Семинар № 11-13. Развитие Советского Союза в послевоенный период (середина 40-х – середина 50-х гг.). Кризис и распад тоталитаризма в СССР. (5 часов)
План занятия.
1. Геополитические последствия второй мировой войны. Новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны». 2. Восстановление и развитие народного хозяйства. Усиление тоталитарно-бюрократического режима в стране. Возобновление репрессий. 3. Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х первой половине 60-х годов: хрущевская «оттепель». Политическая установка на развернутое строительство коммунизма. Неудачи в осуществлении этого курса. 4. Смещение Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И. Брежнева. Противоречия и трудности основных проблем социально-экономического и духовного развития общества. Новые попытки модернизации страны. 5. Перестройка и крах советской системы. Объективные и субъективные причины неудач реформирования советского общества на путях перестройки, выдвинутой М.С. Горбачевым. Логические задания: 1. Составить сравнительно-аналитическую таблицу «Альтернативы развития СССР после смерти И. Сталина: Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев». 2. Провести сравнительный анализ позитивных и негативных последствий эпохи хрущевских реформ. 3. Соотнесите в виде логической схемы причинно-следственных связей объективные и субъективные факторы как причин политики перестройки, так и причин ее неудач. 4. Докажите необратимость реформирования (модернизации) советского общества и государства. При подготовке первого вопроса обратите внимание на аспекты: 1. Каковы геополитические последствия второй мировой войны? Как изменился баланс сил на мировой арене после войны? 2. Почему не оправдались надежды на нормализацию отношений со странами Запада в послевоенный период? Причины обострения противоречий между участниками антигитлеровской коалиции после войны. 3. Какое влияние обострение международной обстановки оказало на внутриполитические процессы в стране? 4. Что представлял собой план Маршалла? Почему советское руководство отказалось от участия в нем и не позволило принять его ряду стран Восточной Европы? 5. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? Как это произошло? 6. Причины создания военных блоков в Европе после войны? Что такое «биполярная система мира»? Какие «полюса силы» формируются в мире? В каких формах разворачивается их противостояние? 7. В чем заключались отличия основных общественно-политических процессов, происходивших после войны на Западе и в СССР? Были ли между ними отдельные черты сходства? 8. Каковы были основные цели внешней политики СССР после войны? Чем можно объяснить рост экспансионистских настроений в сталинском руководстве после войны? По второму вопросу: 1. Последствия войны в народном хозяйстве СССР. Дать общую характеристику. 2. Какие новые тенденции наметились в экономике СССР в 1945-1949 гг.? Почему они были свернуты? 3. Международная комиссия определяла строки восстановления советской экономики в 40-50 лет. Какие факторы позволили достичь довоенного уровня производства уже к 1948-1949 гг.? 4. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? За счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности? 5. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны? 6. В чем причины развертывания Сталиным нового витка репрессий? Для чего понадобилось сталинскому руководству нагнетать атмосферу недоверия и страха в СССР? 7. Какие идеологические кампании и новые чистки в этот период были развернуты и какую роль они сыграли? Какова суть национальной политики в послевоенные годы? 8. Что помогло Сталину еще больше укрепить свою власть? 9. Какие изменения произошли в архитектурном облике Москвы в послевоенные годы? В чем состоял «генплан Кагановича»? Символом чего должен был стать новый облик столицы?
Разрешая третью проблему, ответьте на следующие вопросы: 1. Коллективное руководство и борьба за лидерство: Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев. Причины победы Н.С. Хрущева над соперниками в борьбе за власть. 2. Чем была обусловлена необходимость реформирования общественно-политической и социально-экономической модели развития советского общества в начале 50-х гг.? Какие альтернативы развития открывались перед страной в марте 1953 г.? 3. Охарактеризуйте предпосылки, итоги, историческое значение XX съезда КПСС в жизни советского народа и его влияние на международной арене. В чем Вы видите противоречивость документов XX съезда и с чем она связана? Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание культа личности Сталина? 4. В чем проявилась либерализация в общественно-политической сфере 1953-1964 гг.? Какова суть реабилитации жертв репрессий и депортаций. 5. «Оттепель» в духовной сфере. Каков морально-психологический облик поколения «шестидесятников»? В чем проявилась двойственность и противоречивость культурной политики Н. Хрущева? 6. Реорганизация административной системы управления народным хозяйством: оцените реформу управления экономикой, обозначив ее положительные и отрицательные стороны. 7. Объясните и оцените основные тенденции социально-экономического развития – системо-улучшающие реформы: политика подъема сельскохозяйственного производства, курс на ускорение научно-технического прогресса, повышение жизненного уровня населения. 8. Порассуждайте на тему о вступлении СССР в эпоху НТР. Можно ли говорить о полноценном развертывании в стране НТР? 9. Какие изменения произошли в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953-1964 гг.? 10. Охарактеризуйте основные приоритеты внешней политики хрущевского руководства, дайте оценку ее результатам. Карибский кризис 1962 г. и его уроки. Почему на рубеже 50-60-х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении? 11. Насколько реальными были намеченные цели и неудачи (объективные и субъективные) их осуществления? Прокомментируйте оценки, относящиеся к хрущевской эпохе: «реформаторство и догматизм», «пределы и перехлесты «оттепели», «волюнтаризм», «десакрализация вождя и десакрализация коммунистической идеи». По четвертому вопросу остановитесь на следующих аспектах: 1. Смена политического курса. Установление «мягкой модели» сталинизма: на основании каких фактов можно сделать вывод о ресталинизации советского общество при Брежневе? 2. Курс на стабильность, усиление бюрократизации. В чем Вы видите особенности общественно-политического развития СССР в средине 60-х – середине 80-х гг.? Почему этот период называют «золотым веком номенклатуры»? 3. Дайте характеристику Конституции 1977 г. Какие ее положения могли вызвать у Брежнева опасения в их «либеральной» ориентации? Чем бы Вы объяснили тот факт, что Всеобщая декларация прав человека не была опубликована в СМИ СССР? 4. Определите цели, задачи и направления реформ А.Н. Косыгина. Почему в 1966-1970-х гг. СССР смог добиться наивысших успехов (8% прироста национального дохода ежегодно)? Определите суть «экономического эксперимента». Почему не произошла его трансформация в экономическую политику? С чем связано свертывание экономических реформ? Каким образом их дальнейшее осуществление отразилось бы на судьбах номенклатуры? 5. Что позволяло обеспечивать достаточно высокий уровень жизни в СССР в 70-е – начало 80-х гг.? 6. Усиление консервативного курса во внутренней и внешней политике. Иллюзии концепции «развитого социализма». Нарастание кризиса советской модели социализма и варианты выхода из него. 7. Почему последние годы правления Л. Брежнева называли геронтократией? О чем это свидетельствует? 8. Кризис господствующей идеологии. Диссидентское движение: чем можно объяснить нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения? Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? 9. В чем заключались особенности и противоречивость внешней политики СССР в конце 60-х – начале 80-х гг.? Могла ли «разрядка» международной напряженности быть продолжительной? Что явилось поводом для ее завершения и кто несет ответственность за это? Покажите позитивные и негативные стороны сотрудничества в рамках СЭВ. 10. Правомерно ли называть весь период 1964-1984 гг. периодом «застоя»? Итоги (и отрицательные и положительные), уроки эпохи «развитого социализма». Разрешая пятую проблему, обратите внимание на следующие вопросы: 1. СССР в мировом сообществе в начале 80-х годов. 2. Обозначьте причины (экономические, социальные, политические), цели и основные этапы (их специфические отличия) «перестройки» экономической и политической системы в СССР. Как Вы думаете, какой характер должны были принять изменения общественной системы: эволюционный или революционный? 3. Попытки М.С. Горбачева, направленные на демократизацию политической системы в Советском Союзе. Прокомментируйте тезис: «Раннеперестроечные годы – эйфория надежд и утрата иллюзий». 4. Как Вы понимаете суть идеи конвергенции (сближения) социалистической и капиталистической систем, выдвинутой А.Д. Сахаровым в 1989 г.? 5. Углубления политического и идеологического кризиса советского общества. Прокомментируйте тезис: «Период «бури и натиска» – за власть Советов против власти КПСС». Насколько необходим был отказ партии от монополии на власть? Политический плюрализм и развитие демократических движений: дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки. 6. Охарактеризуйте нарастание конфликта между обществом и властью с 1989 по 1991 гг. Какие альтернативы открываются перед страной в эти годы? 7. Какие альтернативы экономического реформирования существовали на разных этапах перестройки? Кто из экономистов и политиков их представлял? В чем Вы видите главную причину неуклонного ухудшения экономического развития СССР в 1990-1991 гг.? Что следовало предпринять для выправления ситуации, по Вашему мнению? 8. Что такое «гласность», и чем она отличается от свободы слова? Прокомментируйте тезис: «Политика гласности – достижения и издержки». 9. Диалектика «нового политического мышления» и изменение внешнеполитического курса: оцените итоги этого курса политики и изменения геополитического положения нашей страны за годы перестройки (покажите плюсы и минусы). 10. Объясните истоки и оцените характер процессов нарастания социальной напряженности, обострения национальных конфликтов. 11. Конфронтация Россия (Ельцин Б.Н.) – Центр (Горбачев М.С.): суть, характер, расстановка сил и предполагаемые последствия.
Тематика докладов: 1. Н.С. Хрущев: границы «оттепели» и непредсказуемость политики. 2. Л.И. Брежнев - деградация за ширмой «стабильности». 3. Политический портрет М.С. Горбачева. 4. 70-летний «большевистский эксперимент». Что это было? Исторический тупик или особая модель развития процессов индустриализации, формирования государственности в России? 5. Российская и советская наука и культура в XX в. («оружие победы», «создание ядерного щита», освоение космического пространства, трагедия генетики и т.д.).
Семинар № 14-15.Основные направления политического и социально-экономического развития России после августа 1991 г. (4 часа).
План занятия. 1.События августа 1991 г. Приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. На пути к президентской республике. 2. Распад СССР: причины и последствия. Образование Союза Независимых Государств. Роль России в СНГ. 3. Проблемы формирования новой политической системы. События октября 1993 г. Принятие новой Конституции РФ. Сентябрьско-октябрьская политическая система. 4. Становление рынка и рыночной экономики. Социальные проблемы развития России. 5.Внешняя политика России в ближнем и дальнем зарубежье. Логические задания: 1. Составить таблицу «Реформы 90-х гг. XX в. в России» 2. Доказать, что в современной России закладываются основы для гражданского общества. 3. Отследить причинно-следственные связи трансформационных процессов российского общества на рубеже XX– XXI веков. Разрешая первую проблему, ответьте на следующие вопросы: 1. Августовский путч: чем был вызван, суть событий («дворцовый переворот»?), причины провала (внутри - и внешнеполитические), историческое место событий. 2. Обозначьте и раскройте последствия вышеозначенных событий. Является закономерным и неизбежным приход к власти демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. 3. Цели и программы установки политических сил, возглавивших страну на историческом повороте (или зигзаге?) развития. По второму вопросу обратите внимание на следующие аспекты: 1. Предпосылки дезинтеграции СССР и роль в том процессе внешнего фактора. Какие социальные и политические силы были заинтересованы в распаде СССР? 2. Раскройте причины, обозначьте этапы и охарактеризуйте политические, социально-экономические и духовно-психологические последствия распада (развала?) СССР. 3. Образование Союза Независимых Государств: предпосылки, этапы, проблемы и значение. Раскройте роль и обозначьте интересы России в этом государственном союзе. По третьему вопросу: 1. Раскройте объективные и субъективные факторы глубокого политического кризиса к осени 1993 г. 2. Объясните суть октябрьских событий в Москве: верхушечная борьба за власть двух группировок или же острый фрагмент гражданской войны, или… 3. Что продемонстрировали трагические события: историческую готовность ведущих социальных и политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основе цивилизованных процедур взаимного поиска и компромиссов или же торжество традиционной для России конфронтационной политической культуры со всеми сопутствующими чертами политического мышления и социального развития? Аргументируйте свой ответ. 4. Обозначьте и раскройте черты переходного периода и определенных компромиссов, которые несет в себе Конституция РФ 1993 г. Как Вы считаете, нужен ли России институт президентства? Обоснуйте свою позицию. 5. Проблемы формирования новой политической системы: истоки и перспективы разрешения. 6. Охарактеризуйте основные политические партии и движения в современной России, проанализируйте их программные положения по экономическим и политическим вопросам. Какие партии Вы бы назвали экстремистскими? Подумайте, каковы перспективы в современном политическом пространстве России центристских партий и движений – возможно ли создание сильного политического центра в условиях растущего социального расслоения и нестабильности? Обоснуйте свое мнение. 7. Обозначьте трудности (каков их характер?) и противоречия (в чем их истоки?) перехода к демократии советского государства и общества. Насколько реальна , на Ваш взгляд, угроза авторитаризма в современной России? 8. Каковы особенности строительства Российской государственности в 90-е гг.? Охарактеризуйте систему и структуру органов государственной власти Новой России. Определите их особенности в настоящее время. Проанализируйте материалы периодической печати о развитии государственных институтов на сегодняшний день. 9. Каковы причины, характер, этапы развития и пути разрешения чеченской проблемы? Сопоставьте в этом отношении уроки истории и современность. 10. Власть и общество: до и после «Норд – Оста».
По четвертому вопросу обратите внимание на следующие аспекты: 1. Какой вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике из двух известных в мировой практике — социал-демократический (постепенный) или либерально-демократический (радикальный через «шоковую терапию») – был выбран правительством России? Чем был обусловлен данный выбор? 2. Обозначьте и охарактеризуйте этапы перехода к рыночной экономике (во взаимосвязи с политическими и социальными аспектами). Каков должен быть конечный социальный результат согласно экономической реформе? Продвинулись ли мы в решении этой задачи? Какие и почему были внесены коррективы? 3. Охарактеризуйте социально-экономическую политику, учитывая следующие составляющие: политика либерализации цен, приватизация торгово-промышленных предприятий, многоукладность в экономике, формирование рыночных отношений, падение производства, рост инфляции, нарастание социальной напряженности. 4. В чем, на Ваш взгляд, состоят основные достижения и провалы российских реформ команды Б. Ельцина? В чем состоит, по Вашему мнению, суть так называемой «второй либеральной революции» с начала 1998 г.? 5. Существует ли на данном этапе у российского правительства разработанная и перспективная программа выхода страны из экономического кризиса? Каковы альтернативы разрешения данной проблемы? 6. Оцените главные итоги социально-политического развития российского общества на сегодняшний день. Согласны ли Вы с утверждением Б. Немцова, что в России построен «бандитский капитализм»? Аргументируйте свою позицию. 7. Какие меры по преодолению кризисных явлений в нашей стране вы бы определили как неотложные, а какие – как долговременные?
При разрешении пятой проблемы обратите внимание на аспекты: 1. Какие изменения на международной арене произошли под влиянием перестройки и распада СССР, последующих реформ России? Каким Вы видите новое лицо России в мировом сообществе? 2. Каковы основные направления внешней политики России на современном этапе? 3. Что Вы видите общего и в чем обнаруживаете различия при сравнении внешнеполитического курса СССР периода перестройки, внешней политики России при Б. Ельцине, приоритетов, стратегии и тактики руководства В. Путина? 4. Усилилась или ослабла, на Ваш взгляд, угроза военной опасности для России за последние годы? В чем вы видите причины этого? Охарактеризуйте взаимоотношения Россия – НАТО, Россия – Европа, Россия – США, Россия – Восток. 5. Сопоставьте интеграционные и дезинтеграционные процессы в политическом пространстве СНГ. Как Вы оцениваете возможность реинтеграции союзного государства? Какие проблемы в отношениях между странами СНГ? В чем Вы видите их причины? 6. На каких принципах строятся отношения России со странами Запада в последние годы? Какие события свидетельствуют о новом характере отношений? В чем они проявляются? 7. Обозначьте основные внешнеполитические проблемы России на современном этапе. Какие Вы видите пути их разрешения?
Тематика докладов: 1. Драматический финал: от Ново-Огарева до Беловежской Пущи. 2. Б.Н. Ельцин: политический портрет. 3. В.В. Путин: политический портрет. 4. Актуальные проблемы и перспективы развития России на современном этапе. 5. Судьбы реформ и реформаторов в России. Семинар № 16. Особенности исторического развития России.Проблема российской ментальности. (2 часа)
План занятия. 1. Особенности исторического развития России: уроки прошлого и современность. 2. Содержание понятия «менталитет». Историческая и культурная самоидентификация. Ведущие факторы формирования российского менталитета. 3. Формирование и борьба в современном российском менталитете двух основных тенденций - консервативной и модернистской. Следствия этих процессов.
Логические задания: 1. Составьте сводную таблицу «Основные этапы развития исторического России: экономика, политика, социальная структура, правовая система». 2. Сопоставьте в схематической форме соотношение внутренних и внешних факторов на формирование специфических особенностей исторического развития России.
При разрешении первой проблемы вспомните, что история позволяет нам искать и находить ответы на жгучие вопросы времени, мыслить о настоящем и будущем своей страны. Порассуждайте о судьбах России вместе с мыслителями прошлого: 1. А.С. Пушкин: «Если и есть в России европеец, то это наше правительство». Маркиз де Кюстин: «Россия – страна этикеток. Названия такие же, как в Европе, а суть совершенно иная». П. Щербина: «Мы – европейские слова и азиатские поступки». На основании приведенных высказываний сформулируйте историко-философскую проблему. Раскройте ее на примерах отечественной истории XX в. 2. М. Волошин: «Революции – это биения кармического сердца – идут ритмическими скачками и представляют собой непрерывную пульсацию катастроф и мировых переворотов». К. Маркс: «Революции – локомотивы истории». Сформулируйте свое видение сути революционных изменений в обществе. Каким представляется Вам феномен российской революции? 3. М. Салтыков-Щедрин: «В России перепутали цивилизацию с «Табелью о рангах». «Несовершенство законов российских искупается только дурным их исполнением». Как Вы оцениваете эти подходы к определению специфики российской государственности? На какие особенности указывает автор этих строк? Актуальны ли они для современной России? 4. Д. Мережковский: «Не быть собой, уйти в себя, раствориться, исчезнуть в народе, как капля в океане, - такова неутолимая жажда русской интеллигенции». П. Ткачев: «Интеллигенция – цивилизованная толпа – находит силу преобразования в самой себе, своих знаниях…Она – вождь народа, подает «сигнал к нападению», «своим только словом сообщает смысл бессмысленной машине». В. Белинский: «Мы для себя не решили вопрос о бытии бога, а вы просите есть». Сформулируйте на основании предложенных отрывков историко-философскую проблему. Определите роль русской интеллигенции в судьбах России в XX в. 5. Д. Писарев, рассуждая о прекрасной и разумной природе человека, писал, что, даже разрушая, человек избавляется только от ненужного, неразумного, препятствующего совершенствованию общественных институтов. Согласны ли вы с Писаревым в его оценке феномена «разумного разрушения»? Свой ответ проиллюстрируйте на примерах из истории российских революций XX столетия.
Чтобы ответить на второй вопрос: 1. Охарактеризуйте ведущие факторы формирования российского менталитета: а) Природно-климатический. Почвы центральной России, цикл сельскохозяйственных работ, результативность крестьянского труда и влияния этих факторов на тип русской государственности. Общинные институты, суть общинной психологии, соотношение коллективизма и индивидуализма. б) Геополитический. Особенности территории народонаселения и границ России, ведение войны, роль государства. в) Религиозный. Основные характеристики византийского православия и общества в целом. Столкновение (и результат его) влияний - византизма, западноевропейской цивилизации и Востока (воплотившегося в монголо-татарском иге). Для раскрытия третьего вопроса: 1. Оцените основные характерные составляющие тенденций: а) Консервативной: антиличностная социальная установка («незаменимых людей у нас нет!»); комплекс социально-государственной неполноценности и боязни перемен; дефицит моральных регуляторов поведения; недостаточная развитость нормальной трудовой этики; квазиэтатизм (фетишизация власти); консервативный национализм, «стихийный народный империализм»; система моральных установок и самооправданий. б) Модернистской: индивидуализм, стремление самостоятельно планировать свою жизнь и работу, готовность много работать на себя, рисковать во имя возможности получения высоких доходов, идеологическая индифферентность, прагматическое отношение к политике, умеренность в национальном вопросе.
Тематика докладов: 1. Россия и мировое сообщество в современном мире. Влияние российской истории на мировой исторический процесс. 2. Российская реформа сегодня: особенности и ориентиры в аспекте уроков прошлого и специфики российского менталитета.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |