Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль описанной одежды для создания фона эпохи



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
Роль описанной одежды для создания фона эпохи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.

В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

 

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна.[63]

 

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

 

Взбивают кудри ей по моде…[64]

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил…[65]

 

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

 

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык…[66]

 


Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по деталям, к какому времени относится тот или иной факт.

Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

В 19 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которым равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное платье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Распространялась моды в 19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов.


Заключение. Мода и стиль одежды

 

Строки поэта служат прекрасным иллюстративным материалом, читая их, живо можно представить быт и нравы людей века, их привычки, моды и обычаи.

Почему именно костюм предстает столь важным выразительным средством, деталью, которая выявляет не только пластический облик персонажей, но и их внутренний мир, определяет позицию самого автора литературного произведения?

Это заложено в самой природе костюма. Едва научились выделывать простейшие ткани и шить незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и определенным знаком. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст.

С течением времени увеличивалось число понятий, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то деталей. Когда речь шла о возрасте, то можно было указать массу подробностей – достигла ли девушка, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже состоит в браке. Тогда костюм мог рассказать тем, кто не знает ее семьи, есть ли у женщины дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки, поскольку они усваивались в процессе повседневной жизни, могли лишь те, кто принадлежал к этой общности людей.

У каждого народа в каждую историческую эпоху вырабатывались свои отличительные знаки. Они постоянно менялись. Влияли культурные контакты народа, техническое совершенствование ткачества, культурная традиция, расширение сырьевой базы и т.д. Неизменна оставалась суть – особый язык костюма.

В эпоху Пушкина мода в светской сфере отражала в основном общеевропейскую и, прежде всего, французскую моду, все, что было модно во Франции, чуть позднее светские модницы одевали на себя. Из произведений классиков того времени, и прежде всего Александра Сергеевича Пушкина, очень хорошо обрисовывается мода конца восемнадцатого – начала девятнадцатого веков – не только среди дворян, но и простого русского народа.

Со временем мода менялась. Таким образом, можно сказать, что каждому историческому периоду времени соответствует своя мода или стиль одежды.

Я убедилась в правоте Белинского, называвшего пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Единственное, мне хотелось бы добавить к словам великого критика, что все произведения Александра Сергеевича Пушкина можно назвать такими «энциклопедиями», так как во всех его трудах подробно описан быт русских людей, их нравы и привычки.

 

 


Библиография

1. Арманд Т. «Орнаментация тканей». – М., 1931.

2. Берман Е. и Курбатова Е. «Русский костюм 1750–1917». М., 1960–1972.

3. Большой энциклопедический словарь.

4.Буровик К.А.«Красная книга вещей». – М., 1996.

5. Гиляровская Н. «Русский исторический костюм». М., 1945.

6. Готтенрот Ф. «История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен». (Перевод с немецкого) СПб. – М., 1855 (1 изд.) и 1911 (2 изд.).

7. «История русской одежды». СПб., 1915.

8. Калинская Н.М. История костюма. – М., 1977.

9. Киреева Е.В. «История костюма. Европейские костюмы от античности до ХХ – ого века». М., 1976 (2 изд. исправленное).

10. Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе девятнадцатого века. – М., 1989.

11. Мерцалова М. «История костюма». М., 1972.

12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Роман в стихах». М., 2004.

13. Пушкин А.С. «Проза великого поэта». М., 2003.

14. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. – М., 1987.

15. Пушкинский вечер в школе. – М., 1968.

16. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.

17. Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М, 1990.

18. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

19. www.vseslova.ru

20. www.slovorus.ru


[1] Мария Эбнер-Эшенбах - урожденная графиня, известная немецкая писательница. род. в 1830

[2] Патриархальный - 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: патриархат, связанный с ним. 2) Свойственный патриархату, характерный для него. – Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой. www.vidahl.agava.ru

[3] Великая французская революция - буржуазно-демократическая революция 1789-94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. -  www.booksite.ru

[4] Павел I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. – Большой энциклопедический словарь.

[5] Мода - это совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в

определенное - обычно недолгое - время. www.vidahl.agava.ru

[6] Денди- (англ. dandy) изысканно одетый светский человек; щеголь, франт. www.slovari.ru

[7] Дендизм – изысканность, щегольство. www.slovari.ru

[8] Галстук – элемент мужской одежды в виде полосы нарядной ткани, охватывающей

шею под воротником рубашки, блузы и т.п. и завязывающейся спереди узлом. www.vidahl.agava.ru

[9] Жилет – это короткая мужская одежда без рукавов, поверх которой обычно надевается

пиджак, сюртук и т.п. www.vidahl.agava.ru

[10] Однобортный жилет -  белой шерстяной материи или белого полотна без шали и лацканов, застегивающийся от средины груди к низу на шесть таких же пуговиц, как и двубортный жилет.

[11] Двубортный жилет -  двубортный пиджак, жилет или пальто, скроенные так, чтобы впереди борта накладывались друг на друга, с 2 вертикальными рядами пуговиц и одним рядом петель, обычно с одной пуговицей на внутренней стороне.

[12] Фрак (франц. frac) - мужской вечерний костюм особого покроя - короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. – Большой энциклопедический словарь.

[13] Фалда -  1) Мягкая, конусообразная продольная складка на одежде. 2) Одна из двух нижних частей разрезной спинки мундира, фрака и т.п. – Соврем. толк. слов. русского языка Т.Ф. Ефремовой.

[14] Чернецовы - российские живописцы, братья: Григорий Григорьевич (1802-65) и Никанор Григорьевич (1805-79), писали видовые пейзажи в совместных поездках (панорама берегов Волги, 1838-51). – Большой энциклопедический словарь.

[15] Гнедич Николай Иванович (1784-1833) -  русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1826). – Большой энциклопедический словарь.

[16] Панталоны – длинные мужские штаны. www.vidahl.agava.ru

[17] Бакенбарды – волосы от висков вдоль щек, оставляемые при бритье. www.slovari.ru

[18] Сюртук - (от франц. surtout - широкое верхнее платье), мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. – Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

[19] Бекеша -  (венг. bekes), верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой. - Большой энциклопедический словарь.

[20] Шинель - форменная верхняя одежда военнослужащих. В русской армии с 1802. www.vidahl.agava.ru

[21] Пелерина – короткий плащ до пояса в виде круглой накидки, или круглая накидка с капюшоном, надеваемая поверх плаща. www.slovari.ru

[22] Мундир -  (возможно, от франц. monture - снаряжение), верхняя часть военной и гражданской форменной одежды. www.slovari.ru

[23] Макинтош -  (англ. mackintosh), плащ из непромокаемой прорезиненной ткани. www.slovari.ru

[24]Глава 1, часть 26, страница 354;

[25]Порты - , ед. (простореч.). То же, что штаны. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

[26] Лосины -  плотно облегающие штаны, из лосиной замши, принадлежность военной формы. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

[27] Гусары - (венг., ед. ч. huszar), вид легкой кавалерии в европейских, в т. ч. русских, армиях в 17-20 вв.

[28] Кипренский Орест Адамович (1782-1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма.- Большой энциклопедический словарь.

[29] Давыдов, Евграф Владимирович (1775—1823) — генерал-майор, участник наполеоновских войн, двоюродный брат Д. В. Давыдова.

[30] Брегет – старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывающие числа и месяц. www.slovari.ru

[31] Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека. – Большой энциклопедический словарь.

[32] Глава 1, часть 23, старница 353;

[33] Глава 1, часть 25, страница 353;

[34] Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - русский поэт. Друг А. С. Пушкина. Издавал альманах ''Северные цветы'' (1825-31) и ''Литературную газету'' (1830-31). - Большой энциклопедический словарь.

[35] Царскосельский лицей (в честь императора Александра I) - закрытое высшее учебное заведение для детей дворян в 1811-1917 близ Санкт-Петербурга. – Большой энциклопедический словарь.

[36] Глава 1, часть 29, страница 355;

[37] Цилиндр - высокая мужская шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

[38]Глава 1, часть 15, страница 349;

[39] Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Большой энциклопедический словарь.

[40] Тенденция - (от ср.-век. лат. tendentia - направленность), 1) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.

[41] Глава 6, часть 38, страница 455;

[42] Сословная монархия - (сословно-представительная монархия), форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. www.slovorus.ru

[43] Неоклассицизм - общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. www.slovorus.ru

[44]Л.Е. Виже Лебрэн (1755-1842) - французская художница. Светскиеидеализированные портреты (Марии Антуанетты и др.).

[45] Корсет (франц. corset), 1) - особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности. Толковый словарь В. Даля.

[46]Колокообразная юбка - разрез юбки вниз от талии в форме перевернутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счет гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка.

[47] Глава 2, часть 33, старница 361.

[48] Глава 1, часть 28, страница 355;

[49] Глава 1, часть 30, страница 356;

[50]Буф - в отличие от сборок буфы выполняют не по краю детали, а на самой детали. По способу выполнения различают буфы обыкновенные, со шнуром и "вафельные".

[51] Жиго – блюдо из курицы.

[52]

[53] Глава 6, часть 41, страница 456;

[54]

[55] Глава 8, часть 17, страница 487;

[56] Глава 8, часть 30, страница 492;

[57] Манто – женское пальто свободного покроя. www.vseslova.ru

[58] Редингот – длинный сюртук широкого покроя. www.vseslova.ru

[59] Капот – женская или мужская верхняя одежда без перехвата в талии. www.vseslova.ru

[60] Салоп - женская верхняя одежда в виде широкой длинной накидки с пелериной и прорезями для рук. www.vseslova.ru

[61] Фероньерка - женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.

[62] Букли - мн. устар. Завитые кольцами волосы; локоны. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

[63] Глава 7, часть 45, страница 475;

[64] Глава 7, часть 46, страница 476;

[65] Глава 2, часть 34, страница 381;

[66] Глава 7, часть 39, страница 473.



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
Роль описанной одежды для создания фона эпохи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль описанной одежды для создания фона эпохи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)