Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кризис III в. и Доминат



2019-07-03 302 Обсуждений (0)
Кризис III в. и Доминат 0.00 из 5.00 0 оценок




За пределами эпохи Принципата династия Северов: самый конец II в. - начало III в.,  192 (воцарение Септимия Севера) - 235 гг. период от благоденствия времен Антонинов до кризиса III в. Септимия Севера –последнего сильного правиетля,  посадила на престол армия, все его наследники пали жертвами солдатских бунтов и дворцовых заговоров. Нестабильность императорской власти в III в. привела к кризису, т.н. «эпохе солдатских императоров». Солдаты или преторианцы сажают на престол императоров, те долго на престоле не засиживаются, не составляют династий. Начало экономического кризиса тоже относится к эпохе Северов – происходит порча монеты, из нее исчезают ценные металлы. При Северах укрепляется монархический принцип, который все еще существовал при Антонинах: верховный правитель перестает быть первым гражданином, именно в эпоху Северов слово император приобретает свое монархическое значение. Республиканские магистратуры по факту превращаются в систему должностных лиц города Рима, начинается превращение сената в городской совет Рима, а не общегосударственный орган. Магистратов теперь назначает не сенат, а сам император, внутри сената выделяется реально работающий совет принцепса, где в правление ______ собрались лучшие юристы, они получили от него uis respondendi, т.е. их ответы на вопросы граждан получали статус законов и образовывали частное право (в эпоху Республики это право было у преторов), теперь это право у юристов. Самые великие римские юристы жили в эпоху Северов, были участниками consilia principis, были даже префектами преторианской гвардии. Таковым был знаменитый юрист Эмилий Папиниан, чтивший представление о высоком нравственном обязательстве перед народом со стороны юристов и врачей, для римского юриста его служение есть служение справедливости (uistitia). Своей кровью Папиниан утвердил это начало: когда беззаконный император Каракалла убил своего брата Гета и потребовал узаконить этот поступок, Папиниан отказался и был убит.

Сенат, магистратуры, эрарий – теперь городские учреждения города Рима, общегосударственная казна теперь fiscus,. Источник законов – воля императоров, их указы играют роль законов, senatusconsultum перестает играть роль законов (в год смерти Августа перестают действовать избирательные комиции, к концу I в. отменены законодательные комиции, при  Северах законодательная власть окончательно перешла к императорам и подчиненным им юристам). Так римский народ перестал быть сувереном в Римском государстве, потерял право неприкосновенности,  дававшее римскому гражданину очень высокий статус, теперь римские граждане делятся на низших и почетнейщих:  humiliores и humistiores (начинаются с сословия декурионов). Humistiores еще защищены правом апелляции и запретом на телесные наказания, к плебсу же начинают применяться наказания, римский гражданин теперь – не священное неприкосновенное лицо.

III в.  – время солдатских императоров. Великая нестабильность воцарилась внутри государства и на его границах. Археология свидетельствует об упадке городов, в нарративных источниках масса данных об экономическом кризисе – рвутся торговые связи, исчезают привозные предметы, грубеет местная ремесленная продукция, сокращаются площали городов и вилл, земля вокруг городов запустевает, происходит порча монеты (характерный признак эпохи). Нестабильность центральной власти – императоров ставят либо легионы, либо преторианцы, непрерывно сражаются армии претендентов (солдатские императоры никогла не сидели больше 5 лет, e.g. в 238 г. сменилось 6 императоров), идет непрерывная война. Зато увеличивается число императорских чиновников и легионов, охраняющих провинции. В эпоху Домината происходит временная стабилизация, потом возобнолвяется процесс экономического кризиса и обветшания власти. Причины экономического кризиса Римского государства называются исследователями самые разные, вплоть до усталости полей(!). Но более вероятная причина: разрастаются канцелярии и армия, они начинают поедать государство, Римское государство вследствие милитаризации и бюрократизации поедало само себя. Налоги на города увеличивались, становились непосильными для сословия декурионов ( они доплачивали недоимки из своих карманов), разоряли его, в IV в. ценз декурионов – 25 юг. (крестьянский надел), поэтому в том веке императорские указы насильно приписывают к сословию декуринов, чтобы те несли материальную ответственность. Постепенно происходит вымывание среднеих слоев, что подрывает основы государства.

Внешнее давление

В III в. начинается Великое переселение народов, на границах империи образуются очень опасные враги. Отдаленные области империи : Британия (первый высаживался еще Цезарь), завовевание происходит при Клавдии (Юлии-Клавдии) и Антонинах – Адриане и Антонине Пие (Адрианов вал и Антонинов вал тянутся до границы Шотландии, самый северный рубеж римского присутствия). На Дунае идут войны с племенем даков – они населяют левый и правый берега Дуная. С даками воевали Домициан и Траян, главные события произошли  в 105 г. левобережная Дакия завоевана, в честь победы над даками воздвигнута Колонна Траяна. Сложные отношения с Парфией, в общем римляне очень успешно воевали с парфянами, при Траяне римляне захватили Месопотамию и дошли до Персидского залива, отступили только из-за моровой язвы.

Колонна Траяна в Риме и ее рельефы, изображающие сцены войны с даками

При Септимии Севере в 198 г. снова завоевана вся Месопотамия, организована провинция со столицей в Нисибисе, в итоге парфянская династия пала. В 20-х годах III в. при Александре Севере появилась новая парфянская династия. Зороастрийский жрец Ардашир, внук Сасана, основал династию Сасанидов. Ардашир отвоевал у Рима Месопотамию, Александр Север в ответ вторгся в Персию, но был вынужден отступить за Евфрат, тот стал снова границей между Персией и Римом. Если раньше римляне вторгались в Персию, то теперь в 260 г. персы вторглись в Сирию на римскую территорию. Император Валериан отбросил их назаж,  но сам попал в плен.В 50-е годы III в. империю стали вторгаться готы, в битве с ними погиб император Деций. Готына ладьях из Черного моря проникают в Эгейское море, жгут Афины, Коринф, Спарту, Эфес. Активизируются германцы: аллеманы и франки, при императоре Валериане ( в 271 г.) они даже вторглись в саму Италию.

В 60-е годы III в. отдельные части империи проявляют сепаратизм, в середине века узурпатор Постум отделил западные провинции и провозгласил Галльскиую империю (Галлия, Британия и Испания), после него праивли 30 тиранов, правители-сепаратисты. На востоке часть римских территорий тоже проявила самостоятельность. Римское правительство не всегда успешно отбивало персов, правитель города Пальмиры Оденат своими силами отбивает очередное персидское нашествие и начианет чувствовать себя независимо. После его смерти его жена Зенобия снова отказывется подчиняться Риму, под ее власть отпадают на время от Рима Сирия и Египет. Народные движения circumcilione («ходящие вокруг») в Африке, бедные бродяги ходили вокруг поместий и поджигали их, протестуя против их обогащения, в Галлии было крупное народное движение багаудов против римской культуры и языка. В этих условиях приходилось увеличивать  количество легионов, чтобы отбивать вторжения и усмирять бунты. До 70-х годов III в. правят солдатские императоры.

Восстановление империи совершено императором Клавдием (268 – 270 гг.) и императорм Аврелианом (270-275 гг.). Клавдий остановил готов, нанеся им под городом Наисса в провинции Мезии крупное поражение. Аврелиан окончательно изгнал готов из придунайской провинции Паннонии, отразил вторжение аллеманов в Италию. Он же построил стены вокруг Рима - сам город Рим не чувствовал себя в ббезопасности (стена сохранилась до сих пор). Аврелиан покорил западные провинции, последний из 30 тиранов Тетрик сдался императору. На востоке Аврелиан воевал с Зенобией, дочерью Одената, победил и взял ее в плен, восстановил власть Рима над Сирией и Египтом. Но римляне покинули левобережную Дакию (совр. Румыния), она потеряна.

Одновременно усиливается власть императора – он стал носить титул dominus et deus, с фигуры Аврелиана начинается чисто монархическое оформление императорской власти. Принято начинать историю Домината (от нового обозначения правителя – dominus) с Диоклетиана (284 г.), но, строго говоря, она начинается с Аврелиана. Диоклетиан провел крупные реформы, преобразовавшие Римское государство и знаменовавшие наступление новой эпохи. Восстановление империи идет параллельно с усилением монархического начала. Диоклетиан - сын вольоотпущенника, потомок раба, бывший солдат. Многие императоры Поздней Империи имеют низкое происхождение и делают блестящую военную карьеру – во время Септимия Севера проведена очень важная реформа: было разрешено солдатам делать карьеру от солдата до генерала. В эпоху Республики и Ранней Империи существовала непереходимая граница между офицерами и солдатами, солдат мог дослужиться только до центуриона, офицеры – только обладающие цензом всадника. Септимий Север дал центурионам статус всадников, те, и те стали делать стремительные карьеры. Диоклетиан интересен тем, что придумал новый порядок наследования и выполнил все установленные им же самим условия: верховный правитель правит определенное время (20 лет), потом отдает власть преемнику. Это сделано с тем, чтобы потенциальные наследники не подсиживали императоров, не инициировали заговоры и смуты. Диоклетиан исполнил это правило – отказался от невероятно огромной власти; 1 апреля 285 г. ввел новый порядок, устанавливая срок правления на 20 лет, запоздал всего на месяц – 1 мая 305 г. отказался от власти.

Тетрархи. Статуэтка из сокровищницы Св. Марка. Венеция

Диоклетиан должен был предотвратить распад Империи на части: для этого он ввел правление четырех( тетрархию),  - два высших правителя-августа, один на Востоке, другой на Западе (Диоклетиан и Максимиан); каждый из них назначает по республиканскому принципу достойного наследника, носящего титул цезаря, (Диоклетиан – Галерий, Максимиан – Констанций Хлор). Цезари женятся на дочерях августов, через 20 лет августы слагают власть, цезари становятся августами и назначают себе новых цезарей. Так должно снизиться количество заговоров и смут, однако система тетрархии, после отказа Диоклетиана не стала действовать упорядоченно, ибо только он оказался на такой нравственной высоте, чтобы отказаться от власти. Остальные не последовали его примеру. В дальнейшем сохранилось деление империи на четыре части – четыре префектуры, установленные в правление Константина.

Новое административное деление Диоклетиана – он постралася разбить старые государства и племенные территории, чтобы ослабить тягу к сепаратизму (где были устойчивые этносы или полисы). По мнению Диоклетиана, чем больше чиновников в империи, тем больше порядка. Империя разделена на 100 провинций, Рим -101 провинция. Над провинциями стоят 12 диоцезов, и (при Константине) 4 префектуры. Количество чиновников увеличивалось, потому что все административные единицы имели свои канцелярии, имели своих чиновников – про несколько десятков или сотен в зависимости от ранга. Тогда же уничтожено разделение провинций на сенатские и императорские. Увеличение чиновньичего аппарата на какое-то время водворило порядок, но сильно вырос объем податей, налоги брали в денежной и натуральной форме, с земли и душ. С Диоклетиана началось безжалостное обдирание жителей империи (современник событий Лактанций свидетельствовал: число сборщиков податей превысило количество людей, обязанных платить; поля зарастали, и это не частное, но непрерывное и общее явление) – разорение городов и средних слоев, придававших государству устойчивость. Диоклетиан попыталсся даже провести первый эдикт о ценах – «административное безумие» (Моммзен), он вообще очень полагался на формальную дисциплинировавшую власть.

Раннее христианство

История раннего христианства в основном восстанавливается по новозаветному историческому произведению «Деяния святых апостолов» (охватывает время от Вознесения Христа до 60-х годов I в.), также Евангелиям, посланиям апостола Павла. Вот уже 200 лет новозаветные тексты яростно критикуются, скептики пытаюстя разделить новозаветный материал на аутентичный и неаутентичный. Широкой публике активно представляются в качестве научной новинки «новые» Евангелия, которые объявлены более древними и более подлинными, чем канонические. С 80-х годов прошлого века в США работает особый семинар по Иисусу Христу, он только 18 процентов теста Нового завета признает аутентичным: Эрман, Бор, Крассан. Однако их произведения не стоит считать последним словом науки в этом направлении. Хороший труд Крейга Эванса «Сфабрикованный Иисус» (сфабрикованный новейшими скептиками), в 2011 году вышло более полное издание – «Иисус глазами ученых». Эванс -  крупный библеист, знаток восточных языков, издатель библейских текстов, он как специалист продатировал новомодные евангелия – от Фомы, от Марии, от Петра, от Иуды, от Филиппа(?): четыре из них вовсе не более древние, чем канонические (как говорили члены семинара), а поздние: сер. – конец II в., IV в. или подделка. В книге Эванса есть разбор беллетристических современных реконструкций Нового завета. Очень объемная и тяжело написанная книга Ричарда Боккэма 2011 г. «Иисус глазами очевидцев» - детальный разбор критического направления и критика этого направления с контраргументами. Трухина: можно реконстурировать историю начальной церкви по новозаветной традиции.

Пятидесятница

Существует определенный день рождения христианской церкви. Основные события произошли в Пасху 30 г. в Иерусалиме, там арестован галилейский пророк Иисус, который три года проповедовал свое учение и приходил в Иерусалим на Пасху, что было небезопасно. В третий приход он арестован, казнен, воскрес и являлся ученикам посмертно в течение 50 дней. Семья Иисуса происходила из города Назарета, его проповедь сосредоточилась в Галилее. В день Пятидесятницы (50 дней после Пасхи – еврейского праздника получения Моисеем заповедей) последователи Иисуса, около 120 человек собрались в горнице, в том числе 11 его учеников (Иуда предал). На них сошел Святой Дух и исполнился завет, который Иисус дал ученикам в посмертных явлениях – даст Духа Святого и это сообщество превратится в церковь. Признак сошествия Святого Духа – сошествие огненных языков, и определенный экстаз, выраженный в говорении на иностранных языках, несколько тысяч очевидцев уверовали. Так возникает церковь и начинают расширяться ее границы. Праздник Пятидесятницы в христианской традиции назывется Троицей: сначала открывается в Ветхом завете Бог Отец, потом Бог сын, потом в Пятидесятницу Бог Дух Святой.

Откуда произошло слово «церковь»: в греческом переводе, на котором основана новозаветная традиция, употребляется слово «экклесия» - собрание народа (как в языческой Греции). В эллинистическом Египте Библия была переведна на греческий, (Септуагинта), термин «экклесия» взят оттуда. У евреев существовали два определения – этническое «израиль», и термин, обозначающих их религиозную общность - «кагал» (оно переведено либо греческим «синагога» либо «эклесия»). «Синанога» или «эклессия» означает как весь верующий в Бога народ, так и каждую частичку этого народа, которая качественно равна целому («Синагога» употребляется со времен вавилонского плена, обозначает именно собрание верующих иудеев). Христиане вместо синагоги (где к ним плохо относились), выбрали термин «экклесия».

Они позиционировали себя и как новый израиль: старому израилю Бог дал заповеди, народ не хранил их,  - Бог их за это карал, христиане – новый израиль, который дождался Мессии («помазанника») и переносит на себя обетования старого израиля. Особое место у первых христиан занимает дар пророчества (если у евреев только некоторые люди были пророками, то христаине поначалу считали, что все могут пророчествовать). Слова Иисуса Христа: «Вы будует у меня царями и священниками» трактуются так: избранный народ будет в конечном счете царствовать над всеми земными народами, христиане будут как священники Бога в языческой среде, христиане очень конкретно усвоили, что все они священники Бога, они приносят Богу новые, но другие жертвы: покаяние, молитвы, дела. Из Ветхого завета христиане также взяли те названия, которыми называли всех членов своей общины до середины II в. (тогда входит в обиход слово «христиане»), до этого – «братья», «ученики Господа», самое употребительное – «святые» (означает в Ветхом завете весь израильский народ), «верные» (в Ветхом завете термин «верный» применяется только к Богу, старый израиль Богу не верен). К институтам ветхого израиля христиане относились лояльно: они не отвергались, Храм существовал, жертвы приносились (апостол Павел сам справлял некоторые храмовые обряды), признавалось храмовое священство, но в общем отношение  такое же, как к закону Моисея – пусть будет, но на деле устарело. Когда в 70 г. Храм разрушен римлянами, и иудейское священство уничтожено, христиане к этому отнеслись спокойно.

Иерусалимская церковь

Первая христианская община – община учеников Иисуса в Иерусалиме, Иерусалимская церковь («матерь церквей»), во главе ее стояли 11 апостолов, потом избрали еще двенадцатого – Матфия, этот мистический круг 12 главнейщих учеников не возобновялся и не пополнялся. Единого главы коллегии двенадцати не было, хотя некоторые предполагают, что им был Петр (очень часто мелькает в традиции) – очевидно, он просто обладал большим авторитетом. Апостол Павел выделяет три столпа среди апостолов : Петра и сыновей Зеведеевых: Иакова и Иоанна (любимого ученика Иисуса Христа, Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий и «Апокалипсиса»). Если и была группа первенствующих лиц, то это, видимо, были эти трое. В среде Иерусалимской церкви был очень популярен брат Господень Иаков Праведный (сын Иосифа Обручника от первого брака, старше Иисуса Христа на 40 лет, считался и в иудейской среде большим праведником), но он не входил в число апостолов, потом заступил место Иакова Зеведеева, когда того казнили. Надо различать двух Иаковов: апостол Иаков брат Иоанна и Иаков брат Господень.

Pastor bonus . Скульптура в старой языческой традиции

Все, и в первую очередь апостолы, занимались проповедью – вещали народу о воскресшем Иисусе. Эти проповеди произносились в притворе иерусалмиского Храма, они были обращены к иудеям или празелитам – иноземцам, принявшим иудаизм. Были тайные собрания по домам, куда не допускались чужие, где преломлялся хлеб, это главное христианское таинство – Евхаристия («благодарение»). Перед арестом накануне иудейской Пасхи Иисус пировал со своими учениками на Тайной вечере, по закону это был предпасхальный ужин, на таких сборищах иудеи благословляли в конце трапезы хлеб и вкушали его, благословляли также чаши с вином, при благословлении последней чаши она поднималась и приносилось благодарение Господу. Иисус исполнил этот обряд и прибавил : «в память мою совершайте это». Уже в самое раннеее время христиане верили, что, когда они собираются и повторяют Тайную вечерю, над чашей происходит мистическое преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, это повторение Тайной вечери. Собирались люди и приносили с собой съедобные припасы на пир, происходила общая трапеза, из нее выделялась часть – хлеб и вино из последней чаши, после произнесения над чашей благодарственной молитвы все вкушали благословенные Тело и Кровь Христову. В настоящее время перед этим обрядом ничего не разрешается есть (это правило введено в IV в. в канонах, введенных Иоанном Златоустом, который ужасался тому, как могли первые христиане есть перед вкушением Тела и Крови).

Главную роль в этих собраниях играл тот, кто произносил над чашей благодарственную молитву. В принципе, это мог быть кто угодно, кто обладал самым высоким атворитетом, могли апостолы, могли пророки, или любой авторитетный член общины. Авторитеты, игравшие роль руводителей малых домашних церквей, могли называться пророками (если имели такой дар), или словом, просто обозначавшим авторитетное лицо - «учителя», авторитетные люди, не наделенные даром пророчества. В то время, когда существовала Иерусалимская церковь, церковь также возникла в сирийской Антиохии, управляемая так же коллективно «пророками» и «учителями». Кроме апостолов, в Иерусалиме возникло служение помощников апостолов – 7 человек чтобы заниматься делами неимущих, заведовали средствами общины, направляемыми на благотворительность, в «Деяниях…» они так и называются - «семеро», иногда поодиночке их называют «диаконы», но это интерполяция, в оригинальном тексте такого не было. «Диакон» по-гречески «слуга», семеро – слуги, помощники апостолов, люди, занимающие некий второй ранг, но само слово «диакон» в Иерусалимской церкви в то время в обиход не входило. В самом Евангелии только у Луки есть упоминание двенадцати под термином «апостолы», вообще они упоминаются как «посланники», а так все время называются либо «учениками», либо двенадцатью. Тенденция именовать 12 апостолами начинается от Луки и закрепляется в «Деяниях…», чей автор тот же Лука. С подачи Луки 12 учеников получают имя апостолов. У Луки же упоминается, что Иисус послал также на проповедь 70 других своих учеников, итого: апостолы – 12+70. В древних источниках нет списка семидесяти, есть список двенадцати, список 70 затем постепенно создала церковная традиция. Т.е. в Иерусалиме находилось 12+70 апостолов и их помощники семеро, заведующие казной.

Первое гонение

Из семерых особо выделяются Стефан и Филипп. Стефан произносил особо зажигательные речи, в которых клеймил представителей ветхозаветного иудаизма, что они убивали своих пророков и в конечном счете убили Сына Божьего, -  со Стефаном расправились, по приговору его забили камнями, он стал первым мучеником. В связи с этим избиением возникает первое гонение на христиан в Иерусалиме.

Побиение камнями Стефана. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Многие христиане бежали в города Палестины и Сирии (в частности, в Антиохию), донесли туда свое учение. Апостолы вроде как остались в Иерусалиме, Филипп бежал из Иерусалима, есть рассказ о его проповеди в окрестных странах, с ним произошел яркий эпизод – крещение знатного евнуха Кандакии (правительницы Куша), этот евнух был празелитом, ездил на праздник в Иеруслаим, Филипп рассказал ему о воскресшем Иисусе, тот пожелал креститься. Филипп в конечом счете осел со своим семейством в городе Кесарии(?), его называли «благовестник». Надо различать : апостолы 12 и 70  - посланники самого Христа, а есть еще «благоветсники» - евангелисты и проповедники), они по собственному почину проповедуют, так именуется, в частности, и Филипп.

Первое гонение («Стефаново гонение») чаще всего датируется 32 г., но это только предположение (от 32 до 40 г.). Начало распространения христианства и выход церкви за пределы Иерусалима связан именно с ним.  В частности, община возникает в столице Сирии Антиохии, именно там появляется термин «христиане» (так их называли чужеверцы и гонители). Второе гонение возникает в Иерусалиме в очень точное время - зима 43-44 годов, его объявил царь Ирод Агриппа I, любимец императора Калигулы, поставленный им на царство (ради этого убран его предшественник Ирод Антипа), он получил титул царя, а не как раньше тетрарха. Он начал гонения на христиан в Иерусалиме, вскоре умер. Из-за этого легко датировать это гонение.

К моменту второго гонения в Иерусалиме оставались Иаков Зеведеев (он был казнен в начале гонения), Петр (брошен в темницу, по «Деяниям…», выведен ангелом, чудесно спасся), Иаков Праведный (заступает место Иакова Зеведеева),  - он начинает играть роль главы иерусалимской общины, а другие апостолы с этой (12) главы «Деяний…» изчезают. Теперь вместо них упоминается Иаков Праведный как глава церкви, а также пресвитеры. Видимо, апостолы разошлись из Иерусалима, и есть свидетельство, что трое самых авторитетных (Иаков, Иоанн и Петр), поставили главой иерусалимской церкви Иакова Правденого, он вошел в историю церкви как первый иерусалимский епископ (хотя при жизни его так не называли). Сам автор «Деяний…» Лука не акцентирует внимание на отъезде апостолов, с 13 главы просто констатируется новый порядок: может быть, его заявление, что во время Стефанова гонения все апостолы разошлись, ложно, или у него были сведения, что Иисус заповедовал апостолам идти и проповедовать, но оставаться перед тем 12 лет в Иеруслаиме. Возможно, апостолы, выполняя этот завет, перед гонением Агриппы ушли из Иерусалима.

Апостол Павел

Из антиохийской церкви на Запад отправляется миссия проповедников: Павел и Варнава, руководители антиохийской церкви. Варнава – по преданию, один из 70 апостолов. Что касается Павла, его имя сначала дано в еврейской транскрипции «Саул/Савл». Сначала он был яростным гонителем и ненавистником христиан, во время Стефанова гонения получил письма с именами христиан в Дамаске. Отправился туда с ними расправиться, но по дороге произошло чудо – его колесница низверглась, ему явился Бог. Ослепленный чудом, Савл явился в Дамаск и там крестился, после чего ему возвратилось зрение. Так он стал ярым проповедником христианства, причем сам он считал себя также апостолом (Бог послал его проповедовать во время этого чуда), следовательно, он равнозначен остальным апостолам, тринадцатый апостол. Савл и Варнава начинают движение на запад. Сначала они проповедуют на Кипре обращают там в христианство римского проконсула Сергия Павла, с этого момента и начинается именование Савла «Павлом». Если человек принимал римское гражданство от высокопоставленного лица вместе с именем, значит, возможно, именно проконсул Сергий Павел дал Савлу имя Павел и римское гражданство. Потом Павел говорил, что он римский гражданин от рождения, но рассказ о миссии на Кипре заставляет в этом усомниться. Павел совершил всего три миссионерских путешествия : приблизительные даты вычисляются по церковной традиции. Сначала проповедовал на юге Малой Азии в областях Писидия, Памфилия, Ликаония, городах Антиохия Писидийская, Иконий, Дервия и другие города (эти территори входили в римскую провинцию Галатия, возможно, отсюда, послания Павла «к галатам»). После каждого миссионерского путешествия Павел возвращался с отчетом в Иерусалим.

Второе миссионерское путешствие: не останавливаясь в провинции Азия (видение, чтобы он шел на Балканы), Павел начинает движение по Македонии и Греции с севера на юг. Самый крупный местный город - Филиппы (где сражались Брут и Кассий с Октавианом и Антонием), он останавливается также в городе Фессалониках, в Афинах. Очень долго Павел проповедовал в провинции Ахайя, в ее главном городе Коринфе. Третья миссионерская поездка Павла в 53-58 гг. – дольше всего он проповедует в провинции Азия и целых два года учит в Эфесе, город после этого становится почти сплошь христианским. Другие малоазийские города тоже приняли христианство (7 ангелов, как 7 малоазийских городов, в «Апокалипсисе»).

Джованни Паоло Панини. Развалины со сценой проповеди апостола Павла

Вернувшись в Иерусалим, Павел вступил в конфликт с правоверными иудеями, которые вменяли ему, что он крестил язычников. Его чуть не побили камнями, во время потасовки подоспела римская полиция, вытащила его из рук толпы, отправили в тюрьму на вольготных условиях. Павел заявил, что он римский гражданин, потребовал суда императора – власти вынуждены были его отправить в Рим, там он в 60 г. оправдан. Любопытно, что, когда Павел появляется в Италии, его уже встречают христиане в Путеолах (Кампания), на Via Appia. Эта церковь во второй половине 40-х годов, видимо, основана Петром (Петр был арестован во время гонения Агриппы I, чудесным образом покинул тюрьму, потом пропадает – вполне мог основать церковь в Италии). В Александрии Египетской местную церковь основал Марк (он писал Евангелие со слов Петра), в свое время путешествовал с Павлом, но, видимо, поссорился с ним. Итого, как выстраивается география первых христианских церквей : юг Малой Азии (Галатия), Македония (Филиппы), Ахайя (Коринф), малоазийские города (Эфес), церковь в Италии (в том числе в Риме), в Александрии Египетской.



2019-07-03 302 Обсуждений (0)
Кризис III в. и Доминат 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кризис III в. и Доминат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)