Размеры хозяйства и размеры производства.
Количество имеющихся ресурсов (площадь сельхозугодий, численность фондовых ресурсов, стоимость основных и оборотных средств) характеризует размер предприятия. Размер производства характеризуется количеством валовой продукции, которая фактически производится в среднем за 3-5 лет. Размер сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от площади сельхозугодий. Она как бы определяет количество основных и оборотных средств, затраты труда. В незначительной степени эти показатели зависят от используемой технологии и трудоемкости культуры, но все же основным фактором является площадь земли, а поскольку этот показатель ограничен, то ограничен и размер предприятия. Размер производства, напротив, может изменяться во времени вследствие внедрения новых технологий, использования лучших сортов семян и пород животных, т.е. он определяется количеством переменных ресурсов. Охарактеризуем размер хозяйства и размер производства АО «Панино» Панинского района с помощью следующих таблиц.
Таблица 2.1.1. Размер хозяйства в АО «Панино» Панинского района.
Анализируя размер предприятия, необходимо отметить, что данное хозяйство является типичным для данного района. Площадь сельхозугодий и пашни незначительно меньше среднерайонной. Их размер за период с 1999 по 2000 гг. увеличился: сельхозугодий- на 4,42%, пашни- на 11,43%, что было связано с присоединением к району новых земель. Среднегодовая стоимость основных средств незначительно ниже, чем в среднем по району и за рассматриваемый период практически не изменилась, ее прирост составил 1%, зато значительно возросло потребление оборотных средств (выросло на 23% и превысило среднерайонную на 5742 тыс.руб.), что, возможно было повлечено увеличением площади обрабатываемых земель. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве превышает их численность в среднем по району на 49 чел. и за рассматриваемый период уменьшилась незначительно (на 2 чел.). Отклонения от среднерайонных данных в большинстве основных показателей, характеризующих размер предприятия незначительны, что подтверждает типичность АО «Панино» в сравнении с другими предприятиями Панинского района. Приведем структуру посевных площадей хозяйства за 1999-2000гг. Таблица 2.1.2. Структура посевных площадей.
Как видно из таблицы, в структуре посевных площадей преобладают зерновые и зернобобовые культуры, причем за отчетный год площадь их посева значительно увеличилась, что в дальнейшем отразится на структуре денежной выручки. Показатели, характеризующие размер предприятия не дают полного представления о работе данного предприятия. Для этого необходимо иметь данные, характеризующие объем валовой и товарной продукции как в натуральных, так и в стоимостных показателях, ведь именно они характеризуют размер производства. Эти данные приведены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.3. Размер производства в АО «Панино» Панинского района.
Анализируя размер производства в АО «Панино» Панинского района, мы видим, что в 2000 году произошел значительный рост стоимости валовой продукции, причем стоимость валовой продукции по хозяйству превзошла среднерайонную на 746 тыс. руб., что на 100 га сельхозугодий составляет 21 тыс. руб. Если говорить о продукции растениеводства, то стоимость ее рассчитанная на 100 га сельхозугодий значительно возросла по сравнению с 1999 г. и превысила среднерайонную в 2,4 раза (на 14 тыс. руб.). Денежная выручка хозяйства, возросла на 52 тыс. руб. и превысила среднерайонную в 2 раза. Учитывая еще и превышающий среднерайонный уровень валового сбора основных сельскохозяйственных культур, можно заключить, что данное хозяйство по размерам производства является одним из передовых в Панинском районе.
2.2.Специализация хозяйства. Специализация - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на производстве наиболее выгодной и наиболее нужной продукции. Основными экономическими показателями специализации является структура товарной продукции или денежной выручки. Дополнительными показателями являются производство продукции на 100 га сельхозугодий, структура валовой продукции и ряд других показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия. Специализация хозяйства дает конкретное представление о направлении производства, об основных видах товарной продукции. Направление специализации определяется по главной отрасли или по их совокупности. В зависимости от количества товарных отраслей выделяют ряд уровней специализации производства: - многоотраслевые - без четко выраженной специализации; - специализированные - имеющие 2-3 основных товарных отрасли и столько- же дополнительных; - хозяйства с углубленной специализацией имеющие 1-2 крупных отрасли в рациональном сочетании с 1-2 дополнительными; - узкоспециализированные, одна главная отрасль, или часть отрасли с незаконченным производственным циклом. В отличие от промышленных отраслей сельское хозяйство характеризуется, как правило, комбинированным производством нескольких видов основной, сопряженной и побочной продукции. Рациональная специализация отдельных хозяйств в значительной степени зависит от сочетания отраслей внутри предприятия, что в свою очередь определяется специфическими особенностями сельского хозяйства. Но существует общее правило, согласно которому рациональной считается специализация, обеспечивающая получение в главной или комбинации основных отраслей максимально возможного количества высококачественной продукции при минимально возможных затратах. Используя данные годовых отчетов проведем анализ специализации АО «Панино» Панинского района на основании данных по структуре денежной выручки.
Таблица 2.2.1. Структура денежной выручки АО «Панино» за 1999-2000гг.
Г. |
Г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тыс.руб | % к итогу | тыс.руб. | % к итогу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Растениеводство, всего | 5 737 | 71,1 | 8 027 | 75,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: зерно | 1 660 | 20,6 | 2 389 | 22,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сахарная свекла | 1 517 | 18,8 | 1 203 | 11,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
подсолнечник | 178 | 2,2 | 243 | 2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде | 2 373 | 29,4 | 4 183 | 39,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочая продукция | 9 | 0,1 | 9 | 0,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Животноводство всего | 2 329 | 28,9 | 2 619 | 24,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: молоко | 1 346 | 16,7 | 1 317 | 12,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 2.2.1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продано на мясо: КРС | 252 | 3,1 | 911 | 8,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде | 600 | 7,4 | 368 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочая продукция | 131 | 1,6 | 23 | 0,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего по с/х (растениеводство+животноводство) | 8 066 | 100,0 | 10646 | 100,0 |
Анализируя структуру денежной выручки АО «Панино» можно сделать вывод, что данное предприятие имеет зерно - молочное направление с развитым производством сахарной свеклы и развитой базой переработки сырья. Так, в структуре денежной выручки за 2 года преобладали продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде, зерно, сахарная свекла и молоко. Необходимо отметить также, что в2000 году происходит увеличение доли продукции растениеводства, реализованной в переработанном виде, на 9,9%, увеличение доли зерна на 1,9% и снижение доли сахарной свеклы на 7,5%. Высокая доля продукции, реализованной в переработанном виде свидетельствует о наличии в хозяйстве мощной перерабатывающей базы, что дает ему преимущество перед другими хозяйствами.
Специализация данного хозяйства характерна для многих хозяйств этой зоны и обусловлена подходящими природно - климатическими условиями и спросом на производимую продукцию.
На размер предприятия, размер производства и на специализацию в большой мере влияет обеспеченность предприятия производственными ресурсами, т.е. основными и оборотными средствами и рабочей силой на единицу площади.
Проанализируем обеспеченность ими данного хозяйства:
Таблица 2.2.2. Обеспеченность АО «Панино» производственными ресурсами.
Показатели | 1999г. | 2000г. | 2000 в % к 1999 | В среднем по району в2000г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обеспеченность основными и оборотными средствами, тыс.р/га сельхозугодий | 12 | 13 | 105,6 | 10,96 |
Обеспеченность тракторами, шт/100га пашни | 0,9 | 0,9 | 100 | 0,6 |
Вооруженность труда основными средствами, тыс. руб/чел | 201 | 204,1 | 101,5 | 256,3 |
Численность работников на 100га сельхозугодий, чел/100га | 5 | 5,2 | 95,1 | 3,7 |
Анализируя данную таблицу, мы видим, что в 2000 году обеспеченность хозяйства основными и оборотными средствами увеличилась на 5,6% и превысила среднерайонную на 2 тыс.р/га сельхозугодий. Количество тракторов на 100 га пашни не изменилось и составило превышение над среднерайонным на 0,3 шт/100га пашни. Имеет место также небольшое повышение вооруженности труда основными средствами на 3 тыс.руб/чел., однако этот показатель ниже среднерайонного на 52 тыс.руб/чел., однако это связано с превышением численности работающих в рассматриваемом нами хозяйстве над средним по району на 1,5 раб/100га сельхозугодий.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обеспеченность АО “Панино” выше среднерайонной и продолжает по некоторым показателям увеличиваться.
Для более полного представления о положении предприятия необходимо провести анализ его финансового состояния:
Таблица 2.2.3. Показатели рентабельности в целом по хозяйству.
Показатели |
По хозяйству | В среднем по району в2000г. | |
1999г. | 2000г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Сумма прибыли по хозяйству, тыс.руб. | 1 046 | 1016 | -1 438,0 |
Прибыль в расчете на 1 га сельхозугодий | 0,23 | 0,2 | -0,3 |
на 1 среднегодового работника | 4 | 4,1 | -7,6 |
на 1 тыс.чел/час | 2,230 | 2,238 | -3,8 |
на 100 руб. производственных затрат | 7,6 | 5,9 | -12,6 |
Уровень рентабельности,% | 14,2 | 9,9 | -20,8 |
Уровень окупаемости затрат,% | 114 | 109 | 79 |
При анализе данной таблицы, мы видим, что прибыль в 2000 году снизилась относительно1999 года, однако, в отличие от большинства хозяйств района, данное хозяйство прибыльно, хотя уровень рентабельности за исследуемый период упал на 4,3% и уровень окупаемости затрат также ,что не удивительно, также снизился на 5%. Но все же в отличие от среднерайонных данных уровень рентабельности положителен и уровень окупаемости затрат выше 100%.
Все вышеизложенное свидетельствует о довольно высоком уровне производства зерновых, а также других культур в данном хозяйстве, а также эффективности сбыта товарной продукции.
3.Сегментирование рынка и позиционирование сельскохозяйственных товаров.
Существует довольно много определений рынка: политэкономический, юридический, социальный и т.д. Для фирмы , работающей в современных условиях, важно знать, что такое рынок на практике. Если рынок для предприятия - это та среда, в которой действует оно, то необходимо знать следующее:
а) каково целевое назначение любого рынка;
б) из кого и из чего состоит рынок;
в) какие правила действуют на нем;
г) какие ограничения накладывает рынок на бизнес;
д) какие возможности предоставляет бизнесу рынок.
В чисто практическом смысле понятие "рынок" определяется как некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара. А поскольку почти любой товар - это соответствующий вид какого-то продукта или услуги, то и рынок, в зависимости от этого, может быть шире или уже.
Основной вопрос: на каких рынках выгоднее работать предприятию и что следует знать об этих рынках?
Если грамотно работать в формирующихся рыночных условиях, то вопрос о выборе рынка для предприятия является ключевым. В маркетинге он зависит от двух условий: вначале идет выбор определенных товарных рынков, в которых целесообразно оперировать предприятию, а затем, уже внутри каждого из этих рынков, выбираются сегменты (особые группы покупателей), в которых конкретно и работает предприятие в целом.
Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателям. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании отдельных частей, или сегментов, рынка. Каждое предприятие должно выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить.
Продавцы не всегда придерживались этой практики. Их взгляды прошли через три этапа:
МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ. При массовом маркетинге продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при подобном подходе должны максимально снизиться издержки производства и цены и сформироваться максимально большой потенциальный рынок.
ТОВАРНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.п. Эти различия необходимы для того, что бы полученные товары были призваны не столько понравиться покупателям, сколько создать разнообразие для покупателей.
ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец проводит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (см. рис. 5)
Сегментирование рынка | Выбор целевых сегментов рынка | Позиционирование товара на рынке | ||
1.Определение принципов сегментирования рынка 2. Составление профилей полученных сегментов | 3. Оценка степени привлекательности полученных сегментов 4.Выбор одного или нескольких сегментов | 5.Решение позиционирования товара в каждом из целевых сегментов 6. Разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента |
рис. 5.
Мероприятия целевого маркетинга
Первое - сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Предприятие определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.
Второе - выбор целевых сегментов рынка - оценка одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своим товарами.
Третье - позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного предложения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.
Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрению структуры рынка.
2019-07-04 | 220 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Размеры хозяйства и размеры производства. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы