Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира — преимущественно экономикой (экономикс), которая является основой для выработки экономической политик государства.

Таким образом, для правильного понимания происходящих в современной экономике процессов чрезвычайно актуальной является цель данной контрольной работы – исследование понятий экономической теории и экономической политики и их роли в формировании действенных методов управления современной национальной экономикой.

Чтобы информация, представленная в работе, была исчерпывающей, соответствующей выбранной теме и, кроме того, интересной использовался широкий спектр литературы: учебная литература, опубликованные работы научных деятелей, занимающихся разработкой родственных тем

При освещении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как аналитический, системный, экстраполяции и др.

 


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Понятие экономической теории

 

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим является такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. В экономике существуют три ключевые задачи:

1. Какие блага производить и в каких количествах.

2. Как производить блага, т е из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить.

3. Для кого производить блага.

Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории — позитивной экономической теорией. Так, позитивная экономика объясняет, почему в России объем производства товаров и услуг за 1990—1998 гг. сократился более чем на 45%.

В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Например, российские экономисты предлагали весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros — малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros — большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализации в стране и в мире — это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин "мезоэкономика" для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

 

1.2 Экономические законы и принципы

 

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют в западной науке). Как писал один из главных создателей экономики как науки Альфред Маршалл в своем учебнике "Принципы экономической науки" (1890), закон — "это обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий". При этом он одновременно подчеркивал, что экономические законы (принципы), как и все законы общественных наук, намного менее четки и строги, чем законы более точных естественных наук. Они являются скорее тенденциями, чем жесткими правилами.

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения. Если гипотеза может быть математически доказана, то ее называют теоремой.

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории — наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотя концепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной и проверенной идеей).

Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моделями. При этом следует отметить, что хотя модели и призваны описывать экономические явления, они не могут учитывать все их многообразие.

 

1.3 Направления и школы в экономической теории

 

Если у заметной части экономистов на протяжении долгого периода времени есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, то их (точнее, взгляды этих экономистов) называют направлением, иногда подразделяя последнее на отдельные школы. Часто эти направления также называют теориями (неоклассической, неолиберальной, неокейнсианской, институциональной, марксистской), т.е. термин "теория" применяется здесь в узком значении в отличие от предыдущего, широкого значения.

В современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы синтезом указанных направлений, используя прежде всего те теории, которые актуальны и адекватно отражают в настоящее время. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая основана на неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют термин неоклассический синтез. В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов, а также из-за абсолютной монополии марксизма в экономической теории в России на протяжении большей части XX в.

Наконец, в самом широком значении термин "теория" применяется ко всей совокупности гипотез, теорем, теорий, концепций и моделей, направлений. В этом значении он подразумевает всю экономическую теорию как науку.

 




2019-07-03 166 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)