Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур
С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) или покупателей, участвующих в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения. В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция. В общем случае конкуренция между производителями – это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объема продаж товаров на рынке. Аналогично можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Конкуренция бывает 2-х видов: совершенная конкуренция, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара и, если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной. Несовершенная конкуренция в свою очередь подразделяется на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию. Кратко охарактеризуем эти модели конкуренции. Чистая монополия – это рынок где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги, заменителей которым не существует. Проникновение на рынок других фирм заблокировано и осуществляется полный контроль над ценами. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированный продукт, т.е. такой, качественные характеристики которого отличаются от аналогичного продукта других фирм. При этом доступ на рынок не ограничен, а контроль за ценами ограничен. Олигополия (олигополистическая конкуренция) отличается небольшим числом продавцов и эта немногочисленность означает, что решение об определении цен и объема продаж является взаимозависимым, т.е. каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (сталь, алюминий) или дифференцированы (автомобили, компьютеры). Как правило, вступление в олигополию – дело очень сложное. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нём имеется только один покупатель. Монопольная власть ведёт к тому, что он является создателем цены. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Также монопсония присутствует в том случае, когда товар является уникальным и по различным причинам не может быть продан другому покупателю (деньги, лотерейные билеты, банковские пластиковые карты и т.д. Совершенная (чистая) конкуренция. В условиях чистой конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок или покинуть его, здесь почти нет контроля над ценами. Существование совершенной конкуренции определяется следующими предпосылками: 1. Большое количество мелких продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество предлагаемого товара. 2. Каждый продавец производит однородную продукцию, которая ничем не отличается от продукции других продавцов. 3. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, так как в условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько малую часть от общего объема производства, что снижение или увеличение ее выпуска не будет оказывать существенного влияния на общее предложение, а, следовательно, и на цену продукта. 4. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасли нового производителя и свободного выхода из отрасли, т.е. нет никаких препятствий – законодательных, технологических, финансовых и т.д. [3, с.32]. Проведем анализ ценовой политики фирмы в условиях совершенной конкуренции Для этого необходимо дать определение следующим терминам: - общий продукт (TR) – общее количество произведённого продукта, которое изменяется по мере увеличения использования переменного фактора; - предельный продукт (MR) – это количество дополнительного продукта, полученного при использовании дополнительной единицы переменного ресурса; - предельными издержками (MC) называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции. Их можно определять изменением суммы издержек, которые явились результатом производства этой единицы; - постоянные издержки (TFC), - издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата, страховые расходы (взносы) и т. д. Они должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит; - переменные издержки (TVC), - это издержки, величина которых меняется в зависимости от объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, большая часть трудовых ресурсов и т. д.; - общие издержки (ТС) – это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. При нулевом объеме производства общая сумма издержек будет равна сумме только постоянных издержек; - средние общие издержки (ATC) можно рассчитать либо путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции, либо, проще, путем сложения средних постоянных издержек и средних переменных издержек; - средние переменные издержки (AVC) определяются путём деления всех переменных издержек на количество произведённой продукции; - средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления всех постоянных издержек на количество производимой продукции [3, с.17]. На основании заданных количества товара (Q), постоянных издержек (TFC) и переменных издержек (TVC) произведем расчет общих издержек (TC), предельных издержек (MC), средних издержек (ATC), средних переменных издержек (AVC) и средних постоянных издержек (AFC). Полученные данные занесем в табл.1. Далее проведем анализ изменения различных видов издержек в зависимости от объемов производства. Как видно из табл.1., рост объемов производства во всех случаях вызывает рост общего объема издержек (ТС). Величина предельных издержек (МC) также снижается с ростом объемов производства. При объеме производства, равном 34 801,65 тыс.пар величина предельных издержек принимает минимальное значение и равна 1 093 руб. При дальнейшем росте объемов производства отмечается рост предельных издержек. Величина средних издержек (ATC) также снижается с ростом объемов производства. При объеме производства, равном 42 535,35 тыс.пар величина средних издержек принимает минимальное значение и равна 3 359 руб. При дальнейшем росте объемов производства отмечается рост средних издержек. Таблица 1. Величина издержек предприятия в зависимости от объемов производства
Динамика средних переменных издержек (AVC) аналогична. Минимальная величина средних переменных издержек соответствует объему производства, равному 38 668,50 тыс.пар и при дальнейшем увеличении объемов производства величина AVC возрастает. Средние постоянные издержки (AFC) при увеличении объемов производства снижаются, так как снижается удельный вес постоянных издержек в общем объеме средних издержек АТС, приходящихся на единицу продукции. Значение величины предельного продукта, равного стоимости товара условно примем равным 4020 руб. В этом случае динамика средних издержек (ATC), средних переменных издержек (AVC), средних постоянных издержек (AFC), предельных издержек (MC) и предельного продукта (MR) представлена на рис.3.
Рис.3. Динамика средних издержек, средних переменных издержек, средних постоянных издержек и предельного продукта.
Фирма будет максимизировать прибыль, производя в той точке, где предельный доход MR будет равен предельным издержкам MC. В рассматриваемом нами случае прибыль будет максимальной при объеме производства, равному 50 269,05 тыс.пар. Теперь рассмотрим ситуацию минимизации убытков. Для этого произведем расчет величины общего продукта (TR) путем умножения цены единицы товара на объем производства и величины прибыли Пр путем вычитания величины общих издержек (ТС) из общего продукта (TR). Полученные данные занесем в табл.2. Как видно из табл.2., при объеме производства, равном 7733,7 тыс.пар общие издержки величина убытков составляет 40 782 386 руб. При росте объемов производства величина убытков снижается и в промежутке между 27 067,95 и 30 934,80 убытки становятся равны и при дальнейшем росте объемов производства предприятие начинает получать прибыль. Максимальный общий объем прибыли предприятие получает при объеме производства, равном 46 402,20 тыс.пар. Затем величина прибыли начинает снижаться, так как темп роста издержек выше, чем темп роста общего продукта. При увеличении объемов производства свыше 65 736,45 тыс.пар. величина прибыли становится равна нулю и при дальнейшем росте предприятие терпит убытки.
Таблица 2. Величина прибыли в зависимости от объемов производства
В заключение вопроса следует сказать, что при принятии решения об объемах производства фирме необходимо производить расчеты, обосновывающие оптимальную величину объемов производства, которая обеспечивает получение максимальной прибыли либо обеспечение безубыточной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, нельзя не обратить внимание на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Потому что именно через цены осуществляется связь производства и потребления, спроса и предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменения объема производства, или по средствам изменения цены (одновременно бывает и то и другое). С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) или покупателей, участвующих в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения. Основным признаком, положенным в основу классификации рынков, является степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену. В зависимости от этого выделяют рынки совершенной конкуренции, рынок с чистой монополией, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции и монопсонию. Для каждого из типов рынка предприятия применяют определенную ценовую политику. Во всех случаях экономический результат от производства продукции должен приносить предприятию прибыль. Исключение составляет ситуация минимизации убытков предприятием в краткосрочном периоде. При этом объем производства должен быть оптимальным и определяться путем сопоставления издержек на производство и экономическим результатом (величиной валового дохода), полученным в результате деятельности предприятия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |