Текущий контроль осуществляется в течение семестра в форме собеседования, тестирования и ИДЗ.
Вопросы для собеседования представлены в таблице.
№ п/п
Наименование
раздела дисциплины
Содержание вопросов
1
История развития философской мысли
Понятие и структура мировоззрения.
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Философия как исторический тип мировоззрения.
Современные концепции происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, гносеомифогенная.
Философия и миф, философия и религия, философия и наука.
Предмет и методы философии. Диалектика и метафизика.
Структура философского знания. Функции философии.
Место философии в культуре.
Изменение предмета философии в истории
Основные этапы развития философии.
Особенности Восточной философии.
Зарождение первых форм рациональности в античной философии.
Основополагающие идеи Древнегреческой философии: космос (космоцентризм), сущность, природа.
Философские школы периода античной классики: основные идеи и проблемы (софисты, Платоновская Академия, Аристотелевский Ликей)
Эллинистическая и римская философия («Сад» Эпикура, древнеримские школы).
Общая характеристика средневековой философии.
Патристика и схоластика: особенности и круг проблем.
Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Становление методологии научного познания (XVII – нач.XIX вв.): эмпиризм и рационализм.
Новое правовое видение устройства государства и общества: «теория общественного договора» (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо).
Немецкая классическая философия: основные проблемы и ее место в историко-философской традиции
Предпосылки возникновения современной философии: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор (50-70 гг. XIX в.).
Современная философия: сциентизм и антисциентизм.
Русская философия: характерные черты, предмет, периодизация.
Философская культура средневековой Руси.
Философия Московской Руси.
Развитие философии в послептровской России XVIII века.
Русская философия XIX века.
Философия «Серебряного века».
Советская философия и философия русского зарубежья ХХ века: круг проблем, особенности и различия.
2
Бытие и сознание
Категории бытия и небытия в истории философии (Парменид, Платон, Аристотель, Кант, Гегель). Современные проблемы онтологии.
Основные виды бытия.
Реальность объективная, субъективная, интерсубъективная.
Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.
Понятие картины мира: религиозная, философская, научная.
Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в разные исторические эпохи.
Научные гипотезы возникновения Вселенной и философские представления о месте человека в мироздании.
Проблема идеального в истории философии (Платон, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, К.Маркс).
Основные подходы в определении сознания в истории философии и науки.
Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии.
Психика, сознание, подсознательное, бессознательное.
Интуиция и воображение.
Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление.
Проблема «искусственного интеллекта».
Активность сознания и особенность ее проявления.
Сознание и самосознание. Сознание и познание.
3
Гносеология, философия науки и техники
Познание как предмет философского анализа.
Основные подходы в понимании познания в истории философии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
Скептицизм и агностицизм.
Знание и вера: соотношение понятий.
Уровни и методы познания.
Структура познавательной деятельности: субъект и объект познания, понятие деятельности.
Понятие практики. Уровни познания: чувственный и рациональный, их формы.
Роль абстракций в процессе познания.
Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.
Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности.
Аспекты бытия науки: особый вид знания, когнитивная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры.
Этапы и уровни научного познания. Рост научного знания.
Научное познание: методы, формы научного познания и их классификации.
Взаимосвязь науки и техники.
Техника и технология как социальные явления.
4
Человек, культура, общество
Проблема человека в историко-философском контексте.
Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).
Сущностная природа человека.
Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие.
Понятие смысла жизни в русской философии.
Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода.
Творчество и его разновидности.
Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для».
Свобода и необходимость, свобода и ответственность, свобода выбора.
Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и массы.
Понятие ценности в философии.
Природа и принципы классификации ценностей: моральные, эстетические, религиозные и др.
Эволюция ценностей, критерии оценки прошлого и будущего.
Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Особенности религиозных ценностей.
Понятие морали.
Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральное общение.
Категории этики: добро и зло, долг, совесть, ответственность, справедливость, счастье.
Проблема прогресса моральных ценностей.
Основные категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.
Основные подходы в определении культуры в истории философии.
Теории происхождения культуры.
Культура и природа. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры.
Массовая культура и массовый человек (понятие «одномерный человек» у Г.Маркузе).
Кризис культуры и пути его преодоления в современную эпоху (концепция «дегуманизации культуры» Х.Ортеги-и-Гассета).
Проблема общества в философии.
Основные модели общества в истории философии: реалистическая, натуралистическая, деятельностная, феноменологическая.
Общество как саморазвивающаяся система. Социальная философия - основа методологии общественных наук.
Особенности социального познания. Социальная философия и социология – дифференциация предметных областей и методов.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин).
Уровни развития общества: «традиционные» и «современные общества».
Современные концепции общества: постиндустриального, информационного, общества потребления (Д.Бэлл, М.Кастельс, Ж.Бодрийяр).
Философское осмысление исторического процесса.
Формационный, цивилизационный подходы к пониманию исторического развития.
Глобальные проблемы человечества.
Для оценки результатов собеседования применяются следующие критерии.
Отлично
Обучающимся содержание темы освоено полностью, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает вопросы темы.
Обучающийся умеет анализировать содержание философских текстов (фрагментов) с использованием комментариев и интерпретаций, существующих в философской литературе.
Обучающийся уверенно и четко владеет понятийным аппаратом философии; методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной деятельности.
Хорошо
Обучающийся знает содержание темы, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос.
Обучающийся умеет использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений в их возможном прогнозировании, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос.
Удовлетворительно
Обучающийся допускает неточности в формулировании основных понятий темы занятия.
Обучающийся недостаточно правильно умеет анализировать основные проблемы философского знания, наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении описании данных проблем, допускает ошибки и неточности в изложении результатов анализа.