Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество как объект познания



2019-07-04 333 Обсуждений (0)
Общество как объект познания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обьщенном смыслах. В обыденном языке его используют для обозначения различных добровольных объединений людей, например, по интересам — общество «рыболов-спортсмен», «общество историков» и т.п. В научном значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В социально-гуманитарной литературе можно насчитать, по крайней мере, пять основных значений:

во-первых, общество — это отдельная группировка людей (часть населения планеты), т.е. самостоятельная единица истории, целостный и самодостаточный социальный организм (например, российское, французское, японское и иные общества); это этническая или полиэтническая общность людей со своей историей и культурой;

· во-вторых, это совокупность социальных общностей региона (ближневосточное, западно-европейское и другие общества);

· в-третьих, все человечество в целом — планетарное общество;

· в-четвертых, это общество определенного исторического типа (античное, феодальное, буржуазное);

· в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам группировка людей, по ряду признаков противоположная природе: общество индивидов, общество деятелей-созидателей, человеческое общество.

Обобщенное определение общества может быть таким: общество — это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, воспроизводством и потреблением материальных благ (ценностей), нормами и принципами жизни людей, социальными отношениями и институтами. В этом определении заключена сущность общества, которая выражена общими и особенными признаками.

Общий признак общества указывает на его единство с природой и человеком. Он состоит в том, что общество является частью материальной природы, имеет единые характеристики с природой. К особенным признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и социальными качествами; деятельность по созданию, распределению и хранению материальных и духовных ценностей: удовлетворению на их основе материально-физических и духовных потребностей людей; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Специфические признаки общества определяют особое содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такое содержание жизни людей на Земле получило название культуры.

Таким образом, общество как подсистема мира бытия является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей бытия как целостной системы, а с другой — специфических социальных отношений и форм. Общество как объект познания изучается и в соотношении с природой, и во взаимосвязи внутренних его элементов.

Теоретическое изучение общества начинается в античной философии. Уже Сократ, Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества выступал город-государство (город-полис). С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, политика, религия, нравственность, искусство. Если же связь с государством у некоторых общественных явлений не просматривалась, они признавались второстепенными и объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в городе-государстве. Такое поглощение объяснялось определяющей ролью политических институтов в городе-полисе как ведущей формы самоорганизации рабовладельческих обществ на ранних классовых ступенях развития. Позиция полного или частичного отождествления общества и государства продолжалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс (1588—1679), не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. представитель классической экономической теории А. Смит (1723—1790) обосновал функциональную границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является главной сферой удовлетвр-рения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель (1770—1831) уже разграничивал государство и гражданское общество, определяя последнее как систему социальных зависимостей с целью материального обеспечения людей. Гражданское общество, считал Г. Гегель, — это система свободных экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798—1857) разработал основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования и динамику социальной системы, которые имеют для людей положительное значение.

Приведенные примеры показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. Такая позиция была характерна не только для О. Конта, но и для К. Маркса.

К. Маркс (1818—1883) сформулировал принципы материалистического понимания истории и пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает совокупность связей, отношений индивидов друг к другу. Иными словами, общество — это система общественных отношений, носителями которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, классы, социальные институты (государство, политические партии, экономические организации, религиозные, художественно-творческие и другие объединения).

Английский католический историк А. Тойнби (1889—1975), считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он считал, что человеческое общество само по себе представляет особый вид отношений между людьми — явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей. Общественные отношения между людьми, рассуждал Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных социальных институтов, среди которых главное место занимает церковь. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента структуры общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Таким образом, общество как объект изучения различных наук представляет собой исторически изменяющуюся жизнедеятельность людей, которая производит и воспроизводит социальные процессы и самого человека как личность. Деятельность человека и отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, а также социальные институты, управляющие отношениями, — главные, хотя и не единственные элементы структуры общества, которые изучаются в первую очередь.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: государство, народ, нация. Государство {страна) — это основанная на праве и законе форма самоопределения народов и наций как самостоятельных и независимых сообществ. Государство — также главный аппарат управления страной (обществом). Народ — преимущественно социальная форма общности людей, связанных происхождением, языком, культурой. Нация — этносоциальная форма общности людей, более высокая ступень развития исторических общностей в сравнении с родом, племенем и народностью. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации и государства, нация и народ взаимодополняются.

Специфика познания общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, которые соотносятся с природно-географическими условиями как естественной средой.

Термин «деятельность» широко используется в разговорном языке — вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др. В науке деятельность рассматривается более строго. Деятельность — это вид социальной активности субъекта, связанный с упорядоченными, организованными, осознанными действиями по созданию (разрушению) чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща всем биологическим системам: растениям, животным и человеку. Ее признаками являются обмен веществ, приспособление к внешней среде, продолжение рода. В жизнедеятельности живых организмов отсутствует общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека обретает признаки целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании необходимых условий и мотивов общественной жизни, в преобразовании внешней, первой природы во «вторую природу» (культуру) с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в объекты и их свойства. Способности человека через формы социальной активности воплощаются в создаваемом им предмет или в отношении, закрепляются в конкретных элементах содержания или признаках. Предметы и отношения (связи) становится необходимы для человека. Распредмечивание представляет собой процесс превращения свойств объекта в мысленные образы или способности субъекта. Это процесс отражения и осмысления объекта человеком. В результате в сознании возникают мысленные образы, формируются чувства, волевые состояния. Благодаря им объект отражения фокусируется в элементах сознания и мировоззрения. Опредмечивание и распредмечивание — необходимые социокультурные процессы, в ходе которых осуществляется социальное наследование и преобразование человеком себя и окружающей среды.

Структура деятельности дифференцируется по разным основаниям.

Во-первых, по характеру отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности в интересах людей, а духовная — связана с воспроизводством сознания, мировоззрения и социальных качеств субъекта. Практическая деятельность выражается также в воспроизводстве человека как физического индивида. Духовная деятельность людей направлена на развитие социальных чувств и интеллекта, убеждений, норм и принципов жизни, понимание свободы совести, на совершенствование общей и профессиональной картины мира.

Во-вторых, в зависимости от общественно необходимых видов деятельности, она делится на экологическую, экономическую, политическую, правовую, нравственную, научную, образовательную, воспитательную, художественно-эстетическую и др.

В-третьих, по отношению к основным сферам жизни общества деятельность осуществляется в материально-производственной, социальной, политико-правовой и духовной сферах.

В-четвертых, по носителям (субъектам) деятельности она представляет деятельность индивида, социальных групп, этнических и демографических общностей, слоев и классов, обществ и государств.

В литературе существуют и другие основания классификации деятельности. Она, например, может быть прогрессивной и регрессивной, позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность является ведущей формой социальной активности людей по сравнению с поведением и общением. Совокупность связей, возникающих в процессе социальной активности людей, называется общественными отношениями. Они могут устанавливаться между людьми, между человеком и предметом, между социальными явлениями и институтами.


Выводы

 

Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и духовные. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа (продолжение рода) и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества — материальную жизнь, так как нацелены на удовлетворение повседневных естественных потребностей людей и развитие материальной культуры общества. Духовные отношения возникают в связи с удовлетворением потребностей людей в развитии духовности: сознания, мировоззрения, социальных качеств и создании ценностей духовной культуры общества. Духовные отношения иногда называются идеологическими (от идеи): прежде чем сложиться, они проходят через сознание людей, имеют большую вариантность, чем производственные отношения.

Общественные отношения, как и деятельность, могут классифицироваться и по другим основаниям. Основные понятия Общество, структура общества, социальная активность человека, деятельность, общественные отношения.


Литература

1.Гречко П. К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.

2.Антология мировой философии в 4-х т. - М., 1969-1972.

3.Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 438 с.

4.Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.

5.Кравченко А. И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000. - 192 с.

6.Малышевский А.Ф. Мир человека. - М.: Интерпракс, 1995.

7.Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.



2019-07-04 333 Обсуждений (0)
Общество как объект познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество как объект познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)