Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и понятия Лундской школы



2019-07-04 681 Обсуждений (0)
Принципы и понятия Лундской школы 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ ПОВЕДЕНИЯ

ТУРИСТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

 Введение в работу - тезисное.

 

1. Проблемность задачи "Состояние и перспективность развития туризма в Санкт-Петербурге" и, отчасти, перспективы развития качественной рекреации в Санкт-Петербурге, во многом связаны с неумением туристских фирм организовать комфортную обстановку потребителю за короткий промежуток времени его пребывания в городе. Опираясь на пространственно-временные закономерности поведения туристов можно решить поставленную задачу достаточно строго. Туристы в Санкт-Петербурге передвигаются по определённым пространственным траекториям и в соответствии с характерным временным ритмом. В зависимости от типа материнской культуры, поведения туристов во время пребывания в городе обретает специфичный характер. Его можно достаточно строго описать, при условии корректного использования методов пространственно-временного поведенческого анализа.

2. В динамичной социально-экономической ситуации туристическим компаниям необходима опора на эмпирические данные об особенностях поведения людей и их ментальные образы стран и регионов. В противном случае туристский продукт будет либо не востребован, либо потребитель будет им недоволен и не удастся достичь его стабильного воспроизводства.

3. Изучая рекреационное поведение людей, следует опираться на следующий понятийный аппарат,  принципы и положения Лундской школы:

· Непрерывность и цикличность в последовательности смен ситуаций, в которые попадает человек.

· Вся совокупность видов деятельности индивидуума и/или группы индивидуумов, и все предметы, необходимы и должны участвовать в достижении какой-то определённой цели и/или для завершения любого предумышленного или целенаправленного поведения индивидуума.

· На поведение людей влияют временные доминанты, с чёткой ритмичностью в пределах суточного цикла, фиксированные часы работы транспорта, учреждений.

4. В эмпирическом исследовании решалось две задачи. Первая - используя единственно корректные методы Лундской школы "временной" географии создать ежедневную схему траекторий движения людей, приехавших с целью увидеть город и потратить в нём деньги. Вторая - проверка и корректировка методологии пространственно-временного анализа и логики освоения городского ландшафта при факторе ограниченности времени.

В основании методологии исследования положен пространственно-временной анализ эволюции ежедневных траекторий человека. Проводился опрос 30 российских и 30 зарубежных рекреантов разного пола и возраста с дальнейшим созданием ментальных карт траекторий их движения в городе. Это позволило выявить определённую логику перемещения и, на этой основе, создать определённый туристический продукт оптимальный для данной группы рекреантов.

Место проведение опроса - Дворцовая площадь. Этот выбор связан с тем, что выборка по рекреантам незначительна. Четкое и ограниченное место проведения опроса, во-первых, исключает ошибку. Во-вторых, в дальнейшем можно повторить опрос для подтверждения или опровержения данных и сравнить его по половозрастной структуре и сезонам.

 Для опроса мы использовали стандартную анкету, включающую три вопроса. Два вопроса ориентированы на пространственную и временную структуры поведения индивидуума в городе. Третий вопрос, на описание суточной схемы перемещения индивидуума в пространстве - времени. На эти вопросы респондент отвечает самостоятельно, возможно с помощью наводящих вопросов, помогающих более доверительному общению. Остальные данные (по полу и возрасту) мы заполняем самостоятельно.

5. Результаты. Решение задача корректировки методологии пространственно-временного анализа нами будет решаться исходя из полученной полевой информации: мы выявим тенденции траекторий движений и ежедневные временные циклы освоения городского ландшафта. Исходя из этого, определим корректность задаваемых вопросов в анкете. Поймём, насколько совпадают траектории движении по внешней и внутренней группе рекреантов; по половозрастной структуре. В дальнейшем мы убедимся в корректности методики и по необходимости исправим её.

6. Актуальность исследования. Пространственно-временная концепция весьма редка в российской географии. Материалы, собранные нами заслуживают серьёзного внимания с фундаментальной и прикладной точек зрения.

 

*     *     *

Введение.

Целью работы является теоретическое пространственно-временное описания суточной цикличности поведения туристов в Санкт-Петербурге.

Задачами работы являются:

Первая - используя единственно корректные методы Лундской школы "временной" географии создать ежедневную схему траекторий движения людей, приехавших с целью увидеть город и потратить в нём деньги.

 Вторая - проверка и корректировка методологии пространственно-временного анализа и логики освоения городского ландшафта при факторе ограниченности ресурса - времени.

Философская основа антропоцентрическое видение разрозненного разнообразия мира в целом. Холистический взгляд на мир.

Актуальность исследования.

Результаты полученные нами будут опубликованы и представлены на научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития туризма в СНГ". Данная работа планируется в продолжении, исследование социально значимо, а следовательно нужно городу для создания туристского продукта максимально хорошего для приезжих в северную столицу.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

ЛУНДСКАЯ ШКОЛА "ВРЕМЕННОЙ" ГЕОГРАФИИ.

Лундская школа "временной" географии как наиболее развитый вариант пространственно-временных исследований в мировой географической науке. История развития Лундской школы. Значение трудов Т. Хегерстранда для развития научной школы.

Особенности Лундской школы. Антропоцентричность построений - центром внимания является человек, индивидуум, а всё остальное является производным от него. Рассмотрение одного пространственно-временного континуума т.е. формализованный путь синтеза пространства и времени в познавательном отношении. Существование двух концепций:

--диффузии нововведений

--пространственно-временная концепция. /ПВК/ или /ПВ/

В операционной части это удобный и полезный инструмент, способный в умелых руках помочь исследователю. В методологической части она /ПВК/* не лишена ряда весьма серьёзных изъянов, отражающих общее положение дел в социальной географии. Человек рассматривается в отрыве от общественных отношений, он вырван из социального контекста. Индивид не личность, не часть социума, а только "проекция" её в географическом пространстве. Оппонентами /ПВК/ инкриминируется 5-измов: три избыточных - позитивизм,  бихевиоризм, физикализм и два недостаточных - географизм и психологизм. По каждому пункту критики можно говорить подробно, но здесь они приведены лишь для ознакомления с позитивными и негативными особенностями школы.

Принципы Лундской школы. Последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. Ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности.

Изучение пространственно-временной деятельности на основании системы ограничений: 1) неделимость человека, 2) ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека, 3) ограниченные возможности участия человека одновременно более, чем в одном виде пространственно значимой деятельности, 4) факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности, 5) факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве, 6) ограниченная вместимость пространства активности человека, 7) ограниченные размеры земного пространства, 8) факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Проблематика исследований Лундской школы. Исследование диффузии нововведений, миграций населения и роста городов, влияния соседства на пространственную диффузию нововведений. Рассмотрение восприятия новаций с учетом психологических особенностей людей и сопротивления введению новшеств. Проблемы разрастания сети шведских городов, новой застройки в городах, распространения информации и т.д. Пространственно-временная концепция, соотнесённая с территорией, связки деятельности и домены, выход на динамическую плотность жизнедеятельности, пространственно-временная интенсивность использования территории и т.д.

Оценка значимости Лундской школы. Наиболее привлекательные черты Лундской школы: Первое, исследовательская деятельность, ориентированная на обыденную реальность в том виде, в каком она существует. Второе, школа - продукт именно географической научной мысли, что в целом не вполне обычно для географии как области познания. Третье перспективность идей, разрабатываемых в Лундской школе, и теоретические результаты, имеющие непосредственный выход на практику. Четвёртое, гибкий характер научных положений Лундской школы. Пятое, создание образца синтеза пространственно-временных характеристик в исследовании человека и общества.

Наличие строгих пространственно-временных закономерностей поведения людей. Зависимость закономерностей поведения от типа культуры. Исключительная важность исследований пространственно-временного поведения людей для рекреационной географии.

 

 

По данной теме можно указать следующие публикации:

На русском языке:

· Николаенко Д.В. Логика развития зарубежной социально-экономической географии // Известия ВГО. - 1989. - N 2.

· Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Введение в рекреационную географию. - Харьков: Международный Славянский университет, 1998. - 193 с.

·  Петров Н.В. Пространственно-временной анализ в социальной географии: основные достижения и направления исследований шведской школы. - М.: ИГАН, 1986. - 56 с

Понятийный аппарат и основные теоретические положения.

Печатается с опорой на работу профессора Д.В.Николаенко.

Принципы и понятия Лундской школы

Среди исследовательских принципов Лундской школы наиболее существенными являются следующие:

· последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. До этого в западной географической науке основные усилия были направлены на исследование только пространственных структур и процессов, временной же аспект фактически отсутствовал. Лундская школа осуществила синтез пространственных и временных параметров человеческой деятельности;

· ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Всегда сложно преодолеть грань между пусть даже очень умными научными разработками и исследованием реальности. Реальность часто оказывается "неправильной", и тогда теории игнорируют ее, а на практике пытаются приводить в соответствие с неким идеалом. Лундская школа на основании строгой теории стала изучать обыденную реальность пространственно-временного поведения людей такой, какая она есть. Реальность не критиковали и не исправляли - ее описывали, чтобы получить возможность учитывать реальные закономерности в практической работе. "Антиконструктивность" Лундской школы, ее преклонение перед существующей реальностью исключительно важны.

Отмеченные два общих исследовательских принципа потребовали от представителей Лундской школы немалого научного мужества и при всей кажущейся тривиальности оказались очень оригинальными и полезными для исследований. В частности, в рекреационной географии - после кратковременного флирта ее теории с практикой создания ТРС - важно обратиться к изучению реальности такой, какая она есть. Следует оставить попытки сотворения реальности в сфере рекреационной деятельности - нужно лишь следовать ей. Кроме того, жизнь показала, что время не остановилось и в СССР: быстро и бесповоротно произошли поразительные перемены в пространственной организации рекреационной деятельности населения российской СКС. Научное сообщество оказалось не готово к подобной эволюции реальности.

При изучении пространственно-временной деятельности человека в Лундской школе принято исходить из следующей системы ограничений, сформулированной Т. Хегерстрандом:

· неделимость человека,

· ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,

· ограниченные возможности участия человека одновременно более чем в одном виде пространственно значимой деятельности,

· факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности,

· факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве,

· ограниченная вместимость пространства активности человека,

· ограниченные размеры земного пространства,

· факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Эти положения можно рассматривать как конкретно-научные принципы пространственно-временного исследования человека в Лундской школе, которые раскрываются в строгой системе понятий. Приведем основные из них.

Структура окружения (среды) - система альтернативных видов деятельности и ресурсов для их реализации (возможности работы, социальных контактов, обслуживания и т.д.). Структура окружения относительна для каждого человека; ее состав в значительной степени зависит от его психологических особенностей, культурного уровня и благосостояния. В зависимости от масштаба времени выделяются:

· повседневное окружение (географическое пространство, пределов которого индивид может достичь в рамках суточного цикла жизнедеятельности), и

· жизненное окружение (арена действий индивида в течение его жизни).

Формой описания поведения индивида в пространстве-времени является путь (траектория), берущий начало в точке рождения и заканчивающийся в точке смерти данного индивида. Это одно из центральных понятий временной географии: оно отражает факт непрерывности в последовательной смене ситуаций. Выделяются суточная, недельная и жизненная траектории.

В окружающем траекторию индивида пространстве и времени выделяются колеи доступности (трубки). Их радиусы отражают способность индивида перемещаться и общаться с внешним миром.

· Первое кольцо доступности заключает пространство, находящееся в пределах непосредственной досягаемости.

· Второе определяется возможностями слуха и зрения.

· Третье заключает в себе все точки пространства, где индивид может побывать в течение дня, а также его жилище.

Под понятием "остров" понимается пространство перемещений индивида в течение дня, за пределы которого он не может выходить при условии обязательного ежевечернего возвращения домой. Его пределы колеблются в зависимости от доступных человеку транспортных средств.

Благодаря учету временного параметра, деятельность индивида рассматривается не в двухмерном, а трехмерном пространстве-времени. С учетом временного параметра понятие "остров" преобразуется в понятие "призма человеческой жизнедеятельности".

Под понятием "станция" понимается точка в пространстве, где индивид совершает длительную остановку для участия в процессе общественной деятельности или потребления. Это понятие очень гибкое: станцией может быть город, в котором живет индивид, место его работы и т.д.

Термин "domain" переводится на русский язык как "владение, имение, область, сфера", но дословный перевод не раскрывает полностью сути указанного понятия, поэтому разумнее будет использовать термин вне его буквального перевода. По определению Т.Хегерстранда, под домэйном понимается пространственно-временная ячейка, в пределах которой предметы и события находятся под контролем индивида или группы. Примером домэйна может служить рабочий стол, жилище и т.д. Некоторые из них сохраняются силой привычки, другие - системой юридических положений. Существует иерархическая связь домэйнов различного типа и уровня.

Под связкой деятельности понимаются объединения людей, механизмов и материалов, возникающие в определенное время, определенном месте и с определенной целью. Значительная часть связок имеет строгую пространственно-временную локализацию.

Фундаментальное значение имеет понятие проекта, обозначающее совокупность видов деятельности, индивидов и параметров, которые должны взаимодействовать для достижения определенной цели.

Т. Хегерстрандом введено и другое, столь же общее понятие - диорама. Диораму можно рассматривать как своего рода "живой ландшафт", включающий людей, являющихся инициаторами проектов, с их внутренним миром. Понятие диорамы практически не ограничено в объеме и может отождествляться с понятием общества.

Жизнедеятельность людей в рамках диорамы определяется понятием "задающего темпа" - временными доминантами с четкой ритмичностью, например, деятельностью предприятий, школ, общественного транспорта и прочих объектов, имеющих фиксированное расписание функционирования.

Очень важно, что вся система понятий Лундской школы взаимосвязана. Во взаимной связи понятия дают возможность полно и на высоком формализованном уровне описывать пространственно-временное поведение людей и выявлять его закономерности.



2019-07-04 681 Обсуждений (0)
Принципы и понятия Лундской школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и понятия Лундской школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)