Понятие, предмет, методы и принципы информационного права
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА
План
1. Понятие и классификация информации 2. Понятие, предмет, методы и принципы информационного права 3. Источники информационного права 4. Информационное право как наука и как учебная дисциплина 5. Информационные правоотношения
Понятие и классификация информации
Под термином "информация" в разное время скрывались разные значения. Длительное время под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова информация это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. В соответствии с законодательством Республики Беларусь информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Информация классифицируется по: а) по роли в правовой системе: 1) Правовая информация, которая разделяется на: · нормативную правовую информацию (создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах); · ненормативную правовую информацию (создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности). К ненормативной правовой информации можно отнести общую информацию о состоянии законности и правопорядка, информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах, информацию, связанную с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая, криминалистическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная). 2)Неправовая информация. б) по степени доступности: 1) Открытая информация. К открытойможно отнести информацию как объект гражданских прав; массовую информацию; информацию о выборах, референдумах; официальные документы и др. 2) Информация ограниченного доступа. К информации с ограниченным доступом относятся государственная и служебная тайна, секреты производства и коммерческая тайна, персональные данные, врачебная, адвокатская, нотариальная тайна и др. Информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. 1. Идеальность и несамостоятельность информации. Пока информация в памяти человека, она идеальна, в случае переноса на материальный носитель информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов ее использующих. Является материальным лишь носитель информации. Несамостоятельность информации проявляется в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя. 2. Неисчерпаемость информации проявляется в том, что информация при ее передаче может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной. 3. Признак преемственности информации проявляется в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательных характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне. 4. Трансформируемость информации означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различных способах предъявления. 5. Универсальность информации проявляется в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности. 6. Комплексное качество информации характеризует соответствие информации потребностям системы по сле- дующим параметрам: адекватность, достоверность, пол- нота, избыточность, доступность и ценность информации. Данные юридические свойства информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Понятие, предмет, методы и принципы информационного права
Понятие "информационное право" появилось сравнительно недавно и трактуется различными учеными юристами по-разному. Однако в основу всех определений положен принцип предметной области информационного права, по отношению к которому или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте. Информационное право— это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов. Предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации. Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве как диспозитивные, так и императивные методы в зависимости от вида и назначения информации. Императивные методы – это методы права, которые основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. Кимперативным методам относятся: 1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом); 2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (обозначаются деяния, представляющие собой информационные нарушения). Диспозитивные методы – это методы права, которые основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве. Кдиспозитивным методам относятся: 1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела); 2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности); 3) метод рекомендаций, заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации); 4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения. Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права. 1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере. 2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом. 3. Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной — запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только законодательно. 4. Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. 5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям. 6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь. 7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм. 8. Принцип оборотоспособности информации. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон. 9. Принцип распространяемости информации означает, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |