Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные сцены и эпизоды



2019-07-04 196 Обсуждений (0)
Основные сцены и эпизоды 0.00 из 5.00 0 оценок




Монте-Кристо дает роскошный ужин барону Францу Д'Эпине в сказочно украшенной пещере (вертепе в буквальном смысле). Под действием гашиша оживают обнаженные статуи грешниц Мессалины, Фрины и Клеопатры (все это творится в «голове» барона).

Воланд дает роскошный бал в нехорошей квартире (вертепе в переносном смысле) с ожившими обнаженными грешницами, в том числе с Мессалиной и Фридой. В конце появляется некий барон, и только когда из черепа Берлиоза пьют вино –кровь убитого барона, бал приобретает законченность.

Монте-Кристо беседует с Францем и Альбером о казнях, планах мщения и дуэлях в ожидании публичной казни двух преступников: 1-го через размозжение головы (Mazzolato); 2-го через отделение (Decapitato). Но 2-й по воле графа был помилован. Кроме того был похожий разговор о планах мщения и внезапных смертности и сумасшествия с Вильфором. Сумасшествие прокурора.

Воланд беседует с Берлиозом и Бездомным о планах и внезапной смертности (и сумасшествии). Затем Берлиозу отрезает голову трамваем. А обезглавливание Бенгальского Воланд отменил, голову приставили обратно. Сумасшествие Бездомного.

Граф стреляет, делая из туза десятку, даже попадает в каждый листик крестового туза.

Азазелло попадает по намеченным очкам карты, даже закрытой, и в любой из желудочков сердца.

Граф «умерщвляет» и «оживляет» Валентину каплями аббата Фариа (капли используются многократно).

Азазелло отравляет и оживляет Мастера и Маргариту одним и тем же снадобьем (фалернское вино).

Сцены публичного разоблачения «князя» Кавальканти на помолвке, и прокурора в суде.

«Сеанс разоблачения» Семплеярова в варьете (публичный).

Граф быстро отсылает «отца» Кавальканти, которого сам вызвал письмом.

Бегимот отсылает из Москвы Берлиоза, которого сам вызвал телеграммой.

Римские бандиты, Беппо с Терезой, похищают Альберта, но потом, по просьбе графа, - отпускают.

Свита Воланда похищает Варенуху, затем пытаются похитить Римского. Воланд отпускает Варенуху.

Граф появляется в Опере, чтобы познакомиться с парижанами и исчезает с середины. (В опере давали «Роберта-дьявола»)

Воланд появляется в Варьете, чтобы посмотреть на москвичей, и тоже исчезает с середины.

Благородный бандит Луиджи сжигает особняк помещика только затем, чтобы взять платье его дочери.

Бегемот и Фагот сжигают валютный магазин и ресторан, похищая какие-то пустяки (халат, семгу и т.д.).

Госпожа Вильфор, массовая отравительница, беседует с графом о чудо яде (Аква-тофана).

 

На балу у Воланда присутствует массовая отравительница Тофана.

Прокурор из трусости осуждает невинного, к которому испытывает симпатию.

Прокуратор из трусости осуждает невинного, к которому испытывает симпатию.

Вильфор закапывает младенца. Затем его с соучастницей пугают местом преступления.

Фрида закапывает младенца. Ее пугают платком – орудием преступления.

Покушение на Вильфора. Кавальканти зарезал Кадрусса.

 

Матвей хочет зарезать, а убийцы Пилата – зарезали предателя Иуду.

Ни одна дуэль не состоялась. (Альберта с журналистом, Монте-Кристо с Альбертом и с де Морсером).

«Недействительная» перестрелка кота с милиционерами, бесполезная стрельба по Фаготу с Бегемотом.

В конце романа – прощение Данглара.

В конце романа – прощение Пилата.

Характеристики персонажей

Монте-Кристо

Воланд

Свита

Верная Гайде, немой эфиоп, корсиканец с ножом, контрабандисты, римские бандиты и склонный к переодеванию юноша Беппо. 

Верная Гелла, Азазелло с ножом, Коровьев-Фагот, юноша-кот-Бегемот.

Наднациональность

Из разговоров:

«Англичанин?»; «Итальянец?»

«Откуда же он? С конца света?»

«Быть может еще того дальше?»

Из мыслей Берлиоза и Бездомного: «Немец?»; «Англичанин?»; «Нет, скорее француз…»; «Поляк?..».

Милосердие

Хотя Дантес, после совершения добрых дел, посвятил себя мщению, он помиловал: Кадрусса, Валентину, Альберта, Данглара.

Воланд отнюдь не чужд милосердию («хоть щели затыкай!»): Фрида, использованное желание Маргариты, Варенуха, Наташа, Пилат и т.д.

Могущество

Проявляется в том, что персонаж может возвращать утраченное. Дантес восстановил утонувший корабль «Фараон».

Воланд восстановил сгоревшую рукопись Мастера.

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос для графа не существует – он скупает в Париже и Марселе именно те дома, которые хочет.

 

Для Воланда также квартирный вопрос не существует – он живет в квартире Берлиоза, возвращает Мастеру комнату, занятую Алоизием.

Полицейская слежка за графом безрезультатна.

Милицейская слежка за Воландом также ни к чему не приводит.

Граф на каждом шагу дарит алмазы, кареты, векселя и т.д.

 

Воланд тоже дарит алмказную подкову, разбрасывает деньги и т.д.
     

 

Булгаков отнюдь не хотел популяризировать ни философию Сковороды (идея о «трех мирах»), ни историю и поэзию альбигойцев, он хотел создать великий роман, и он его создал, мастерски используя все доступные ему средства.


Заключение

Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если ещё его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского,- ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру.

В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в последний приют Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола – они остались.

В одной из редакций романа последние слова Воланда таковы: «…У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще всё кончено здесь. Нам пора!» Воланд приказывает своей свите покинуть Москву, поскольку уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь господствует «человек с мужественным лицом». Этот человек – Сталин. Очевидно, что столь прямой намёк, что «великий вождь и учитель» пользуется благорасположением дьявола, особенно напугал слушателей последних глав романа 15 мая 1939 года. Интересно, что это место в не меньшей степени страшило и последующих издателей булгаковского романа. Хотя цитированный фрагмент содержался в последней машинописи «Мастера и Маргариты» и не был отменён последующей правкой, он не попал в основной текст ни в одном из осуществленных до сих пор изданий.

 О романе Булгакова исследователями разных стран написано очень много литературы и еще, наверное, немало будет написанно. Среди трактовавших книгу есть и такие, что склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже его свиту расписывали по конкретным политическим ролям - в Азазелло, Коровьеве пытались угадать Троцкого, Зиновьева и.т.п.

Иные истолкователи романа увидели в нем аппологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на безрелигиозность автора, его нетвердость в догматах православия, позволившую ему сочинить сомнительное "Евангелие от Воланда". Другие же, вполне атеистически настроенные, упрекали писателя в "черной романтике" поражения, капитуляции перед миром зла.

В самом деле, Булгаков называл себя "мистическим писателем", но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Воланд и его свита совершали в романе небезобидные и часто мстительные чудеса, как волшебники в доброй сказке: с ними, в сущности, были шапка - невидимка, ковер-самолет и меч - кладенец, меч карающий.

Одной из главных мишеней очистительной работы Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического, сметающего с пути заодно с верой в бога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор посмеивается над уверенностью ,что все формы жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить - стоит только захотеть.


ЛИТЕРАТУРА

1) Безносов Э.Л., «Принадлежит вечности». – Москва: Аст “Олимп”, 1996 г.

2)  «Булгаковская энциклопедия» составитель Б.В. Соколов – М. «Локид», «Миф», 1997 г.

3) Булгаков М.А. ,«Записки на Манжетах». – Москва: “Художественая Литература”, 1988 г.

4) Булгаков М.А., «Мастер и Маргарита ». – Москва: Аст “Олимп”, 1996 г.

5) Боборыкин В.Г., «Михаил Булгаков» - М. «Просвещение», 1991 г.

6) Боборыкин В.Г., «Литература в школе». – Москва, “Просвещение”, 1991 г.



2019-07-04 196 Обсуждений (0)
Основные сцены и эпизоды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные сцены и эпизоды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)