Постоянные и переменные затраты в составе себестоимости и их влияние на финансовые результаты
Целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решение, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. В основу методики маржинального анализа положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные. Постоянными (fixed costs – англ.) называются затраты, абсолютная величина которых не зависит от объема выпуска продукции (расходы на содержание зданий, амортизация, заработная плата работников управления). Эти затраты на единицу продукции уменьшаются (увеличиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства. Они характеризуют динамику затрат в зависимости от колебаний объема производства и используются для составления смет на предстоящий период. По своей экономической природе постоянные издержки являются затратами на создание условий деятельности предприятия. Они изменяются с течением времени и под влиянием других временных факторов. Переменные издержки (variable costs – англ.) определяются объемом выпущенной продукции и меняются вместе с ним. Их экономическая природа заключается в непосредственном участии в той производственной деятельности предприятия, ради которой оно создано. К переменным относят затраты, размер которых находиться в прямой зависимости от уровня (объема) производственной деятельности (затраты на сырье и основные материалы, энергия для технологических целей, основная заработная плата производственных рабочих и пр.) Деление затрат на постоянные и переменные важно при организации системы учета и калькулирования, анализа и прогнозировании. Оно лежит в основе расчетов критической точки объемов производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и, в конечном счете, - выбора экономической политики предприятия. Инструмент анализа поведения затрат позволяет принимать оптимальные решения относительно ассортимента и объема продукции. Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж. Существуют три основных метода дифференциации издержек: 1. Метод максимальной и минимальной точки, Из всей совокупности данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства. Определяется так называемая ставка переменных издержек – это средние переменные расходы в себестоимости на единицу продукции.
Ставка переменных издержек = [(максимальная сумма издержек - минимальная сумма издержек) * 100%(100% - Kmin%)] / Kmax
где Kmax – максимальный объем производства, тыс.шт. Kmin, % - минимальный объем производства в процентах к максимальному. - определяется общая сумма постоянных издержек: Постоянные издержки = максимальная общая сумма издержек – ставка переменных издержек – Kmax. 2. Графический (статистический) метод, Как известно, линия общих издержек определяется уравнением первой степени:
Y = a + bX,
Где Y – общие издержки, a – уровень постоянных издержек, b - ставка переменных издержек, X – объем производства. Статистический метод основан на использовании корреляционного анализа, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются. 3. Метод наименьших квадратов. Он является более точным, так как в нем используются все данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты a и b. Алгоритм определения коэффициентов и результаты расчетов приведен на примере в следующей таблице:
Ставка переменных издержек b равна:∑(X-X)(Y-Y)/∑(X-X)2.
Расчетная часть Показатели |
Вариант для студентов, чьи фамилии начинаются на буквы Л,М,Н,О,П | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем-1 000 000 ед. Цена – 123 руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
млн. руб. | % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка от реализации | 123 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переменные издержки | 71,4 | 58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валовая маржа | 51,6 | 42 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постоянные издержки | 29,5 | 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль | 22,1 | 18 |
Расчет основных элементов операционного анализа включает в себя расчет:
1. операционного рычага;
2. порога рентабельности;
3. запаса финансовой прочности.
1. Действие операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по следующей формуле:
Fo = Mв/П,
Где Fo – сила воздействия операционного рычага,
Мв – валовая маржа, П – прибыль.
По условиям задачи, Мв = 51,6 млн.руб., П = 22,1 млн.руб.
Fo = 51,6/22,1 = 2,33.
Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, например на 4%, прибыль возрастет на 4% х 2,33= 9,32%. Сила воздействия операционного рычага дает возможность определить массу прибыли в зависимости от изменения выручки.
2. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации продукции, при которой предприятие покрывает только свои расходы на производство и реализацию продукции. Он рассчитывается по формуле:
Rn = (Pпост/М%)х100,
Где: Rn – порог рентабельности, Рпост – постоянные расходы,
М% - процент валовой маржи к выручке от реализации.
Подставим исходные данные: Rn = 29,5/(51,6/123)х100 = 70 (млн.руб.)
70 млн.рублей – это (70 / 0,000123) 571705 единиц выпускаемой продукции, т.е. 571705 единиц – это порог рентабельности и каждая последующая единица продукции будет приносить прибыль.
Построение графика:
1. Прямая выручка = цена реализации * объем реализации = 123 руб.* 1000000 ед. = 123 (млн.руб.).
2. Прямая переменных затрат (по условию, переменные затраты = 71,4 млн.руб.)
3. Прямая суммарных затрат (суммарные затраты – это сумма переменных и постоянных затрат, т.е. 71,4 млн.руб. + 29,5 млн.руб. = 100,90 млн.руб.).
Точка пересечения (т.А ) прямой выручки и суммарных затрат является порогом рентабельности, которая укажет на критический (пороговый) объем выпуска, при котором доходы покрывают расходы без получения прибыли (точка безубыточности).
Масса прибыли после прохождения порога рентабельности равна:
Пr = (N-Rn)*(Bм/N),
Где: Пr – масса прибыли после прохождения порога рентабельности,
N – общее количество проданного товара,
Rn – порог рентабельности,
Bм – валовая маржа.
Подставив имеющиеся данные, получаем:
Пr = (1000000-571705)*(51,6/1000000) = 22,10 млн.руб.
Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации продукции, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается.
3. Запас финансовой прочности (ЗФП) рассчитывается по формуле:
ЗФП = Вр – Rn,
Где: Вр – выручка от реализации,
Rn – порог рентабельности.
Подставим имеющиеся данные: ЗФП = 123 – 70 = 52,7 млн.рублей.
=> предприятие способно выдержать снижение выручки от реализации продукции на 52,68 млн.рублей. (52,7/123 * 100 = 42,8% к выручке от реализации)
Проверим расчет запасов финансовой прочности по второй формуле:
ЗФП = 1/Fo,
Где: Fo – сила воздействия операционного рычага.
Подставим: ЗФ= (1/2,33)*100 = 42,9%.
ЗФП >10% => такое предприятие достаточно финансово прочное с высоким уровнем рентабельности, привлекательно для инвесторов.
2019-07-03 | 199 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Постоянные и переменные затраты в составе себестоимости и их влияние на финансовые результаты |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы