Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Волевая регуляция личности



2019-07-04 136 Обсуждений (0)
Волевая регуляция личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало трудовой жизни является важной вехой развития личности в зрелом возрасте. Включение в профессионально-трудовую деятельность ведёт к коренной перестройке отношений человека с обществом и окружающими его людьми. В ходе этих изменений складывается совершенно новая социальная ситуация развития человека, в рамках которой он впервые начинает выступать в качестве субъекта труда. Приспособление человека к этим новым для него условиям и составляет сущность профессиональной адаптации, которая предполагает принятие на себя основных компонентов профессиональной деятельности: её задач, предмета, средств, способов и ценностных ориентаций.

В процессе профессиональной адаптации перед человеком встаёт задача перестройки своей активности в соответствии с объективными требованиями и активностью других людей, в осуществлении которой решающую роль играет волевая регуляция, как высший личностный уровень произвольной регуляции. Таким образом, мы можем предположить, что волевая регуляция претерпевает значительные изменения в ходе профессиональной адаптации личности.

Для проверки этой гипотезы мы провели исследование состояния волевой регуляции у молодых специалистов с различным стажем работы. Исследование проводилось на базе одного из НПЦ города Москвы. В качестве объекта исследования выступали молодые специалисты предприятия из числа научных и инженерно-технических работников. Всего в исследовании приняло участие 136 человек. Для проверки гипотезы все обследуемые были разделены нами на три группы в зависимости от величины их профессионального стажа: в первую группу вошли молодые специалисты со стажем до 1 года (53 человека), во вторую группу вошли молодые специалисты со стажем от 1 года до 3 лет (52 человека), в третью группу вошли сотрудники предприятия со стажем работы от 3 до 5 лет (31 человек).

Для оценки различий в состоянии волевой регуляции использовались формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн, в которую вместо классических шкал был включён список из десяти волевых качеств: ответственный, дисциплинированный, целеустремлённый, принципиальный, обязательный, настойчивый, решительный, волевой, инициативный, выдержанный, а также «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении.

В результате нами было обнаружено, что с увеличением стажа молодых специалистов по ряду качеств (решительный - χ2(2)=5.523, p=0.05, волевой - χ2(2)=9.822, p<0.01, целеустремлённый - χ2(2)=11.069, p<0.01, ответственный - χ2(2)=7.797, p=0.01 и настойчивый - χ2(2)=5.937, p=0.05) наблюдается снижение уровня волевой самооценки, а по ряду (решительный - χ2(2)=6.104, p=0.05, дисциплинированный - χ2(2)=7.031, p=0.05 и выдержанный -χ2(2)=5.895, p=0.05) снижение уровня их значимости. Также между сравниваемыми группами наблюдаются различия в способности к эмоциональному самоконтролю (F(2,110)=3.189, p=0.05). Показатели выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере значимо выше в группе молодых специалистов со стажем до 1 года по сравнению со специалистами со стажем свыше 3х лет.

Таким образом, с увеличением стажа у молодых специалистов наблюдается снижение уровня волевой активности. Мы полагаем, что обнаруженные различия между группами с различным стажем могут быть связаны с нарушениями профессиональной адаптации молодых специалистов.

В результате нами было обнаружено, что в среднем молодые специалисты со стажем менее 1 года оценивают свою профессию как более привлекательную, чем специалисты со стажем от 1 года до 3х лет и со стажем свыше 3х лет (χ2(2)=5,847, p=0,05). Помимо этого значения интегрального показателя ТСЖО в третьей группе, в среднем значимо ниже, чем в первой и второй группах (F(2,113)=4.808, p=0.01).

Основываясь на полученных результатах, мы можем предположить, что в процессе профессиональной адаптации степень привлекательности профессии, а также уровень удовлетворённости молодыми специалистами актуальным состоянием их жизни в целом уменьшается. Данные изменения мы склонны рассматривать в качестве показателя профессиональной дезадаптации, так как они свидетельствуют об утрате молодыми специалистами интереса к выбранной профессии и разочаровании в ней. В подобной ситуации, когда уровень личностной вовлечённости работника в трудовой процесс снижается, уменьшается роль волевой регуляции в профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем заключить, что в процессе профессиональной адаптации состояние волевой регуляции претерпевает изменения. В ситуации профессиональной дезадаптации эти изменения носят негативный характер и состоят в снижении уровня волевой активности. Отсутствие личностной вовлечённости и отчуждение человека от трудового процесса приводят к уменьшению степени вовлечённости волевой регуляции в осуществлении профессиональной деятельности. В связи с этим перед службами управления персоналом встаёт задача создания оптимальных условий организации процесса профессиональной адаптации, способствующих наиболее полной реализации молодыми специалистами волевых ресурсов.

 


Заключение

 

Результаты нашего исследования призывают задуматься и привлечь внимание к особенностям появления ребёнка на свет, которые могут найти свое отражение не только в особенностях его физического развития и соматического здоровья, что давно и плодотворно изучается медициной, но и в специфике отношения и адаптации к миру, а также к формированию определённых качеств.

Для детей, рожденных с помощью кесарева сечения, характерен специфический субклинический синдром функциональной недостаточности подкорковых образований мозга.

Абдоминально рожденных детей следует рассматривать как детей группы риска, которым необходима профилактика с целью укрепления компенсаторных механизмов для предотвращения появления клинических форм отклонений в психическом развитии.

Необходимы дальнейшие, более дифференцированные исследования влияния различных операций кесарева сечения на морфофункциональное созревание головного мозга.

 


Список литературы

 

1. Кулаков В.И., Чернуха Е.А., Комиссарова Л.М. Кесарево сечение, М.: Триада-Х, 2008.

2. Цыбелова Э.М. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения // VIII Всероссийский форум «Мать и дитя», М., 2006.

3. Герман Д.Г., Михлин В.М., Королькова Н.М., Коровкина Ф.Н. Динамика нервно-психического развития детей, родившихся с помощью кесарев сечения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова №9, 2008.

4. Султанова А.С. (2005) Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / сост. А.Н. Васина, М., 2005.

5. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности, М., 2005.

6. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 2002, №3.

7. Ильин Е.П. Психология воли С-Пб., 2007.

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М., 2007.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма, М., 2006.

10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности, С-Пб, 2007.



2019-07-04 136 Обсуждений (0)
Волевая регуляция личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Волевая регуляция личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)