Цели: уточнить понятия выражение, числовое выражение, буквенное
выражение; закреплять навыки письменных и устных вычислений; выучить счет через 5; воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания друг другу.
Оборудование: Учебник по математике 2 класса А. Г. Петерсон; карточки с примерами; таблицы с выражениями.
Этапы
Содержание
примечание
I орг. момент.
II устный счет
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и целей.
1. Сравните: 28 … 82; 305… 53; 904 … 940; 36 …63.
2. Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма).
Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).
3. Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 35, а сумма 41?
Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 24, а второе 7?
Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 54, а разность 13?
Найдите вычитаемое, если уменьшаемое равно 72, а разность 59.
4. Задача на логическое мышление.
Найди закономерность и вставь пропущенные числа:
Задание на карточках.
Запись на доске.
3
6
15
24
III новая тема.
5. Задача: в саду 12 яблонь и 7 вишен. Денис полил 8 деревьев. Сколько деревьев ему еще осталось полить?
12 + 7 – 8 = 11 (дер.)
Как вы узнали, что осталось полить 11 деревьев? (12+7–8) – записать на доске.
Благодаря этой записи мы можем узнать сколько деревьев осталось полить, а называют ее выражением. Запишите тему урока:
IV формирование навыков
Физ. мин.
V Д/з.
VI Итог.
Выражения.
Выражения бывают двух видов:
Числовые Буквенные
3 + 5 >, < , = d – 4
12 – 7 + 3 7 > 5 a + b + c
17 – 8 10 < 12 x + 9
Числовые выражения – это такие выражения, которые составлены из чисел, а буквенные – в которых встречаются буквы.
Записывают в тетрадь то, что записано на таблицах и проводят стрелки от темы.
А сейчас я допишу ответ к задачам 12 + 7 – 8 = 11 получилась такая запись, которая выражением являться не будет, а так же выражения вида: 7 > 5; 25 – 8 < 25 –3 не являются выражениями, так как в них есть знаки сравнения: >, <, =. Запишите между таблицами знаки, опустите от тему к ним стрелку и перечеркните ее.
Придумайте числовое выражение, буквенное выражение и пример который не является выражением.
Откройте учебник на стр. 19, читаем правило.
Выполняем №1 устно:
а) 15 – 9; из 15 вычесть 9; разность чисел 15 и 9; уменьшаемое 15 вычитаемое 9.
а) 15 – 9; б) а + с; в)207 + 27; г) 16 – в.
№2 письменно. Запиши выражения:
а) сумма m и n (m + n); б) Разность 200 и 48 (200- 48); в) разность 34 и х ( 34 – х); г) сумма 3 и 18 (3 + 18).
Все ли записи являются выражениями? Какие из них буквенные, а какие числовые?
№3 Зачеркни записи, которые не являются выражениями: 8 – 2; 100 > 15; 45 – 7 + 3; 4 + 5 – 3; х + 3 = 5; с + n; 6 + 3 = 9.
Выполните действия в 1, 2 и 3 выражениях. В каждом из них после знака равно мы получили число, то есть какое-то значение, а называть мы его будем – значение выражения.
Читаем правило на стр. 20. (Если выполнить действия, получтится число, называемое значением выражения).
Выполняем №8.
Какие из выражений имеют одинаковые значения? 480 + 20; 294 + 0; 300 – 200; 75 + 25; 480 – 2; 294 – 0; 75 – 25; 300 + 200.
Выполняем № 11. (Записывают только выражения)
Составь выражения:
а) на представление в цирк пошли 12 мальчиков и 15 девочек 2 «А» класса. Сколько всего детей этого класса пошли в цирк?
Как узнать сколько детей пошли в цирк? ( 12 + 15). Значит какое выражение мы запишем? ( 12 + 15).
б) Фокусник достал из шапки 12 красных платков и 8 синих. На сколько меньше было синих платков, чем красных?
Как узнать на сколько одно число больше другого? ( из большего вычесть меньшее). Так какое запишем выражение? (12 – 8)
в) На арену выбежали 5 пуделей, а болонок – на 3 больше. Сколько болонок на арене? ( 5+ 3).
г) в представлении приняли участие девять акробатов. Это на три больше, чем жонглеров. Сколько выступило жонглеров?
Если сказано, что было 9 акробатов, что на три больше, чем жонглеров, значит жонглеров больше или меньше? (меньше)
Как узнать сколько жонглеров? (9 – 3).
Какие это мы получили выражения? (числовые).
№7, 10, 12.
Так какие бывают выражения? Какие записи не являются выражениями? Что называют значением выражения?
Решают в тетрадях.
Анализ: В учебнике Виленкина, при изучении темы «Выражения», в отличие от базовой программы, вводятся, на этом же уроке, не только числовые выражения, но и буквенные. Показано и закреплено на практике их отличие.
В учебнике предложены упражнения для формирования навыков, они очень разнообразны, содержательны, нестандартны, интересны. Благодаря этим упражнениям дети без труда осознают данную тему.
Конспект урока на тему: «Порядок действий в выражениях без скобок».
Цели: закреплять умение решать уравнения, задачи на увеличение числа в несколько раз и уменьшение числа в несколько раз; отрабатывать навык сравнения выражений, нахождения значения выражения; научить детей определять порядок действий в выражениях без скобок; совершенствовать навык решения задач по действиям и выражением.
Оборудование: учебник по математике 2 класса А. Г. Петерсон; таблица с названием темы; таблица с примерами; карточки для индивидуальной работы.
Этапы
Содержание
примечание
I орг. момент
II устный счет.
III. Новая тема.
Пяти минутка
IV с/р
Физ. мин
V формирование навыков
VI Д/з
VII Итог
Приветствие.
1. Задания для индивидуальной работы 3 ученикам:
а) реши уравнения:
10 – х = 5 х 4
х = 10 – 5 · 5 :5
х = 5 -13 +13
9 – 5= 5 · 8 :8
5 = 5 -26 +26
30 30
б) сравни:
8 · 4 + 8 … 5 · 8 4м 32см … 423м
29 · 7 … 3 · 29 308 см … 3м 8дм
7 · 16 … 16 + 16 + 16 + 16 +16 56 дм … 56 см
в) составь программу действий и найди значение выражения:
30 – 4 + 21 – 8 = 39 24 : 3 : 2 · 5 = 20
57 + 20 – 15 – 14 = 48 36 : 9 · 6 : 8 = 3
2. Мозговая атака.
а) Что значит увеличить в несколько раз?
б) Что значит уменьшить число в несколько раз?
в) Что произошло с числами в результате произведенных операций: а · 5; а + 5; а : 5; а – 5.
г) Назовите множители: 12, 14, 15, 16, 18, 20.
3. Блиц-турнир.
а) Вчера Маша прочитала а страниц, а сегодня – в два раза больше. Сколько страниц прочитала Маша за эти дни? (а + а · 2)
б) В одно куске в м ткани, а в другом – в четыре раза меньше. Сколько метров ткани в двух кусках? (в + в : 4)
в) У Серёжи с тетрадей в клетку, а в линейку – на 6 тетрадей меньше. Сколько всего тетрадей у Сережи? (с + (с – 6)).
г) Оля нашла в лесу n ягод земляники, к ягод она съела, а остальные разделили на три равные части: папе, маме и сестре. Сколько ягод земляники было в каждой части? ((n – к):3).
4. Проверка индивидуальной работы.
Второе задание является домашним и дети проверяют свою домашнюю работу. Третье задание остается на доске.
Чем правая часть отличается от левой (в третьем задании)?
В левой части присутствуют действия сложения т вычитания, а в правой умножение и деление.
Счет пятками.
К нам в гости пришли четыре действия : ; · ; +; -. И принесли выражение: m – a : b + c · d
Какие в нем есть действия? (все четыре)
Посмотрите на человечков с действиями, они выстроились для подсказки. Как будем выполнять действия, в каком порядке?
m – a : b + c · d
Составим план действий:
1. а : b
2. c · d
3. m – 1
4. 3 + 2
Решаем №3 с коментированием:
а) а · k + c · b – d : m
б) а : b · c – d · k : m
в) b · m – a : d – d + k
Так какой является тема сегодняшнего урока? (Порядок действий в выражениях без скобок).
Читаем правилами стр. 25
Если в выражениях без скобок есть только сложение, вычитание или только умножение и деление, то они выполняются по порядку слева направо.
I – в Решает №2
40 – 5 · 3 = o 30 : 6 + 3 · 9 = o
45 : 5 + 17 = o 5 · 4 – 32 : 8 = o
II – в решает №4
16 – 3 · 3 + 5 · 5 = o 6 · 3 : 2 + 5 · 8 · 0 = o
7 · 2 + 10 : 5 – 4 · 4 = o 3 · 8 + 35 : 5 + 0 : 239 = o
Проверка: обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.
Проводит ребенок.
Задачи №7
а) жужжащее чтение условия.
Что известно? (что на 1 свитер - 5 мотков, на 1 жакет – 6 мотков )
Что не известно? (сколько мотков пойдет на 6 свитеров и 2 жакета)
Что сначала узнаем? (сколько мотков пойдет на 6 свитеров)
Как узнаем? (5 · 6)
Что за тем узнаем? (сколько мотков пойдет на 2 жакета)
Как узнаем? (6 · 2)
I – в решает по действиям
II – в решает выражением
5 · 6 + 6 · 2 = 42 ( м.)
Если решаем выражением, сколько действий сделали? (3) А по действиям? (3)
б) Жужжащее чтение условия.
Что известно? (на одно платье - 3 м, а всего было 2 отрезка, в одном из которых 18 м, а в другом 6 м.)
Что не известно? (сколько платьев можно сшить из двух отрезков)
Изобразите на чертеже
?
18 м 6 м
1 сп. 18 : 3 + 6 : 3 = 8 (пл.)
2 сп ( 18 + 6) : 3 = 8 (пл.)
Смотрят №10.
Что такое периметр? (сумма длин сторон) Значит, что нужно найти сначала? (длины сторон) Это задание выполните дома.
Так как же выполнять действия в выражении без скобок?
Решает самостоятельно на доске.
Решает на карточке
Записать на таблице
Выполняют остальные дети
Запись на доске
Записывают одни выражения
Один человек у доски
Анализ: на данном уроке вводится правило порядка действий в выражениях без скобок. Фактически дети уже знакомы с этим правилом, но оно применялось лишь для выражений, содержащих 2 – 3 действия. А на данном уроке правило формулируется в общем виде и используется для решения примеров с более сложной структурой. Правило на уроке дети формулируют самостоятельно, что создает почву для мыслительной деятельности учащихся.
Для лучшего запоминания правила создается такой образ: знаки арифметических действий выстроились в очередь, первыми по порядку стоят знаки умножения и деления, а потом знаки сложения и вычитания. Этот момент носит элемент занимательности, что привлекает внимание учащихся.
Затем предлагаются различные занимательные упражнения для закрепления данной темы.