Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:



2019-07-03 507 Обсуждений (0)
Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: 0.00 из 5.00 0 оценок




• воспринимаемый человек,

• воспринимающий человек,

•ситуация, в которой происходит восприятие.

От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ве­дет себя в общении, каковы его "анкетные" данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может показаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения спра­ведливого взгляда на каждого человека. Однако это реальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями, которую нужно при­знавать и с которой нужно считаться, как бы нам ни хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.

Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека, которые влияют на его восприятие окружающими:

· физические и соответствующие им характеристики;

· социальные характеристики;

· "анкетные" характеристики.

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физических характеристик относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут несоответствовать реальности, создавать неверный образ вос­принимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может при­водить к еще более существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально про­тивоположный смысл.

Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к опреде­ленным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зави­симости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с вне­шним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда эти выводы оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. В связи с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти моменты при стремлении  добиться позитивного восприятия окружением.

Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование
национальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно
сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипные пред­ставления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек
должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его
"анкетных" характеристик. Это может существенно помочь ему
реалистично и более успешно построить свое взаимодействие
с окружающими.

Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик восприни­мающего.

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого че ловека, находится под влиянием двух групп характеристик воспринимающего:

• уровень глубины видения ситуации;

• личностные и социальные характеристики.

В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностные характери­стики. Другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая через более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его

внешние данные (вне­шний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же увидят отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более глубокая сте­пень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный и т.п.). Лично­стные и социальные характеристики воспринимающего в основ­ном проявляются в терпимости к неопределенности, в готовнос­ти открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доб­рожелательном восприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления вос­принимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склон­ны приписывать им те черты и характеристики (преимуществен­но отрицательные), которых у них нет, и наоборот - не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.

Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние на восприятие.  Во-первых, - это место, в котором происходит встреча. Напри­мер, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию. Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого дела или в связи с чем состоя­лась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встре­ча, имеет для воспринимающего большое положительное значе­ние, то и его восприятие человека, с которым состоялась встре­ча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации. В третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, оказывает то, кем и от чьего имени организована встреча. Например, восприя­тие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или вы­сокопоставленным лицом, может существенно отличаться от вос­приятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.

Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы­шеперечисленных факторов, очень важно для установления хо­роших взаимоотношений между членом организации и органи­зационным окружением. Особенно важно это знать и использовать данное знание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальное благоприятное восприятие очень сильно зависит их возможность успешно вписаться в организационное окружение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги, сделать выводы и обобщения по всем вопросам:

1) Ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.

2) Восприятие – явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.

3) Поведение человека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения.

4) Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из двух процессов: отбор информации и систематиза­ ция информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин­дивидуальных особенностей личности.

5) На восприятие человеком действительности влияют различные внутренние и внешние факторы.

6) Так как восприятие является очень сложным и неоднознач­ным процессом, зависящим от влияния многих факторов, оно зачастую может быть ошибочным.

7) Можно указать на несколько распространенных способов вос­приятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком: стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и т.п.

8) Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека.

9) Восприятие человека состоит из двух стадий:1) это первое впечатление о человеке; 2)более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обя­занностей.

10)   Восприятие человека складывается под влиянием трех                                                                                                  составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.

11) Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы­шеперечисленных факторов, очень важно для установления хо­роших взаимоотношений между членом организации и органи­зационным окружением.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003. – 528с.

2. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах - М», 2006. – 752с.


[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003.- с.156



2019-07-03 507 Обсуждений (0)
Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)