую себя счастливым и энергичным 21.1 Окружающие меня на работе - люди честные. 21.2 Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор. 21.3 Мне нравится, когда жена курит. 22.1 Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть впереди меня без очереди. 22.2 Порой мне кажется, что я мало на что годен. 22.3 Я нередко встречаю начальников, которые знают не более меня. 23.1 Я готов на многое, чтобы победить в споре. 23.2 Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор 23.3 Я очень люблю быть с людьми 24.1 Я прекращаю работу, которая "не клеится" 24.2 Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне 24.3 Люблю беседовать на темы нравственности и морали 25.1. Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила. 25.2. Мало кто меня понимает 25.3. У меня есть дурные привычки и бесполезно бороться с ними 26.1. Если это возможно, я избегаю конфликтов 26.2. Я всегда избегаю конфликтов 26.3. Я не могу отказаться от своих намерений 27.1. Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли. 27.2. Я хотел бы избавиться от своей застенчивости 27.3. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали, более строго, чем другие люди. 28.1. Я полностью уверен в себе 28.2. Следует более доверять людям 28.3. Я часто мучаюсь выбором темы разговора 29.1. Я не люблю обсуждать проблемы моей работы 29.2. Мне всегда легко выступать перед аудиторией. 29.3. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не терплю проигрывать. 30.1. Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один. 30.2. Я предпочитаю заговаривать с людьми первым 30.3. Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными мне людьми 31.1 Мне трудно удерживать внимание на чем-нибудь одном. 31.2 Я часто становлюсь нетерпимым при общении с непонятливыми людьми 31.3 Я редко испытываю чувство тревоги. 32.1 Мне легко сосредоточиться на любой работе. 32.2 Поменьше препятствий, и я достиг бы больших успехов 32.3 Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован 33.1 Большинство людей завязывают дружеские отношения потому, что надеются, что друзья будут им полезны. 33.2 Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо 33.3 Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают у меня смех. 34.1 Мне приходится часто ругать подчиненных за лень 34.2 Меня часто несправедливо обижает начальник 34.3 Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение 35.1. Лучше, если бы многие законы были бы отменены 35.2. Меня очень просто увлечь новой идеей 35.3. Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объясняли 36.1. Я очень серьезно отношусь к работе 36.2. Я понимаю, что работа и дом - это очень серьезные, но разные вещи. 37.1. Уверен, что большинство начальников - просто придиры 37.2. Меня раздражает, когда меня торопят 37.3. Иногда я чувствую себя излишне строгим 38.1. Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение 38.2. Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного 38.3. Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки изменить его 39.1. Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения 39.2. Я всегда говорю человеку правду в глаза - пусть он знает об этом 39.3. Я человек нервный и легкоранимый. 40.1. Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив 40.2. Я часто сомневаюсь в своих способностях 40.3. Плохие слова иногда приходят мне в голову. 41.1 Я постоянно озабочен личными заботами 41.2 Иногда я не в силах сдержать свои эмоции 41.3 Я всегда озабочен своими служебными делами 42.1 Я легко плачу 42.2 Сейчас самое счастливое время в моей жизни 42.3 Я практически никогда не признаю своего поражения 43.1 Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь 43.2 Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом 43.3 Без боязни имею дело с новым коллективом 44.1 Мое поведение зависит от общественного мнения 44.2 Я всегда чувствую себя полезным 44.3 Я не мог бы служить в армии 45.1. Я легко забываю то, о чем мне говорят 45.2. У меня бывает ощущение, что окружающие стараются мне досадить 45.3. Вряд ли я имею много врагов 46.1. Большинство людей опасается за свой престиж 46.2. Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях 46.3. Может быть, против меня что-то готовится 47.1. Мне не нравятся драматические спектакли 47.2. К виду крови отношусь спокойно 47.3. Я лишен боязни чем-нибудь заразиться 48.1. Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым 48.2. Соблюдение законов является безусловно обязательным 48.3. Чувствую, что окружающие слишком требовательны ко мне 49.1. В трудных ситуациях я всегда советуюсь 49.2. Полагаю, что у меня приличная память 49.3. Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми 50.1. Я часто первым заговаривая с незнакомым человеком 50.2. Я обычно работаю с большим напряжением 50.3. Временами я изматываюсь, так как беру на себя слишком много. Приложение 3
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |