Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнеэкономические связи Японии



2019-07-03 612 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи Японии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основу внешней торговли Японии составляет продукция обрабатывающей промышленности. Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется Министерством внешней торговли и промышленности, главными функциями которого являются поддержание объёмов закупок сырьевых и топливных ресурсов; содействие структурной перестройке промышленных отраслей и их рациональному размещению; помощь малому и среднему предпринимательству; защита прав интеллектуальной собственности. Министерство готовит аналитические, статистические и прогнозные материалы для определения главных направлений развития внешнеэкономических связей Японии.

За весь послевоенный период физический объём экспорта Японии увеличился в 70 раз. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счёт высокого качества, новейших технологий, кадровой политики и авторитета фирм. Один из методов конкурентной борьбы японских фирм – быстрая смена моделей товаров.

В 2005г. Япония находилась на четвертом месте после Германии, США и Китая по величине экспорта. Однако она занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения – станков с ЧПУ, судов, бытовой электроники, электронных компонентов и промышленных роботов, второе место по объёму выпуска химической продукции и производству автомобилей (примерно 10 млн шт в год). Объём внешней торговли примерно равен 10% мирового товарооборота. Сальдо торгового баланса – положительное. Экспорт превышает импорт более чем на 100 млрд долл. На долю Японии приходится от 20 до 40% мирового рынка автомобилей.

В структуре экспорта Японии в 2004 г. На продукцию общего машиностроения – 4,6%, сталь – 2,6%. Главными импортёрами японских товаров остаются США (30,5), страны НИС (24%), страны АСУФР (17%), страны ЕС (16%), страны СНГ и ЦВЕ(0,6%). В импорте Японии приоритетными являются продукция машиностроения (22,8%), промышленное сырьё и топливо (13,9%), продовольствие (6,9), одежда (5,2%).

Япония занимает ведущее место в мире по экспорту прямых капиталовложений. Восемь японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира (“Хиачи”, “Тойота”, “Сони” и др.). Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Рынком приложения капитала Японии являются страны АТР, Западной Европы и США.

У Японии самые большие в мире зарубежные активы (в 2004г. они составляли 4,18 трлн. долл.) и золотовалютные резервы (844,5 млрд. долл.).

Объём накопленных в Японии ПИИ составлял 55 млрд долл. Максимальный приток ПИИ приходился на 2000 г. И составлял 28 млрд. долл.

Близость культуры, языка, традиций, углубление процессов глобализации геополитические изменения в мире делают экономические связи Японии со странами АТР наиболее эффективными: свыше 50% японского экспорта товаров и более 30% инвестиций приходится на страны АТР.

Специфической чертой японской экономической политики в отношении развивающихся стран является предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, определение свободных ниш.

Отношения со странами Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия и др.) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, Китая и стран Юго-Восточной Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.

Российско-японское отношения определяются следующими факорами:

l В Японии не меняется традиционное восприятие России как европейского, а не азиатского государства. Поэтому Россия остаётся за пределами азиатской политики Японии. Проекты и программы, которые Япония разрабатывает или собирается реализовать в рамках, рассчитанных на Азию, часто не касается сотрудничества с Россией. Исключением является идея зоны экономического сотрудничества вокруг Японского моря (российский Дальний Восток – прибрежные префектуры Японии. Проекты и программы, которые Япония разрабатывает или собирается реализовать в рамках, рассчитанных на Азию, часто не касается сотрудничества с Россией. Исключением является идея зоны экономического сотрудничества вокруг Японского моря (российский Дальний Восток – прибрежные префектуры Японии – северо-восточные провинции Китая – Южная Корея – КНДР – Монголия). В настоящее время Япония проявляет особый интерес к реализации проектов по освоению и разработке месторождений полезных ископаемых в Восточной и Западной Сибири;

l Внимание сторон постепенно смещается к решению чисто практических проблем экономического сотрудничества: между Россией и Японией ведутся переговоры о сотрудничестве в различных отраслях, в том числе о разработке трёх крупных проектов – добыча на шельфе Сахалина, освоение лесных ресурсов Сибири, прокладка линии связи между Москвой и Хабаровском. Япония дала согласие на присоединение России к ВТО на саммите АТЭС в 2004г., несмотря на территориальные разногласия.

Объём торговли между Россией и Японией в 2004 г. Достиг 8,8 млрд долл. (в 2002 г. - 3,3 млрд долл.). Удельный вес России в торговом обороте Японии составляет 0,8 – 0,9%, а Япония в торговом обороте России – 3%. столь низкий объём внешнеторгового оборота между Россией и Японией не соответствует статусу стран-соседей. Для сравнения товарооборот Японии и Китая составляет 133 млрд долл., Южной Кореи и Японии – 60 млрд долл. Потенциал российско-японского сотрудничества в области внешней торговли эксперты оценивают в 100 млрд долл. Товарная структура российского экспорта в Японию на 37% состоит из поставок цветных и драгоценных металлов, 27 – морепродуктов, 11 – лесоматериалов, угля – 13, нефти и нефтепродуктов – 20%. Япония экспортирует в Россию транспортные средства, дорожно-строительную технику, металлообрабатывающее оборудование, электробытовые товары и средства связи. В 2004г. Были улучшены условия внешнеторгового страхования, в результате чего российские банки и компании получили от японских банков кредиты на закупку японской техники и телекоммуникационного оборудования на сумму свыше 80 млн. долл.

Японские капиталовложения в Россию не превышают 1,3 % общей величины ПИИ в России, что не соответствует экономическому потенциалу обеих стран. По данным Росстата, общий объём накопленных в России японских инвестиций в 2005 г. оценивался в 727,1 млн долл., в том числе прямых – 139,8 млн долл. Доля России в японском экспорте ПИИ составляет 0,1%.

Для решения инвестиционного вакуума в апреле 2005 г. Была создана российско-японская организация содействия торговле и инвестициям (РЯОСТИ). Реализуются новые инвестиционные проекты в сфере машиностроения (строительство автомобильного завода фирмы “Тайота” в Санкт-Петербурге), угольной промышленности и атомной энергетики (проект ИТЭ). В сентябре 2005 г. “Газпром” заключил соглашение с “Mitsui O.S.K. Lines и Itochu Corporation” о сотрудничестве по транспортировке 15 млн т сжиженного природного газа (СПГ) со Штокмановского месторождения, что эквивалентно 10% мировой торговли СПГ. Согласно договорённости японские корпорации должны будут построить для российской стороны порядка десяти газональных танкеров. Планируется участие японской компании “Itochu” в поставках глубоководных труб для строительства морского участка североевропейского газопровода.

 




2019-07-03 612 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи Японии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнеэкономические связи Японии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)