Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Размеры хозяйства и размеры производства.



2019-07-04 220 Обсуждений (0)
Размеры хозяйства и размеры производства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Количество имеющихся ресурсов (площадь сельхозугодий, численность фондовых ресурсов, стоимость основных и оборотных средств) характеризует размер предприятия.

Размер производства характеризуется количеством валовой продукции, которая фактически производится в среднем за 3-5 лет.

Размер сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от площади сельхозугодий. Она как бы определяет количество основных и оборотных средств, затраты труда. В незначительной степени эти показатели зависят от используемой технологии и трудоемкости культуры, но все же основным фактором является площадь земли, а поскольку этот показатель ограничен, то ограничен и размер предприятия.

Размер производства, напротив, может изменяться во времени вследствие внедрения новых технологий, использования лучших сортов семян и пород животных, т.е. он определяется количеством переменных ресурсов.

Охарактеризуем размер хозяйства и размер производства АО «Панино» Панинского района с помощью следующих таблиц.

 

 

Таблица 2.1.1. Размер хозяйства в АО «Панино» Панинского района.

Показатели 1999 г. 2000 г. 2000 в % к 1999 г. В среднем на одно предприятие района в 2000 г.
1 2 3 4 5
Площадь сельхозугодий, га 4628 4825 104,42 5099
в т. ч. пашни 4153 4628 111,43 4680
Среднегодовая стоимость основных средств производственного назначения, тыс руб. 39804 40205 101 41902,5
Потребленные оборотные средства (материальные затраты), тыс.руб. 13826 17089 123,6 11347
Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел 250 248 99,2 189

Анализируя размер предприятия, необходимо отметить, что данное хозяйство является типичным для данного района. Площадь сельхозугодий и пашни незначительно меньше среднерайонной. Их размер за период с 1999 по 2000 гг. увеличился: сельхозугодий- на 4,42%, пашни- на 11,43%, что было связано с присоединением к району новых земель. Среднегодовая стоимость основных средств незначительно ниже, чем в среднем по району и за рассматриваемый период практически не изменилась, ее прирост составил 1%, зато значительно возросло потребление оборотных средств (выросло на 23% и превысило среднерайонную на 5742 тыс.руб.), что, возможно было повлечено увеличением площади обрабатываемых земель. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве превышает их численность в среднем по району на 49 чел. и за рассматриваемый период уменьшилась незначительно (на 2 чел.).

Отклонения от среднерайонных данных в большинстве основных показателей, характеризующих размер предприятия незначительны, что подтверждает типичность АО «Панино» в сравнении с другими предприятиями Панинского района.

Приведем структуру посевных площадей хозяйства за 1999-2000гг.

Таблица 2.1.2. Структура посевных площадей.

Показатели 1999г. 2000г. 2000г. в % к 1999г. В среднем по району за2000г.
1 2 3 4 5
Площадь пашни, га 4153 4628 111,4 4680
Посевная площадь зерновых и зернобобовых, га 1480 1516 150,0 1250
Сахарной свеклы, га 450 398 88,4 179
Подсолнечника, га 286 252 88,11 335

 

Как видно из таблицы, в структуре посевных площадей преобладают зерновые и зернобобовые культуры, причем за отчетный год площадь их посева значительно увеличилась, что в дальнейшем отразится на структуре денежной выручки.

Показатели, характеризующие размер предприятия не дают полного представления о работе данного предприятия. Для этого необходимо иметь данные, характеризующие объем валовой и товарной продукции как в натуральных, так и в стоимостных показателях, ведь именно они характеризуют размер производства. Эти данные приведены в таблице 2.1.2.

 

 

Таблица 2.1.3. Размер производства в АО «Панино» Панинского района.

Показатели

Всего

В расчете на 100 га земли

 

по хозяйству

В среднем по району

по хозяйству

В среднем по району
  1999 г. 2000 г.   1999 г. 2000 г.  

на 100 га пашни

Зерно, ц 28917 27548 15174 705 599 330
Сахарная свекла, ц 109477 43375 16438 2670 943 357
Подсолнечник, ц 2878 708 2196 70 15 48

на 100 га сельхозугодий

Молоко, ц 5581 5114 3261 121 107 64
Прирост живой массы КРС, ц 423 277 252 9 6 5
Стоимость продукции растениеводства, тыс. руб. 1145 1602 689 25 33 14
Стоимость продукции животноводства, тыс. руб. 332 373 228 7 8 5
Валовая продукция сельского хозяйства, тыс. руб 1477 3396 2650 32 71 50
Денежная выручка 8438 11280 5403 183 235 106

 

Анализируя размер производства в АО «Панино» Панинского района, мы видим, что в 2000 году произошел значительный рост стоимости валовой продукции, причем стоимость валовой продукции по хозяйству превзошла среднерайонную на 746 тыс. руб., что на 100 га сельхозугодий составляет 21 тыс. руб. Если говорить о продукции растениеводства, то стоимость ее рассчитанная на 100 га сельхозугодий значительно возросла по сравнению с 1999 г. и превысила среднерайонную в 2,4 раза (на 14 тыс. руб.). Денежная выручка хозяйства, возросла на 52 тыс. руб. и превысила среднерайонную в 2 раза. Учитывая еще и превышающий среднерайонный уровень валового сбора основных сельскохозяйственных культур, можно заключить, что данное хозяйство по размерам производства является одним из передовых в Панинском районе.

 

 

2.2.Специализация хозяйства.

Специализация - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на производстве наиболее выгодной и наиболее нужной продукции.

Основными экономическими показателями специализации является структура товарной продукции или денежной выручки. Дополнительными показателями являются производство продукции на 100 га сельхозугодий, структура валовой продукции и ряд других показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия.

Специализация хозяйства дает конкретное представление о направлении производства, об основных видах товарной продукции. Направление специализации определяется по главной отрасли или по их совокупности. В зависимости от количества товарных отраслей выделяют ряд уровней специализации производства:

- многоотраслевые - без четко выраженной специализации;

- специализированные - имеющие 2-3 основных товарных отрасли и столько- же дополнительных;

- хозяйства с углубленной специализацией имеющие 1-2 крупных отрасли в рациональном сочетании с 1-2 дополнительными;

- узкоспециализированные, одна главная отрасль, или часть отрасли с незаконченным производственным циклом.

В отличие от промышленных отраслей сельское хозяйство характеризуется, как правило, комбинированным производством нескольких видов основной, сопряженной и побочной продукции. Рациональная специализация отдельных хозяйств в значительной степени зависит от сочетания отраслей внутри предприятия, что в свою очередь определяется специфическими особенностями сельского хозяйства. Но существует общее правило, согласно которому рациональной считается специализация, обеспечивающая получение в главной или комбинации основных отраслей максимально возможного количества высококачественной продукции при минимально возможных затратах.

Используя данные годовых отчетов проведем анализ специализации АО «Панино» Панинского района на основании данных по структуре денежной выручки.

 

Таблица 2.2.1. Структура денежной выручки АО «Панино» за 1999-2000гг.

 

Виды продукции и отрасли

Г.

Г.

тыс.руб % к итогу тыс.руб. % к итогу
1 2 3 4 5
Растениеводство, всего 5 737 71,1 8 027 75,4
в том числе: зерно 1 660 20,6 2 389 22,4
сахарная свекла 1 517 18,8 1 203 11,3
подсолнечник 178 2,2 243 2,3
Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде 2 373 29,4 4 183 39,3
Прочая продукция 9 0,1 9 0,1
Животноводство всего 2 329 28,9 2 619 24,6
в том числе: молоко 1 346 16,7 1 317 12,4
Продолжение таблицы 2.2.1.
Продано на мясо: КРС 252 3,1 911 8,6
Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде 600 7,4 368 3,5
Прочая продукция 131 1,6 23 0,2
Всего по с/х (растениеводство+животноводство) 8 066 100,0 10646 100,0

Анализируя структуру денежной выручки АО «Панино» можно сделать вывод, что данное предприятие имеет зерно - молочное направление с развитым производством сахарной свеклы и развитой базой переработки сырья. Так, в структуре денежной выручки за 2 года преобладали продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде, зерно, сахарная свекла и молоко. Необходимо отметить также, что в2000 году происходит увеличение доли продукции растениеводства, реализованной в переработанном виде, на 9,9%, увеличение доли зерна на 1,9% и снижение доли сахарной свеклы на 7,5%. Высокая доля продукции, реализованной в переработанном виде свидетельствует о наличии в хозяйстве мощной перерабатывающей базы, что дает ему преимущество перед другими хозяйствами.

Специализация данного хозяйства характерна для многих хозяйств этой зоны и обусловлена подходящими природно - климатическими условиями и спросом на производимую продукцию.

На размер предприятия, размер производства и на специализацию в большой мере влияет обеспеченность предприятия производственными ресурсами, т.е. основными и оборотными средствами и рабочей силой на единицу площади.

Проанализируем обеспеченность ими данного хозяйства:

 

Таблица 2.2.2. Обеспеченность АО «Панино» производственными ресурсами.

Показатели 1999г. 2000г. 2000 в % к 1999 В среднем по району в2000г.
1 2 3 4 5
Обеспеченность основными и оборотными средствами, тыс.р/га сельхозугодий 12 13 105,6 10,96
Обеспеченность тракторами, шт/100га пашни 0,9 0,9 100 0,6
Вооруженность труда основными средствами, тыс. руб/чел 201 204,1 101,5 256,3
Численность работников на 100га сельхозугодий, чел/100га 5 5,2 95,1 3,7

Анализируя данную таблицу, мы видим, что в 2000 году обеспеченность хозяйства основными и оборотными средствами увеличилась на 5,6% и превысила среднерайонную на 2 тыс.р/га сельхозугодий. Количество тракторов на 100 га пашни не изменилось и составило превышение над среднерайонным на 0,3 шт/100га пашни. Имеет место также небольшое повышение вооруженности труда основными средствами на 3 тыс.руб/чел., однако этот показатель ниже среднерайонного на 52 тыс.руб/чел., однако это связано с превышением численности работающих в рассматриваемом нами хозяйстве над средним по району на 1,5 раб/100га сельхозугодий.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обеспеченность АО “Панино” выше среднерайонной и продолжает по некоторым показателям увеличиваться.

Для более полного представления о положении предприятия необходимо провести анализ его финансового состояния:

 

Таблица 2.2.3. Показатели рентабельности в целом по хозяйству.

Показатели

По хозяйству

В среднем по району в2000г.
1999г. 2000г.
1 2 3 4
Сумма прибыли по хозяйству, тыс.руб. 1 046 1016 -1 438,0
Прибыль в расчете на 1 га сельхозугодий 0,23 0,2 -0,3
на 1 среднегодового работника 4 4,1 -7,6
на 1 тыс.чел/час 2,230 2,238 -3,8
на 100 руб. производственных затрат 7,6 5,9 -12,6
Уровень рентабельности,% 14,2 9,9 -20,8
Уровень окупаемости затрат,% 114 109 79

При анализе данной таблицы, мы видим, что прибыль в 2000 году снизилась относительно1999 года, однако, в отличие от большинства хозяйств района, данное хозяйство прибыльно, хотя уровень рентабельности за исследуемый период упал на 4,3% и уровень окупаемости затрат также ,что не удивительно, также снизился на 5%. Но все же в отличие от среднерайонных данных уровень рентабельности положителен и уровень окупаемости затрат выше 100%.

Все вышеизложенное свидетельствует о довольно высоком уровне производства зерновых, а также других культур в данном хозяйстве, а также эффективности сбыта товарной продукции.

 

3.Сегментирование рынка и позиционирование сельскохозяйственных товаров.

Существует довольно много определений рынка: политэкономический, юридический, социальный и т.д. Для фирмы , работающей в современных условиях, важно знать, что такое рынок на практике. Если рынок для предприятия - это та среда, в которой действует оно, то необходимо знать следующее:

а) каково целевое назначение любого рынка;

б) из кого и из чего состоит рынок;

в) какие правила действуют на нем;

г) какие ограничения накладывает рынок на бизнес;

д) какие возможности предоставляет бизнесу рынок.

В чисто практическом смысле понятие "рынок" определяется как некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара. А поскольку почти любой товар - это соответствующий вид какого-то продукта или услуги, то и рынок, в зависимости от этого, может быть шире или уже.

Основной вопрос: на каких рынках выгоднее работать предприятию и что следует знать об этих рынках?

Если грамотно работать в формирующихся рыночных условиях, то вопрос о выборе рынка для предприятия является ключевым. В маркетинге он зависит от двух условий: вначале идет выбор определенных товарных рынков, в которых целесообразно оперировать предприятию, а затем, уже внутри каждого из этих рынков, выбираются сегменты (особые группы покупателей), в которых конкретно  и работает предприятие в целом.

Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателям. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании отдельных частей, или сегментов, рынка. Каждое предприятие должно выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить.

Продавцы не всегда придерживались этой практики. Их взгляды прошли через три этапа:

МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ. При массовом маркетинге продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при подобном подходе должны максимально снизиться издержки производства и цены и сформироваться максимально большой потенциальный рынок.

ТОВАРНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.п. Эти различия необходимы для того, что бы полученные товары были призваны не столько понравиться покупателям, сколько создать разнообразие для покупателей.

ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец проводит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (см. рис. 5)

 

Сегментирование рынка   Выбор целевых сегментов рынка   Позиционирование товара на рынке
1.Определение принципов сегментирования рынка 2. Составление профилей полученных сегментов   3. Оценка степени привлекательности полученных сегментов 4.Выбор одного или нескольких сегментов 5.Решение позиционирования товара в каждом из целевых сегментов 6. Разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента

 

рис. 5.

Мероприятия целевого маркетинга

 

Первое - сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Предприятие определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

Второе - выбор целевых сегментов рынка - оценка одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своим товарами.

Третье - позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного предложения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрению структуры рынка.

 



2019-07-04 220 Обсуждений (0)
Размеры хозяйства и размеры производства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Размеры хозяйства и размеры производства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)