Формы и методы реализации научно-технической политики
Достижения целей и задач научно-технической политики реализуется государством при использовании конкретных методов ее реализации. По признаку формы влияния на научно-техническое развитие экономики весь арсенал этих методов делится на две группы: методы прямого и методы непрямого регулирования. К методам прямого регулирования относятся: § определение государственных приоритетов развития науки и техники; § государственные научно-технические программы; § государственный заказ в научно-технической сфере; § государственная научно-техническая экспертиза; § бюджетное финансирование исследований и работ, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки и техники; § государственная политика относительно формирования и поощрения научно-технических кадров; § государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества. К методам непрямого регулирования относятся: § дифференцированная налоговая политика; § стимулирующая финансово-кредитная политика; § гибкая амортизационная политика; § правовая защита интеллектуальной собственности; § государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества. Методы прямого регулирования предусматривают непосредственно участие государства в решении как общих проблем научно-технического прогресса, так и проблем его отдельных сфер и направлений. Методы непрямого регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения научно-технического прогресса, однако это не означает, что такие условия должны быть одинаковы для всех отраслей развития науки и техники. Государство может их дифференцировать соответственно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы в рамках каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономические и правовые условия деятельности, что будет способствовать развитию конкуренции между ними.[4;164] Методы реализации государственной научно-технической политики по способу влияния можно разделить на три группы: правовые, административные и экономические. Среди методов научно-технической политики отличаются простые методы, которые пользуются только одним из способов влияния, и сложные, которые объединяют все возможные способы. Так, например, бюджетное финансирование исследований и работ, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки и техники, относят к сложным методам, поскольку, с одной стороны, конкретные объемы финансирования определяются органами исполнительной власти, то есть административным решением, с другой стороны они воплощаются в показателях государственного бюджета, который по характеру является экономическим рычагом. Начальным этапом формирования научно-технической политики является установление приоритетов развития науки и техники. Эти приоритеты определяются на основе анализа перспективных направлений развития экономики, развития научных исследований и состояния научно-технического потенциала. Они составляют основу научно-технической политики и вносятся в соответствующие законодательные акты государства. Исходя из приоритетных направлений разрабатывают систему государственных мер, которую реализуют всеми другими методами. Так, например, на принципе приоритетов формируются государственные научно-технические программы, разрабатывается дифференцированная система налоговых льгот, определяются объемы бюджетного финансирования и предоставления льготных кредитов и др. Государственные научно-технические программы являются одним из методов планирования научно-технического развития в промышленности. Это документ, в котором определены ресурсы, исполнители и сроки совершения комплекса мер, направленных на решение научно-технических проблем. При условии рыночной экономики они имеют индикативный характер, поскольку включают плановые задачи государственных и проектных работ в частном секторе экономики. Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработки и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. Государственный заказ заключается согласно государственным научно-техническим программам на договорной основе. Оно обеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсных основах. Важным моментом во время проведения конкурсов на получение государственного заказа в научно-технической сфере является обеспечение гласности относительно условий проведения, участников и результатов конкурсов. Государственная научно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом реализации научно-технической политики. Оно проводится с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений и программ развития науки и техники, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала, определения уровня исследований и их результатов. Бюджетное финансирование научно-технической деятельности касается, как правило, фундаментальных исследований и разработок, в частности по вопросам обороны Украины; приоритетных направлений развития науки и техники; прикладных научно-технических разработок, результаты которых имеют общегосударственное значение; научно-технических исследований и работ, которые связаны с научно-техническим сотрудничеством по международным соглашениям. Важным методом реализации научно-технической политики является формирование и поощрение научно-технических кадров. Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических кадров в государственных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет необходимые для этого материальные ресурсы, законодательно предоставляет равные правовые условия для функционирования организационных структур разных форм собственности, которые совершают обучение и повышение квалификации кадров. Государственная политика в сфере патентов и лицензий является составляющей частью научно-технической политики. Она направлена на регулирование отношений, связанных с приобретением и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности. В целом государственную политику в сфере патентов и лицензий направлено на защиту интеллектуальной собственности, она способна стать могучим фактором научно-технического развития. Государственная налоговая политика также должна создавать способствующие экономические условия для ускорения научно-технического прогресса. С этой целью в налоговом законодательстве предусматривается дифференциация налоговых ставок и таможенных сборов, направленная на увеличение собственных инвестиционных ресурсов научно-исследовательских организаций, предприятий и объединений, которые проводят работы по приоритетным направлениям НТП. Важное место в дифференцированной налоговой политике принадлежит таможенным льготам, установленным для экспорта и импорта новых технологий, продукции, лицензий, «ноу-хау» и т.д. Дифференцированная налоговая политика обязательно должна быть направлена на поддержку малых предприятий, которые совершают инновационную деятельность, поддержку авторов интеллектуальной собственности, которая используется для создания инновационного продукта. В состав методов непрямого регулирования принадлежит также стимулирующая финансово-кредитная политика. Ее основное содержание состоит в предоставлении государством кредитных ресурсов на льготных условиях тем коммерческим банкам, которые кредитуют выполнение работ по приоритетным направлениям НТП. С целью интенсификации обновленных процессов в научно-технической сфере государство проводит гибкую амортизационную политику. Ее содержание состоит в том, что научно-исследовательским, проектно-технологическим организациям, предприятиям и объединениям, которые ведут работы по приоритетным направлениям НТП и производят инновационный продукт, предоставляется право амортизации. Законодательством в этом случае предусмотрено применение одного из альтернативных методов начисления амортизации: равномерного, ускоренного, замедленного. Важным методом государственной политики в сфере НТП является поддержка международного научно-технического сотрудничества. Международное сотрудничество создает необходимые правовые и экономические условия и способствует совершению субъектами научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений с международными научными товариществами.[4;168]
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |