Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеи В.С. Соловьёва оказали заметное влияние на развитие обществознания , во многом определяли направление русской общественно-политической мысли начала 20в.



2019-07-04 159 Обсуждений (0)
Идеи В.С. Соловьёва оказали заметное влияние на развитие обществознания , во многом определяли направление русской общественно-политической мысли начала 20в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философию Соловьёва  можно использовать в таких темах как:

1) Личность

2) Богочеловечество

3) Всеединство

4) Свобода

 

                                          

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - философ, мистик, близкий к экзистенциализму. В молодости увлекался социал-демократическими идеями, "легальным марксизмом", затем стал активным антимарксистом и антикоммунистом. В 1909 - участник сборника "Вехи". В 1918-1922 - организатор и председатель "Вольной академии духовной культуры". В типологию "русской души" включал такие "начала", как утопизм, нигилизм, анархия, экстремизм, фанатизм и тоталитаризм. В своих работах Бердяев признал крах "русской идеи" - сделать Москву третьим Римом, т.е. сделать Россию религиозным и государственным центром всего христианского мира. Основал религиозно-философский журнал "Путь" и издательство "Христианский союз молодежи". Оказал большое влияние на развитие экзистенциализма и персонализма.

В 1901 году вышла первая книга Бердяева "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском", где он попытался синтезировать марксизм с идеалистической философией Канта и Фихте. Марксизм породил в России немало течений,часто прямо ему противоположных по духу. Парадокс, но именно из его недр вышло и новое идеалистическое, а позже ставшее религиозным философское направление, к которомупринадлежали Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Течение это оставалось камерным, как признался позже сам Бердяев, с широким революционным движением связаноне было, а потому надежной опоры в жизни не имело...Бердяев считал себя идеологическим оппонентом марксизма. Он не относился к нему, как к пособию по производству революций. Марксизм был для него оригинальным продуктом интеллекта, философской задачкой. Он видел в марксовой критике капитализма много верного. Но взятое в целом, учение Маркса представлялось Бердяеву недостаточно духовным, сужающим внутренние силычеловека. "Психология есть слабая сторона марксизма"-записывает Бердяев в одной из своих работ. Естественным и неизбежным было движение его философской мысли от этического марксизма к идеализму, движение по тем време-нам характерное... "В коммунизме есть здоровое,верное и вполне согласное с     христианством понимание жизни каждого человека, как служение сверхличной цели, как служениене себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы", -пишет Бердяев в своей роботе "Истоки и смысл русского коммунизма"

                                   Н.А. Бердяев разработал концепцию примирения Запада и     Востока в работе «Новое средневековье». И для него идея «собирания» христианского общества в живое « всечеловеческое» единство предстаёт как «внутренняя» русская задача», как идея России , снимающая все противоречия между Востоком и Западом. Продолжая традиции специфически «русской темы- религиозного смысла истории и человеческого бытия, Бердяев развивает своё понимание христианского образа мира.

Исходным принципом философии Бердяева является не материя или идея, а свобода, которая реализуется в творчестве, является условием творчества. С этой позиции и исследуется Бердяевым отношение «общество-личность». Человек- творец, в этом отношении он подобен Богу. Человек творит свою жизнь ,свою судьбу, свой мир, самого себя.Однако сложившееся социальные структуры, являясь условием жизни человека, становятся препятствием для его свободы и творчества, превращая его жизнь в тотальную зависимость от «идола государства», «идола коллектива», «идола класса». Любое организованное и организующее общество враждебно свободе, отрицание же личностной свободы превращает жизнь человека в трагическое отчуждение от общества и самого себя. Особенно трагично положение личности в России в связи с собенностью становления и укрепления российской государственности- сторожевой и оборонительной ,возникшей как способ противостояния в борьбе с «татарщиной, в Смутную эпоху, в иноземные нашествия». Российское государство превратилось с самодовлеющую силу, в отвлеченное начало, не подчинённое функции народной жизни.

Поэтому для человека и человечества существуют два пути- или смерть личности, господство безличности, или «воскрешение человечества», имя которому будет Богочеловечество как новая разновидность человеческого рода.

Богочеловечество- это предельный символ человеческих возможностей, образ- мечта, сопровождающий человечество ,стремящееся к «истине- смыслу» собственного существования и свободе.

Образ богочеловечества – это способ выхода за рамки объективного мира, это обретение знания о «лжи» повседневной жизни. Для Бердяева истина- не результат познания объективного мира, а победа над вещностью мира объектов и раскрытие в них духовных смыслов, источником которых является человек. Обосновывая свою эсхатологию(учение о конечных судьбах мира и человека), ведущую к возникновению Богочеловечества, Бердяев показывает, что сам процесс познания далёк то традиционно принятой схемы субъект- объектных отношений, погружающей человека в мир объектов. Напротив, он считает, что этот процесс вносит смысл, определяет направление развития.

Поскольку человек у Бердяева как «Другое» Бога наделён творческими способностями, то смысл человеческой жизни не в спасении, а в творчестве. Однако человек как существо историческое стремится в своей жизни к частным интересам, используя для их достижения свою творческую энергию.Тем самым человек отклоняется от собственного предназначения и становится материалом и средством истории. История, таким образом, осуществляется как преступление , в ней действует эгоизм, и как следствие, борьба, войны, насилие. История противоречива, предполагает человеческую свободу и одновременно порабощает человека. И поэтому неизбежен апокалипсис, очищение, смерть и воскресение человечества во имя его возвращения в царство Духа. Историческая перспектива человечества-«переход в качественно новый эон вечно становящегося Абсолюта».

Высшим социальном типом является общество, в котором органически объединены принцип личности и принцип общности. Такое единение Бердяев называет «персоналистическим социализмом». Основанием построения персоналистического общества и способом преодоления отчуждения является соборность.     

Философию Бердяева можно использовать в таких темах как 1) Личность

                                                                                                       2)Человек

                                                                                                       3)Богочеловечество

                                                                                                       4) Свобода              

                                                                                                    5)Творчество

 

Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) - общественный деятель, философ, богослов, экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище, Орловской духовной семинарии, Елецкой гимназии и на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1896 г. В 1901-06 г.г. - профессор политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцент Киевского университета; в 1906-18 г.г - приват-доцент политической экономии Московского унверситета и профессор политэкономии Московского коммерческого института; в 1912 г. защитил докторскую диссертацию "Философия хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-25 г.г. - профессор церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге; с 1925 г. до конца жизни - профессор богословия и декан православного богословского института в Париже, один из идеологов Русского Христианского студенческого движения - обновленческого движения в православной церкви за рубежом.

Сущность христианского социализма состоит в признании религиозной значимости безликих социально-политических структур. Христианский социализм по сути дела есть христиански осмысленная социальная этика.

Христианский социализм имеет два основных измерения.

1. Либеральное измерение, основанное на уважении к свободе человека с соответствующей поддержкой таких социально-политических структур, которые обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь понимается как культура уважения к внешней свободе человека, не нарушающей свобод других людей. Сущностью права полагается свобода.

2. Социальное измерение, основанное на организованной заботе о слабых членах общества.

С. Булгаков писал: "Православная Церковь определила свое отношение к социальному вопросу. Правда, доселе так и не было дано «вероучительного определения» о природе социализма ни в русской церкви, ни во вселенском православии. Но социализм, как социально-экономическая доктрина, вовсе и не является вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель социализма, понятая как осуществление социальной справедливости, защиты слабых, борьбы с бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой степени нравственно самоочевидна, что разногласие может быть только относительно практической целесообразности или осуществимости тех или иных мероприятий"3.

Религия может побуждать людей не только к личному благочестию и благотворительности, но и к честной работе в "миру", к улучшению политической и экономической систем, к доброжелательному диалогу со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в той сфере, которую традиционная религиозность полагает светской (религиозно нейтральной).

Булгаков высоко отзывается о протестантской трудовой этике, легализировавшей активность христианина в этой сфере, в своей статье "Народное хозяйство и религиозная личность" (1909).

В России по разным причинам религиозных пробуждений не было, но сама идея "социального Евангелия" примерно в то же время на маргинальном уровне все же имелась. В конце XIX века ее развивал В. Соловьев в качестве составной части своего учения о "Богочеловечестве". Ранее П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском социализме.

XIX век был веком социального вопроса. Социализм же становился безрелигиозным. Религиозность в России все больше уходила на задний план, поэтому русский коммунизм оказался атеистическим. Интеллигенция в то время была увлечена новомодным марксизмом. Прошел через него вместе с другими и С. Булгаков, точно указав на самое слабое место марксизма: неадекватную антропологию, редуцирующую человека к социальному фактору, представляющую человека функцией социальной среды. Преодолев марксизм, он обретает новое понимание идеализма, христианства, православия.

С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в социальной сфере в духе аналогичных концепций В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике статей "От марксизма к идеализму" (1903):

"Идеализм в России родился и стоит под знаком социального вопроса и теории прогресса. Он нужен его представителям не затем, чтобы уйти от земли и ее интересов - на небо ли, или в «болото реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить нравственные и общественные идеалы; поэтому он не мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и идеализмом, при всей противоположности их в области «теоретического разума», существует поэтому значительная близость в сфере «разума практического» , социальных стремлений и идеалов. Идеалы социальной справедливости и общественного прогресса, свободы и равенства, политического либерализма и социального демократизма или социализма с необходимостью вытекают из основных принципов философского идеализма; они не только не составляют монополии марксизма или какой-нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах и могут вообще обосновываться".

Вместо старого, изрядно одряхлевшего и бессильного идеализма Булгаков предлагает волевой, действенный идеализм как философско-этическую проекцию универсально понятого христианства, как глобального проекта. Такой идеализм не отворачивается ни от материи, ни от политики, а ставит задачу преображения этих сфер. Вслед за Соловьевым, он называет себя "религиозным материалистом", использует методологию "критики отвлеченных начал". Одним из таких начал является отвлеченный спиритуализм. С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно показывает нравственную обязанность христианина отвечать не только за свою душу, но и за целое общество.

Кроме того, старый добрый идеализм получил, по мнению С. Булгакова, как бы новый импульс-прививку от молодого энергичного марксизма. Он называл марксизм "источником бодрости и деятельного оптимизма, боевым кличем молодой России, как бы общественным бродилом", "первым горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это новое понимание идеализма и религиозности, просветляющих все сферы, и составило сердцевину известного "нового религиозного сознания" начала XX-го века.

 

Более того, С. Булгаков во многих работах утверждает по-христиански понятый западный правовой либерализм, в основе которого лежит уважение к человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Бога.

С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал современный ему капитализм. Он призывал к общности имуществ, которая была характерна для благодатно-анархического коммунизма первых христиан. Но он решительно отвергал тотальную якобы необходимую связь христианской экономики с христианской общиной (по аналогии с церковным хозяйством в монастырях). Признавая удачное ведение хозяйства в некоторых монастырях, Булгаков не мыслил экономическое устройство России по типу монастырского. С. Булгаков говорил не о "церковном (или клерикальном) социализме", а об "экономическом социализме" для всех граждан независимо от вероисповедания.

Булгаков понимал социализм как необходимое условие для материального благоустройства людей, называя такой социализм "нейтральным", понимая его как "социальную технику", в противоположность социализму "научному", как идеологизированной псевдорелигии.

В статье "Неотложная задача" содержится проект программы "Союза христианской политики" Завет Христа (одеть нагих, накормить голодных, заботиться об узниках) может быть решен только посредством социального законодательства, с помощью профсоюзов, кооперативов, объединений трудящихся, посредством всего того, что на Западе называют "христианским социализмом". Булгаков определял "христианский социализм" как "социализм во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма как "социализма во имя религии человекобожества".

В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме собственно социализма как техники социальной справедливости, должен быть еще один очень важный аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев. "Учением о Богосыновстве, об абсолютном достоинстве человеческой личности, носящей образ Божий, христианство утвердило непоколебимые основы всякого освободительного движения - идеал свободы личности. Идеал свободы личности и уважения человека к человеку и должен быть руководящей идеей христианской политики в области отношений как политических, так и экономических".

Задачи христианской политики могла бы решать христианская общественность, а пока предполагаемый "Союз христианской политики" мог бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле реализации "правды социализма" с социалистическими и социал-демократическими партиями. Члены предполагаемого СХП могли вступать в другие партии, чтобы там продвигать идеи христианской политики. Опасаться следовало только превращения социализма в псевдорелигию, что и произошло несколько позже в России. Самому СХП не обязательно было становиться политической партией, он мог бы быть фактором формирования христианской общественности.

Христианскую общественность с ее "новым религиозным сознанием" не так легко определить. Но можно попытаться это сделать, исходя от противного. Так С. Булгаков писал: "В среде христиан, вернее, лжехристиан, существуют только два отношения к общественным и политическим вопросам: или черносотенное, или мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих истины христианства есть немало лиц, вовсе не индифферентных к общественности и принимающих горячее участие в делах современности, но они делают это не как христиане, а как политики, выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело". Задача, таким образом, состояла в том, чтобы создать новое (третье) измерение в христианском сознании, которому бы соответствовало христианское осмысление "правды социализма" и прав человека. 

В одной из своих поздних книг "Православие" он писал: "Пророки Израиля имели в составе своей проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без основания видят ранних провозвестников социального христианства на ветхозаветной основе". "В православном предании, в творениях вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому в самом общем смысле, как отрицания системы эксплуатации, спекуляции, корысти". Русский социализм оказался безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной, так сказать, свободный и демократический социализм, и, думается нам, его не миновать истории. И для православия нет никаких причин ему противодействовать, напротив, он является исполнением заповеди любви в социальной жизни".

                                     Философию Булгакова можно использовать в таких темах

 

                                     как : 1) Свобода

                                              2)Мораль

                                              3)Христианский социализм

 

Марксизм

Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата как его могильщика, победу социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма. За рубежом были созданы первые русские марксистские организации: русская секция I Интернационала, затем группа "Освобождение труда". С выходом в свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм стали изучать в рабочих кружках. С 1883 марксистские организации появляются в России - студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под руководством которого началось осуществление теории на практике. На идеологической основе марксизма формируются "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь показала утопичность множества положений марксизма, социализм рухнул в СССР и в др. странах.

 

П леханов Георгий Валентинович - русский публицист и политический деятель. (1857- кончил курс юнкерского училища, затем поступил в горный институт в Петербурге; там он познакомился с бунтарями-народниками и начал пропаганду в кружках рабочих. Во время демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря 1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против правительства. После произнесения речи он успел переменить шапку, закутаться в башлык и неузнанным скрыться с площади. После этого Плеханов тотчас же перешел на нелегальное положение. Скоро он занял выдающееся положение в партии Земли и Воли и стал членом редакции журнала "Земля и Воля", в котором поместил, между прочим, статью: "Законы экономического развития и задачи социализма в России", излагавшую программу партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть сторонником крестьянского социализма, верящим, что крестьяне в России по природе своей социалисты и вполне уже готовы к революции, Плеханов отличался от других товарищей по партии, тем, что особенно дорожил пропагандой среди рабочих, видя в них, впрочем, не представителей пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих тесные связи с деревней.

 

Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще в народнически -бунтарский свой период и уже тогда принимавший марксизм, но толковавший его на народнический лад, Плеханов к этому времени сделался ортодоксальным марксистом и пришел к выводу, что если в России возможна революция, то только в тот момент, когда созреет пролетариат. В 1883 г. Плеханов, вместе с Верой Засулич, Дейчем , Аксельродом и Игнатовым , основал группу "Освобождение труда". Вполне социал-демократическая по своей программе и задачам, она была скорее группой издательской, чем партийной. Первым ее изданием была замечательная брошюра Плеханова "Социализм и политическая борьба", в которой развиты основные принципы социал-демократизма. В противоположность старым народникам и позднейшим экономистам, признававшим только борьбу экономическую, Плеханов доказывал, что борьба за освобождение рабочего класса, которое должно быть вместе с тем освобождением человечества, возможна только на почве социал-демократического учения и в форме борьбы политической. В следующем году та же группа издала довольно объемистую книгу Плеханова "Наши разногласия". Признавая заслуги народников и народовольцев в борьбе с деспотизмом, но отрицательно относясь к их теориям, называя эти теории даже прямо реакционными, Плеханов в своей книге еще раз и гораздо полнее обосновывает теорию марксизма в его применении к России. Эта книга может считаться исходной точкой русского социал-демократического движения. Несмотря на крайнюю резкость полемического тона и иногда явную несправедливость выходок против тех или других лиц, она обнаружила глубокое понимание момента и предвидение дальнейшего хода событий в России. Развитие капитализма и появление рабочего движения были предсказаны в ней чрезвычайно верно.

В 1895 г. появилась в свет в Петербурге его книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Ответ гг. Михайловскому, Карееву и К°", выпущенная под псевдонимом Н. Бельтова. Вместе с книгой П. Струве "Критические Заметки", вышедшей за год до нее, она явилась новым обоснованием социал-демократизма. Ее легальная форма обеспечила ей распространение и значение еще гораздо большее, чем полученное книгой "Наши разногласия". Доктрина экономического материализма изложена в ней полнее и последовательнее, чем в какой бы то ни было книге, появившейся на русском языке до нее, а, пожалуй, и после нее; но этому изложению был придан характер резко полемический, ослабляющий впечатление. В 1896 г. вышла книга Плеханова "Основания народничества в трудах г. Воронцова (В. В.)", изданная под псевдонимом А. Волгина. Начиная с 1890 г., Плеханов очень много писал по-немецки в "Neue Zeit"; между прочим, он напечатал там ряд статей о Чернышевском, вышедших позднее особой книгой по-немецки.

Значительная доля ошибок социал-демократии в России объясняется, по его мнению, тем, что она не является еще в полном смысле слова рабочей партией; по своему составу это по преимуществу группа интеллигентская, что отражается как на ее миросозерцании, так и на ее тактике. Плеханов настаивает на том, что революция одними силами рабочего класса произведена быть в настоящее время не может, что революция должна иметь характер буржуазный, что рабочему классу нужно только занять как можно более выгодные позиции, не рассчитывая сразу получить все, и потому в настоящее время для рабочего класса гораздо важнее борьба с самодержавием, хотя бы в союзе с буржуазией, чем борьба с буржуазией; нужно уединить реакцию. Похвала из либерального лагеря Плеханова не огорчает, тогда как похвала из лагеря анархистов его бы огорчила. Ввиду всего этого Плеханов являлся безусловным и решительным сторонником участия рабочего класса в выборах в Государственную думу и безусловным противником бойкота, принятого громадным большинством социал-демократической партии.

В 1905 - 1906 гг. вышли в Петербурге, под псевдонимом Н. Бельтова, следующие книги Плеханова: "За двадцать лет. Сборник статей литературных, экономических, философских и исторических", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" , "Критика наших критиков", "Пролетариат" .

Идеи Плеханова можно использовать в таких темах как:

1) Марксизм

2) Социал-демократия

3) Государственное управление

4) Государство   

 

 

                                           ЛЕНИН, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870–1924), профессиональный революционер, продолжатель идей Маркса, основатель современного коммунистического движения и Советского государства. Ленин поступил в Казанский университет и прекрасно учился, но в конце 1887 был задержан за участие в революционной сходке студентов и политическом семинаре, исключен из университета и сослан в деревню под надзор полиции. В 1891 экстерном сдал экзамены по праву в Петербургском университете.

                                           

                                           Большое влияние на Ленина оказали русские революционеры 19 в., в первую очередь публицист Н.Г.Чернышевский; его глубоко заинтересовали западноевропейские социалистические теории К.Маркса и Ф.Энгельса, которые популяризировал в России прежде всего Г.В.Плеханов. Первым значительным марксистским произведением молодого Ленина стал труд Развитие капитализма в России (1897), за ним последовали многочисленные политические работы, выходившие в России и за рубежом.

 

                                           В 1898 Ленин, Плеханов и другие марксисты организовали Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) для координации революционной деятельности. В 1901–1902 народники создали соперничавшую с ней партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии вошли в состав Международной федерации, известной как Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. Ленин и другие «искровцы» выступали за создание централизованной партии, которая должна была мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в работе Что делать?(1902). На втором съезде РСДРП, проходившем в 1903 в Брюсселе и Лондоне, «искровцы» одержали победу, но затем распались на две фракции – большевиков и меньшевиков. Причины этого раскола и дальнейшие задачи большевиков были проанализированы Лениным в работе Шаг вперед – два шага назад (1904). Большевики под руководством Ленина настаивали на строжайшей партийной дисциплине, меньшевики, которых поддерживали Мартов и Плеханов, выступали за более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики выступали в поддержку союза рабочих и крупной буржуазии с целью свержения царизма, в то время как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде Две тактики социал-демократии в демократической революции) утверждал, что для успеха подлинно демократической революции в России необходимы союз рабочих и крестьян и создание в дальнейшем «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства».

                 

                                           К 1898 он женился на одной из своих ближайших соратниц Н.К. Крупской. Ленин и Крупская сыграли важную роль в координации деятельности подпольной большевистской организации РСДРП, содействуя печатанию и распространению газет «Вперед» и «Пролетарий». Революционные события вскоре позволили им вернуться в Россию. В 1905 разразилась первая русская революция. Сотни стачек и крестьянских бунтов заставили царский режим провести ряд важных реформ, включая предоставление политических свобод и создание парламентского органа, именовавшегося Думой. Ленин сначала выступал против участия большевиков в работе Думы, но в 1906 изменил свою позицию. Он поддержал также работу в Советах рабочих депутатов, которые руководили революционной деятельностью. Ленин активно поддерживал открытую (легальную) деятельность РСДРП, особенно ее большевистского крыла, в ходе массового наплыва рабочих в партию. В 1906–1907 обозначился спад революции. Революционеры вынуждены были уйти в подполье или эмигрировать, а многие левые интеллектуалы оказались деморализованными. Обострились и отношения между большевиками и меньшевиками. Ленин вступил в конфликт даже с группой большевиков, возглавляемой А.А.Богдановым, которые избегали работы в профессиональных союзах и другой «приспособленческой» активности, а также ставили под вопрос целесообразность участия большевиков в выборах и представительство в Думе. Ленин настаивал на том, что работа в Думе даст революционерам мощное средство легальной агитации и политического образования и что борьба за реформы будет способствовать росту опыта и политической сознательности рабочего класса. В работе Материализм и эмпириокритицизм (1909) он доказывал наличие серьезной ревизии марксизма, предпринятой Богдановым и другими теоретиками социал-демократической партии. В то же время Ленин развернул борьбу против «ликвидаторов» – меньшевистского течения, стремившегося заменить все формы революционной подпольной работы легальной реформистской деятельностью. Ленин остро критиковал «примиренцев», подобных Троцкому, пытавшихся сохранить единство РСДРП и не допустить раскола партии.

                                           В 1912 Ленин с единомышленниками организовали отдельную партию – большевистскую. Новая партия издавала газету «Правда». Ее члены имели не только согласованную стратегию действий, но и четкую политическую программу: 8-часовой рабочий день; земельная реформа, демократическое учредительное собрание. Эти три требования подкрепляли призывы о необходимости усиления союза рабочих и крестьян. Большевики имели мощную и дисциплинированную организационную структуру, которая сочетала курс на поддержку реформ с подпольной революционной работой. В 1912–1914 большевики-ленинцы заняли лидирующие позиции в русском революционном движении.

                                           В период 1914–1917 Ленин сосредоточил усилия на укреплении революционной социалистической оппозиции войне. На конференциях в Циммервальде и Кинтале он объединил различные антивоенные социалистические течения. Критикуя 2-й Интернационал, вожди которого отреклись от антивоенных убеждений, он призвал к созданию нового революционного 3-го Интернационала. Ленин написал также исследование экономических причин Первой мировой войны – Империализм, как высшая стадия капитализма (1916).

                                           Отрицая призывы установить немедленный мир и выступая с защитой идеи «социалистических Соединенных Штатов Европы», он выдвинул крайний лозунг: «Превратить империалистическую войну в гражданскую». Данный лозунг, хотя и был воспринят только ближайшими соратниками, в частности Г.Е.Зиновьевым, был очень важен для Ленина: его выдвижение делало невозможным любой компромисс с «центристскими» социал-демократами, которые к 1916 отказались от поддержки войны, но не могли открыто порвать с милитаристски настроенным большинством своих партий.

                                           В истощенной и озлобленной военными неудачами России  вновь нарастал революционный радикализм.

                                            Ленин подчеркивал, что Временное правительство не способно вывести Россию из войны, не может гарантировать обеспечения рабочих продовольствием и не отдаст землю крестьянам. Поэтому он считал, что рабочие и революционеры должны выступить с самостоятельными лозунгами «вся власть Советам» и «Хлеб, мир и земля». Демократическая революция, считал он, должна перерасти в революцию рабочего класса при поддержке крестьянства, которая вызовет восстания рабочих в Германии, Австро-Венгрии и Франции. «Апрельские тезисы» вначале вызвали недоумение у многих ведущих большевиков, но вскоре Ленину удалось убедить верхушку партии, равно как и бывших оппонентов, например Троцкого, в своей правоте. К июлю 1917 большевики возглавили массовую демонстрацию против Временного правительства, во главе которого стоял умеренный социалист А.Ф.Керенский. Демонстрация вылилась в насильственные действия, что стало причиной репрессий со стороны Временного правительства. Многие большевики были арестованы, а Ленин бежал в Финляндию. Здесь он написал теоретический трактат Государство и революция, в котором были представлены перспективы социалистического будущего.

                                   В августе 1917 начался правый военный мятеж генерала Корнилова, направленный на свержение Временного правительства и Советов. Временное правительство освободило всех революционных активистов из заключения и не препятствовало созданию Красной гвардии.

                                          25 октября 1917 Временное правительство было низложено. Ленин стал председателем первого советского правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома), созданного на базе коалиции большевиков и левых эсеров. Чтобы обеспечить выход России из Первой мировой войны, были начаты мирные переговоры с Германией. Правительство Германии выдвинуло в качестве условий жесткие требования, касавшиеся прежде всего территориальных уступок. Многие революционеры, включая левых эсеров и даже левых коммунистов в самой партии Ленина, выступили против уступок и призвали к революционной войне против германского империализма. 3 марта 1918 в Брест-Литовске был подписан Брестский мирный договор.

Для свержения нового режима была образована широкая коалиция из бывших промышленников, финансистов и сторонников восстановления монархии. К движению подключились ряд иностранных правительств, особенно Великобритании, Франции, США и Японии. 14 иностранных государств так или иначе участвовали в разразившейся в России гражданской войне. В 1918 в ответ на разрозненные террористические акты, в ходе которых Ленин был тяжело ранен, развернулся красный террор – арестовывали и чаще всего расстреливали любого, кто считался «врагом революции». Производила это Чрезвычайная Комиссия (ЧК), учрежденная по инициативе Ленина и возглавлявшаяся Ф.Э.Дзержинским. В начале 1918 Совнарком разогнал Учредительное собрание. К 1919 от демократии не осталось и следа.

                                           Ленин и российские коммунисты были убеждены, что распространение социалистической революции на другие страны является существенной предпосылкой окончательной победы революции в России. В 1919 они организовали Первый конгресс Коммунистического Интернационала, поддерживая создание коммунистических партий во всех странах мира. Предполагая, что эти новые партии могут склониться к «ультралевым» ошибкам (таким, как попытки захватить власть без поддержки большинства рабочего класса или отрицать борьбу за «простые» реформы), Ленин в 1920 написал работу Детская болезнь «левизны » в коммунизме. На Втором и Третьем конгрессах Коминтерна он выступил в поддержку тактики «единого фронта», с помощью которого коммунисты должны были объединить силы с более умеренными социалистами, ничуть, однако, не поступаясь принципами.

                   



2019-07-04 159 Обсуждений (0)
Идеи В.С. Соловьёва оказали заметное влияние на развитие обществознания , во многом определяли направление русской общественно-политической мысли начала 20в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеи В.С. Соловьёва оказали заметное влияние на развитие обществознания , во многом определяли направление русской общественно-политической мысли начала 20в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)