Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нуждается в постоянном воздействии свыше.



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Нуждается в постоянном воздействии свыше. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сочинение

По обществознанию

На тему

“Развитие обществознания в России ”

                  

                      

Ноября 2002

1.Запандничество

        Западничество- мировоззрение образованной части российского общества, сформировавшееся в 1830-1840-х. В основе его лежали: осознание духовного и исторического единства России и Западной Европы; признание прогресса человеческой цивилизации как необратимого движения к лучшему; вера  в разум, способный познавать и использовать законы природы и общества; признание того, что общественное устройство может и должно быть усовершенствовано в интересах личности. Для некоторых западников характерно критическое отношение к христианской религии. Западники заложили основы как русского либерализма, так и радикализма.

 

                                                        Либерализм-течение общественно-полит. мысли, для которо-

                                                              го характерна ориентация на ценности свободы

                                                              личности, правового и полит.равенства , частной

                                                              собственности.

                                       Радикализм-образ мыслей в вопросах полит.жизни, который

                                                               не мирится с компромиссами, противополож-

                                                               ными оппортунизму.

 

                                           Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)- российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., в 1821 г. принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 г.г. за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденпровиденциализма и социального христианства. В главном сочинении - "Философических письмах" (написаны в 1829-31 г.г.) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии.                                                       

                                       Чаадаев всегда привлекал внимание историков русской мысли.

                                       Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом,

                                        поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив в центре                          

                                        всего его религиозную установку. Не смотря на

                                        религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам

                                        говорит: ” Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а

                                                          просто философ “.    

                                       У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная нату-

ра, искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не

  случайной а всецело и до конца воодушевленной христианст-

                                        вом. Если один из величайших мистиков христианского Восто-

                                        ка (Св. Исаак Сириан) глубоко чувствовал "пламень вещей",

                                        то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так:

                                        он глубоко чувсввовал "пламень истории", ее священное тече-

                                        ние , её мистическую сферу.                                                                   

                                     

                                                                                                              

                                           В теургическом восприятии и понимании истории – все      своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос-Царства Церковь. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его единстве" (т.е. в Церкви).

                                              Исходя из теургической основы своей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю (хотя исторический процесс таинственно и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи повседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию.

                                           Жизнь (человека, как) духовного существа, - писал Чаадаев

                                        в одном из своих "Философических писем", - обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом". Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".

                                           Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет одной жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайные, но важные выводы. Прежде всего, "происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивидуальное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, в существе своем исходит от того что выше людей - от Бога. Из этой двойной зависимости человека (от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания.

                                            Чаадаев всячески утверждает реальность свободы человека. Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу

И, чтобы подействовала ее разрушительная сила, она (свобода)

нуждается в постоянном воздействии свыше.

                                                           

 Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил

лишь попутно, определялись его критикой Кантинеанства, с одной стороны, а, с другой стороны, критикой Декартовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало искаженное, искалеченное, извращенное произволом человека". Для Чаадаева источник знания - "столкновение сознаний", иначе говоря, взаимодействие людей. Чаадаев, конечно, не отвергает опытного знания, но весь чувственный материал руководствуется идеями разума.

 Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием

Отдельного человека, - то ключ к этому, кроме самой метафизики человека, дан в наличности исторического бытия, как особой форме бытия. Чаадаев подчеркивал, что христианство раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обратный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства.

Смысл истории осуществляется "божественной волей, властвующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным целям". Это есть концепция проведенциализма. По Чаадаеву творится Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма. Но Царство Божие для него творится на земле, - оттого христианство и исторично по существу, - его нельзя понимать "потусторонне". Для Чаадаева религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, устанавливается единство самой Церкви. Отсюда высокая оценка Запада. "На Западе все создано христианством".

 Высокая оценка западного христианства определяется у



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Нуждается в постоянном воздействии свыше. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нуждается в постоянном воздействии свыше.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)