Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурный функ-зм: общество как социокультурная система.



2019-07-03 437 Обсуждений (0)
Структурный функ-зм: общество как социокультурная система. 0.00 из 5.00 0 оценок




Парадигмы. Соц-ия – мультипарадигмальная наука.

 Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

Парадигмы — это общие теории, способы и подходы к изучению социальных процессов, широко принятые и используемые в научном сообществе.

Введено ам. соц-ом Т. Куном в 1964 г в книге «Структура научных революций».

Парадигма в социологии – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательской задачи.

Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с новой. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Макро и микросоц. парадигмы. Интегративные парадигмы.

Парадигмы делятся на 3 вида:

Макросоциологические парадигмы называют объективистскими, так как социальные явления рассматриваются как объективно существующие, не зависящие от идей и мнений членов общества. В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. Виды: структурный функционализм, теории конфликта.

Микросоциологические парадигмы интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. Эти парадигмы трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей. Виды: теория социального обмена, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Интегративные (объединительные) парадигмы  выражают взаимосвязь социальных структур и деятельности социальных субъектов, их взаимовлияние. Направлены на преодоление односторонности и противопоставления полученных результатов исследований. Сюда относятся теория структурации Э. Гидденса, теория морфогенеза М. Арчер, теория хабитуализации П. Бурдье, «постпарсианский микро-макросинтез» Дж. Александера, интегрированная социологическая парадигма Дж. Ритцера. Рассмотрим их детальнее.

Автор интегратив. парадигм – ПА Сорокин.

Основные положения структурного функ-ма.

Структурный функционализм является макросоциологической парадигмой.

Структурный функционализм основывается на рассмотрении общества как системы. Это означает, что общество оценивается как внутренне дифференцированная и упорядоченная целостность, состоящая из структурных элементов, которые вносят вклад в ее поддержание и воспроизводство. Структурный функционализм сформирован на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Наиболее полное развитие получил в 1950-е - начале 1960-х гг. в работах выдающихся американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона.

Недостатки: не учитывает роль социальных конфликтов и изменений, порождаемых неравенством и отчуждением людей друг от друга и от социальных структур (власти, управления, социальной группы и т.п.), т.к. рассматривает общество как целостную систему.

Т. Парсонс о социал. системе и подсистемах.

Т. Парсонс (1902-1979) – основатель струк. – функцион. анализа. Работы: «Социальная система». Главная задача в социологии - анализ институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Соц система должна отвечать 4 требованиям: 1 – адаптация - чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой

2 – целедостижение - выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность. 3 – интеграция – относится к координации частей социальной системы. Глав институт – право. 4 - удержание образца - предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Система действия включает в себя подсистемы, которые занимаются интеграцией поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна и т. п.). Бывает культурная, личностная, поведенческий организм.

Структурный функ-зм: общество как социокультурная система.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид, подчиняясь законам соц среды, в которую он включен, принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой две основные подсистемы - социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Культура - сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.



2019-07-03 437 Обсуждений (0)
Структурный функ-зм: общество как социокультурная система. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурный функ-зм: общество как социокультурная система.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)