Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Межотраслевая конкуренция и ее особенности 



2019-07-04 276 Обсуждений (0)
II. Межотраслевая конкуренция и ее особенности  0.00 из 5.00 0 оценок




Межотраслевая конкуренция - один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. В основе межотраслевая конкуренция лежит стремление к максимализации прибыли. Она выравнивает отраслевые нормы прибыли, складывающиеся в процессе внутриотраслевой конкуренции, формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Механизм межотраслевой конкуренции действует следующим образом. Товаропроизводители до выхода на рынок знают, что свой товар во избежание убытков следует производить с как можно меньшими затратами. Но они не знают, какова количественная потребность общества в данном товаре, и какое количество товара в то же самое время производят их конкуренты. Об этом они узнают лишь после выхода товара на рынок и поэтому известие о том, что их товар не имеет общественной потребительной стоимости, т. е. не востребован обществом, на них обрушивается, как стихийное бедствие. Выяснив в результате рыночных потрясений, в каких отраслях спрос превышает предложение, потерпевшие крах производители направляют избыточные ресурсы в эти отрасли до тех пор, пока они не переполнятся, и не возникнет новое потрясение. Таким образом, функция межотраслевой конкуренции заключается в ликвидации дисбаланса в структуре производства и потребностей на товары разных отраслей, т. е. в приведении структуры производства в соответствие со структурой общественных потребностей.

Межотраслевая конкуренция в экономике может осуществляться в формах конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).

Чаще всего межотраслевая конкуренция представляет собой процесс перелива капитала из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала. В результате перелива капитала из отраслей с более низкой в отрасли с более высокой нормой прибыли образуется средняя прибыль, которая играет важную роль в превращении стоимости товара в цену производства. Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или её диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. В идеале перелив капитала мог бы приводить к выравниванию нормы прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической литературе получили название входных и выходных барьеров.

Входные барьеры - это препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов. К ним относятся:

· экономия на масштабах производства

· дифференциация продукта

· потребность в значительном капитале

· высокие издержки по переориентации потребителей

· недоступность каналов сбыта

· ограниченность доступа к источникам ресурсов

· отсутствие земельных участков

· высокий уровень используемых в отрасли технологий

· наличие у действующих в отрасли предприятий исключительного права заниматься данным видом деятельности

· патентная защита инноваций

· лицензионные ограничения

· недостаток опыта

· противодействие существующих фирм и др.

Выходные барьеры - это препятствия для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него. Это могут быть:

· необходимость списания крупных инвестиций

· большие затраты по конверсии производства

· нежелание утратить свой имидж

· честолюбие менеджеров

· противодействие правительства или профсоюзов

· протесты поставщиков, клиентуры и дилеров и др.

Чем выше входные и выходные барьеры, тем меньше угроза проникновения в отрасль новых конкурентов.

Функциональная конкуренция, в отличие от этого, не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями различных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Так, конкурентом производителя коньков может быть производитель лыж в той мере, в какой для потребителя два вида зимнего спорта являются взаимозаменяемыми. Также взаимозаменяемыми являются, например многие продукты питания. Наличие субститутов резко раздвигает границы рынка и ведёт к обострению межотраслевой конкуренции, поэтому при выработке конкурентной стратегии наиболее привлекательными для предпринимателя являются такие отрасли, продукция которых не имеет хороших или близких заменителей.

Но межотраслевая конкуренция - она очень медленная, на перелив капитала из отрасли в отрасль могут уйти десятилетия. С помощью определенных мер государство может ускорить реакцию, это огромный выигрыш во времени, а в современной экономике кто быстрее, тот и побеждает.



2019-07-04 276 Обсуждений (0)
II. Межотраслевая конкуренция и ее особенности  0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Межотраслевая конкуренция и ее особенности 

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)