Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строительство Московского Кремля XV .



2019-07-04 221 Обсуждений (0)
Строительство Московского Кремля XV . 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальными предпосылками расширения масштабов каменного строительства как в культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.

Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности.

Москва становилась художественным общерусским центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов из других феодальных центров. В Москву были приглашены итальянские мастера – Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и другие, познакомившие русских мастеров с архитектурно – строительной техникой итальянского Возрождения.

Поскольку Москва стала общерусской столицей, полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил оформление в конце XV – начале  XVI в.

Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475 – 1479) не был простым подражанием образцу.  Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный, Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества  XVI в.

С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484 – 1489 гг. и являющийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются псковские, владимиро – суздальские и раннемосковские черты.

В 1505 – 1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, приметив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

Кроме культовых сооружений в Кремле возводились и светские постройки. Строится новый великокняжеский дворец. От этого дворца сохранились Гранитовая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487 – 1491). Она служила в качестве тронного зала. В котором происходили торжественные дворцовые церемонии и приемы иноземных послов. Палата представляет собой просторное помещение с мощным столбом посредине, на который опирается четыре крестовых свода.

В 1485 г. начиналось возведение кирпичных  стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили живописный единый ансамбль. Архитектурным центром его стала построенная в 1505 – 1508 гг. столпообразная церковь – колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


Заключение.

 

В XIV – XVI вв., сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно с XVI в., начинается история культуры русского народа, в собственном смысле слова, так как именно в это время сформировались специфические черты русского национального самосознания. Во-первых, соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе и демократии, характерной для Запада; во-вторых, коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; в-третьих, приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием; в-четвертых, приоритет государственных начал, интересов державы, так как держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалось главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо – татары ничем не обогатили ее. Татары не походили на мавров они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слоев, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо – татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

В результате политических событий XIII – XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга.

Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей – русской (великорусской), украинской и белорусской. Основу культур этих народностей составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт.

Два основных, тесно связанных между собой обстоятельств исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.

Идея единства Русской земли борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызывала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.

Борьба против монголо – татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие устные народнопоэтические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанским богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о татарском нашествии обращались к образцам киевских богатырей, группировавшихся вокруг старого князя Владимира «Красное Солнышко». В них повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как киевские богатыри изгоняли захватчиков. Киев в былинах представляет как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому русского народа.

В XIV в оформился новый жанр устного народного творчества – жанр исторической песни. В отличии от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно – историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня – произведение не о прошлом, а о настоящем, исторической она становится лишь для следующих поколений.

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках – полонянках. В центре их не судьбы государства, а частные человеческие судьбы, через которые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воплощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.

Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в XI – XII вв., удалось сохранить.

Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и  библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице – Сергиева, Кирилло – Белозерского и Соловецкого монастырей.

Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строго «уставного» письма появились так называемые полуустав, а с XV в. и «скоропись», что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса.

Русская книга XIV – XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы, прошло и распространении современных ей произведений глубокого идейно – политического звучания.

Русская литература XIV – XV вв. унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно – политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе.

Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести - это светские произведения, близкие к устному народному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии.

Победа над монголо – татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль – о единстве Русской земли как основе победы над врагом.

В XIV – XV вв большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти.

В житийной литературе получил распространение риторическо – панегирический стиль (или экспрессивноэмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи – монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально – богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV – начале XV в. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев.

Культурное развитие русских земель в XIV – XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур.

С конца XV в наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальные предпосылками расширения масштабов каменного строительства как культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.

Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности.

В XV в. выявилось стремление русских зодчих  придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо – Андроникова монастыря). Это нашло выражение также и в строительстве столпообразных церквей. Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски  новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество: шатровые храмы возводились «на деревянное дело», т. е. по образцу деревянных шатровых построек. Появление этого стиля – наивысшее достижение русской архитектуры.                                                                                                                                                                                                


Список используемой литературы.

 

1. М. В. Буланова – Топоркова , Т. А. Алешина, Т. Е. Ксантиниди, Н. А. Михайлова, В. Е. Столяренко - « Культурология для технических вузов. » 2001 г.

2. М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин – « История Русской Культуры » 1990 г.

3. Д. А. Силичев – « Культурология » 2000 г.

4. М. А. Ильин – « Каменная летопись Московской Руси: Светские основы каменного зодчества XV – XVII вв. » 1966 г.

 



2019-07-04 221 Обсуждений (0)
Строительство Московского Кремля XV . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строительство Московского Кремля XV .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)