Производительность труда: методы измерения, пути и факторы
Ее роста
Под производительностью труда понимают количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Различают индивидуальную и общественную производительность труда, а также обратный показатель - трудоемкость продукции. Индивидуальная производительность называется выработкой. Она учитывает только живой труд, непосредственно затраченный на изготовление продукции и рассчитывается на одного работающего в соответствующую единицу времени. Ее измеряют в нормо-часах. [12, с. 26] Производительность общественного труда учитывает затраты на живого труда, так и прошлого, овеществленного в оборудовании, орудия труда, сырье, материалах и т.п. Уровень производительности труда характеризуется двумя показателями: • выработкой продукции в единицу времени (прямой показатель); • трудоемкостью изготовления продукции (обратный показатель). Выработка продукции - наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда. Она представляет собой объект продукции, производимый в единицу рабочего времени или приходящийся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год. В зависимости оттого, в каких единицах измеряется объем продукции, различают определение выработки в натуральных показателях, а также в показателях нормированного рабочего времени. Трудоемкость продукции выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Определяется на единицу продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре изделий; при большом ассортименте продукции на предприятии определяется по типичным изделиям, к которым приводятся все остальные. В сравнении с показателем выработки этот показатель имеет ряд преимуществ: устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами, позволяет сопоставить затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах предприятия, позволяет тесно увязать измерение производительности с выявлением и реализацией резервов ее роста. [12, с. 27] В зависимости от состава включаемых трудовых затрат различают: • технологическую трудоемкость, включающую все затраты основных рабочих (tтех.); • трудоемкость обслуживания производства, включающую затраты труда вспомогательных рабочих (tвсп.); • производственную трудоемкость, включающую затраты труда основных и вспомогательных рабочих; • трудоемкость управления производством, включающую затраты труда руководителей, специалистов, служащих, обслуживающего персонала и охраны (tynp.); • полную трудоемкость, представляющую собой затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала:
tпол.= tтех.+ tвсп.+ tynp
Различается трудоемкость нормативная, плановая и фактическая. Нормативная трудоемкость определяется на основе технических норм времени, нормативов обслуживания, численности и т.п. Плановая - на основе нормативной трудоемкости с учетом мероприятий, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства, предусмотренных в плановом периоде. Фактическая трудоемкость свидетельствует о реальных затратах труда в отчетном периоде. Необходимым этапом аналитической работы на предприятии является поиск резервов производительности труда, разработка организационно-технических мероприятий по реализации этих резервов и непосредственное внедрение этих мероприятий. Под резервами роста производительности труда понимаются не использованные до сих пор возможности экономии затрат живого труда. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием техники и рабочей силы. На отечественных предприятиях получила распространение следующая классификация резервов повышения производительности труда: 1. Повышение технического уровня производства за счет: механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования; внедрения новых технологических процессов; повышения качества сырья, полуфабрикатов и использование новых конструкционных материалов. 2. Улучшение организации производства и труда, в том числе: повышение норм обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; 3. Структурные изменения в производстве, в том числе: изменение удельных весов отдельных видов продукции; изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; изменение удельного веса новой продукции.
Заключение
Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений и представляет собой системное изучение и обобщение системы показателей работы предприятия, влияния факторов на результаты данной деятельности, используя различные приемы и методы. Следовательно, экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, используемых для решения основных задач по: • исследованию тенденций хозяйственного развития; • обоснованию бизнес-планов, управленческих решений; • контролю за их выполнением; • оценке достигнутых результатов; • поиску резервов повышения эффективности производством; • разработке мероприятий по их использованию. Общеизвестно, что основным фактором, за счет которого предприятие может повысить экономическую результативность функционирования и обеспечить конкурентоспособность своей продукции, является снижение затрат. Снижение трудоемкости продукции может быть результатом изменения ассортимента выпускаемой продукции (т.е. изготовления менее трудоемкой продукции), механизации и автоматизации производства, внедрения прогрессивной технологии, повышения квалификации рабочих, улучшения использования рабочего времени и т.п. На среднегодовой уровень заработной платы могут оказать влияние также изменения в структуре персонала, в формах оплаты труда работников. Влияние этих и других факторов можно установить на основе анализа данных бухгалтерского учета, учетной политики организации и положений по оплате труда, в частности перечня премий, выплачиваемых работающим в соответствии с коллективным договором, включаемых в себестоимость. Список использованной литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. В.И. Стражева. – Минск: Высшая школа, 2002. – 254 с. 2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 358 с. 3. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПБ.: Питер, 2003. – 10 с. 4. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. – М.: Финансы, 2002. – 261 с. 5. Экономический анализ. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 614 с. 6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000. –285 с. 7. Ковбасюк М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 284 с. 8. Количественные методы финансового анализа. / Под ред. С. Дж. Брауна, М. П. Крицмена. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 336 с. 9. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с. 10. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапустье, П.С. Никольского. - 2-е изд., доп. - М: ИНФРА - М., 2002. 11. СПС Консультант Плюс. 12. Экономический анализ: основы теории, комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. И.В. Войголовского, А.Ф. Калининой, И.И. Магуровой. - М.: Высшее образование, 2005.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |