Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА



2019-07-04 154 Обсуждений (0)
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе­реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре­нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни­мание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру­ющим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура стро­ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении падении религии деградирует и культу­ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результа­те своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре­бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко­торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю­ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз­ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз­награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав­торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль­ных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчи­вое невротическое состояние. Так, например, если нев­ротик боится не производить какие-то определенные дви­жения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объ­яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания те­ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общест­венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи­тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный об­щественный невроз является совершенно безобидным. Так­же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци­альные противоречия. И разрушение разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю­далось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила комму­нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор­на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе­ред в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенство­валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре­менные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло­гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек­тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятель­ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова­ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек­тики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна­тельное носит врожденный характер и определяет все по­ведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает се­бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв­ляется цензором спонтанно возникающих животных влече­ний. По мере развития цивилизации и общественных отно­шений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого чело­века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культур­но-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав­новешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип­та) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло­гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци­ально-культурную основу) подверглась бурной крити­ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото­гинеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю­дая, как развивается человек, можно сказать, как раз­вивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз­виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че­ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре­чия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма. Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро­ений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере­шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот­ное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз­чивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с рево­люционными взрывами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп­ринтное воспроизведение издания 1913 г.

3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли­тературы, 1992.

4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера­туры, 1982 г.



2019-07-04 154 Обсуждений (0)
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)