Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА ВТОРАЯ. « Процессы происхождения культуры »



2019-07-03 164 Обсуждений (0)
ГЛАВА ВТОРАЯ. « Процессы происхождения культуры » 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл "образование", "воспитание" (например, немецкое Bildung).

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура за несколько столетий. В современных европейских языках можно выделить, если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, четыре основных смысла слова «культура»:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.; пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики.

Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.

« Рождение культурологи как науки »

Культурология – новое междисциплинарное направление социальных и гуманитарных исследований. Она относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта. Сегодня изучается в большинстве вузов страны.

Толчком к возникновению культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.

Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений.

Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного, романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.

Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975 гг.). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе социально-гуманитарных наук. Своими корнями культурология уходит в антропологию, этнологию, социологию, лингвистику, семиотику, психологию и др.

Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны: от простого противопоставления природе до определения культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих».

«Выявление и обсуждение основных направлений культурологии»

В современном культурологическом знании выделяются несколько ведущих направлений, каждое из которых занимается исследованием проблем культуры, опираясь на собственную методологическую базу. В настоящее время многие философы, филологи, социологи и представители других гуманитарных наук сближаются в своих работах с позициями культурологии, потому что проблема человека стала ведущей в ХХ столетии, а культура превратилась в эпицентр бытия современного человека. Различия между направлениями в культурологии лежат не только в области того, как понимать культуру, но и связаны с проблемами ее зарождения, функционирования, развития, с оценкой роли и места культуры в духовной и практической жизни человека. И, наверное, одним из самых интересных является вопрос о дальнейших судьбах культуры. Несмотря на существенную роль традиций, сохраняющих культуру в ее неизменной специфичности, она по своей природе – весьма динамична. В ее развитии можно выделить несколько типов формирования и изменения:

1. Психоаналитический. Основы этой школы заложил австрийский психиатр, психолог и философ Зигмунд Фрейд. Он считал, что культура имеет в жизни человека не только положительное, но и отрицательное значение. С одной стороны, она сдерживает человеческие инстинкты, благодаря чему делает нашу жизнь безопасной и более уравновешенной, ибо полная отдача во власть человеческого бессознания имеет разрушительное начало. Но, с другой стороны, культура подавляет в человеке многие творческие задатки, обедняя его и создавая тем самым “среднего человека”.

2. Формационный. Обсуждается движение истории, смена общественно-экономических явлений, за которыми культура идет следом, подстраиваясь и обслуживая те или иные общественные и экономические отношения. Таким образом, реализуется главный постулат марксизма о примате бытия над сознанием.

3. “Философии жизни”. Здесь рассматривается мнение о культуре, которая проходит этапы становления как живой организм. Это стадия рождения, наиболее яркий момент своей «жизни»- кульминационный пик своего развития и свою смерть. Причем этап, когда культура прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, является ни чем иным, как цивилизацией.

4. Социологический. Представляется история человечества как смена целостных социокультурных сверхобщностей, внутренне связанных определенным единством ценностей и значений. Кризис современной культуры связан с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму.

5. Символический. Самое молодое направление в культурологии, появление которого связано с усилением знаковой стороны культуры. Человек творит вокруг себя мир, но это творчество становится все более и более символическим. Культура теряет непосредственную связь с предметами, образуя знаково-символическую систему.

«Сравнение и взаимодействие культурологии с иными гуманитарными науками»

Состав предметов гуманитарного цикла достаточно обширен - это и философия, и социология, история, психология, филология и многие другие. Существуют также научные дисциплины, занимающиеся собственно изучением культуры, такие как теория и история культуры. Есть ряд предметов, возникших на стыке наук, - культурантропология, философия культуры, социология культуры. Но культурология, тем не менее, стоит в этом ряду особняком. Существенны отличия культурологии, к примеру, от философии культуры. Если философия культуры определяет культурную ценность для человека тех или иных феноменов, то культурология дает их объективное описание.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Конечно, может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.


Заключение

 

Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости, для формирования способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, умения считаться с мнением и ценностями, для воспитания в себе черт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

В связи с этим культурология в будущем вполне сможет выступить значительным гуманитарным противовесом другим наукам, способствуя повышению уровня духовности человека и человечества.


Список используемой литературы

 

1. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы, 1996г.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры, 1998г.

3. Каган М.С.. Статья в журнале "Социально-гуманитарные знания" № 6. – 2000г.

4. Пивоваров Ю.С. Тезисы выступления на заседании Президиума РАН о результатах информационно-аналитических и теоретических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН (10 апреля 2007 года)

Дополнительная литература:

5. http://www.vuzlib.net



2019-07-03 164 Обсуждений (0)
ГЛАВА ВТОРАЯ. « Процессы происхождения культуры » 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА ВТОРАЯ. « Процессы происхождения культуры »

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)