Информационные правоотношения
Информационное правоотношение — это урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационной нормой. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации: 1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации); 2) отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа); 3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети интернет и др. глобальных информационных сетей); 4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела). Элементы информационных правоотношений: . субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; . поведение субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений; . объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения; . права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов. Субъекты информационных правоотношений — это субъекты информационного права, под которыми понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей. Однако для того, чтобы выступать в роли субъекта информационных правоотношений, необходимо обладать информационной правоспособностью и информационной дееспособностью. Под информационной правоспособностью понимается признаваемая правовыми нормами фактическая возможность или способность субъекта иметь субъективные информационные права и исполнять субъективные информационные обязанности. В то же время способность обладать субъективными информационными правами и обязанностями не означает способности самостоятельно их приобретать и осуществлять. В данном случае необходима информационная дееспособность, под которой понимается способность и возможность субъекта своими действиями приобретать субъективные юридические права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. Объектами информационных правоотношенийявляются блага, существующие в формах информации, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными. Содержанием информационных правоотношений являются взаимные права и обязанности участников информационных правоотношений. К правам относятся: . правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий; . правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей; . правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей. Обязанности: . необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них; . необходимость исполнить требования управомоченного субъекта; . необходимость отнести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований. Классификация информационных правоотношений: 1) регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, например доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. Охранительные правоотношения возникают в связи с совершением правонарушения. Данное правоотношение имеет место, когда возникают незаконные ограничения прав средств массовой информации; 2) материальные и процессуальные. Материальные — складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений, например в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений. Процессуальные — складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения, прекращения, например при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям; 3) абсолютные и относительные (в зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений). Абсолютные — отношения, складывающиеся между заявителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента, содержащих, в частности, название и формулу изобретения или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение. В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |