Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) или покупателей, участвующих в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения. В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур.

Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция. В общем случае конкуренция между производителями – это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объема продаж товаров на рынке. Аналогично можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке.

Конкуренция бывает 2-х видов: совершенная конкуренция, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара и, если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Несовершенная конкуренция в свою очередь подразделяется на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию.

Кратко охарактеризуем эти модели конкуренции.

Чистая монополия – это рынок где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги, заменителей которым не существует. Проникновение на рынок других фирм заблокировано и осуществляется полный контроль над ценами.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированный продукт, т.е. такой, качественные характеристики которого отличаются от аналогичного продукта других фирм. При этом доступ на рынок не ограничен, а контроль за ценами ограничен.

Олигополия (олигополистическая конкуренция) отличается небольшим числом продавцов и эта немногочисленность означает, что решение об определении цен и объема продаж является взаимозависимым, т.е. каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (сталь, алюминий) или дифференцированы (автомобили, компьютеры). Как правило, вступление в олигополию – дело очень сложное.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нём имеется только один покупатель. Монопольная власть ведёт к тому, что он является создателем цены. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Также монопсония присутствует в том случае, когда товар является уникальным и по различным причинам не может быть продан другому покупателю (деньги, лотерейные билеты, банковские пластиковые карты и т.д.

Совершенная (чистая) конкуренция. В условиях чистой конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок или покинуть его, здесь почти нет контроля над ценами.

Существование совершенной конкуренции определяется следующими предпосылками:

1. Большое количество мелких продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество предлагаемого товара.

2. Каждый продавец производит однородную продукцию, которая ничем не отличается от продукции других продавцов.

3. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, так как в условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько малую часть от общего объема производства, что снижение или увеличение ее выпуска не будет оказывать существенного влияния на общее предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

4. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасли нового производителя и свободного выхода из отрасли, т.е. нет никаких препятствий – законодательных, технологических, финансовых и т.д. [3, с.32].

Проведем анализ ценовой политики фирмы в условиях совершенной конкуренции Для этого необходимо дать определение следующим терминам:

- общий продукт (TR) – общее количество произведённого продукта, которое изменяется по мере увеличения использования переменного фактора;

- предельный продукт (MR) – это количество дополнительного продукта, полученного при использовании дополнительной единицы переменного ресурса;

- предельными издержками (MC) называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции. Их можно определять изменением суммы издержек, которые явились результатом производства этой единицы;

- постоянные издержки (TFC), - издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата, страховые расходы (взносы) и т. д. Они должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит;

- переменные издержки (TVC), - это издержки, величина которых меняется в зависимости от объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, большая часть трудовых ресурсов и т. д.;

- общие издержки (ТС) – это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. При нулевом объеме производства общая сумма издержек будет равна сумме только постоянных издержек;

- средние общие издержки (ATC) можно рассчитать либо путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции, либо, проще, путем сложения средних постоянных издержек и средних переменных издержек;

- средние переменные издержки (AVC) определяются путём деления всех переменных издержек на количество произведённой продукции;

- средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления всех постоянных издержек на количество производимой продукции [3, с.17].

На основании заданных количества товара (Q), постоянных издержек (TFC) и переменных издержек (TVC) произведем расчет общих издержек (TC), предельных издержек (MC), средних издержек (ATC), средних переменных издержек (AVC) и средних постоянных издержек (AFC). Полученные данные занесем в табл.1.

Далее проведем анализ изменения различных видов издержек в зависимости от объемов производства. Как видно из табл.1., рост объемов производства во всех случаях вызывает рост общего объема издержек (ТС).

Величина предельных издержек (МC) также снижается с ростом объемов производства. При объеме производства, равном 34 801,65 тыс.пар величина предельных издержек принимает минимальное значение и равна 1 093 руб. При дальнейшем росте объемов производства отмечается рост предельных издержек.

Величина средних издержек (ATC) также снижается с ростом объемов производства. При объеме производства, равном 42 535,35 тыс.пар величина средних издержек принимает минимальное значение и равна 3 359 руб. При дальнейшем росте объемов производства отмечается рост средних издержек.


Таблица 1.

Величина издержек предприятия в зависимости от объемов производства

Кол-во продукции Q Постоянные издержки TFC Переменные издержки TVC Общие издержки TC Предельные издержки MC Средние издержки ATC Средние переменные издержки AVC Средние постоянные издержки AFC
7733,70 47 562 260 24 309 600

71 871 860

9 293

9 293

3 143

6 150

11600,55 47 562 260 34 878 990

82 441 250

2 733

7 107

3 007

4 100

15467,40 47 562 260 44 391 440

91 953 700

2 460

5 945

2 870

3 075

19334,25 47 562 260 52 846 950

100 409 210

2 187

5 193

2 733

2 460

23201,10 47 562 260 60 245 520

107 807 780

1 913

4 647

2 597

2 050

27067,95 47 562 260 66 587 160

114 149 420

1 640

4 217

2 460

1 757

30934,80 47 562 260 71 871 850

119 434 110

1 367

3 861

2 323

1 538

34801,65 47 562 260 76 099 610

123 661 870

1 093

3 553

2 187

1 367

38668,50 47 562 260 82 864 020

130 426 280

1 749

3 373

2 143

1 230

42535,35 47 562 260 95 293 620

142 855 880

3 214

3 359

2 240

1 118

46402,20 47 562 260 109 154 500

156 716 760

3 585

3 377

2 352

1 025

50269,05 47 562 260 124 700 800

172 263 060

4 020

3 427

2 481

946

54135,90 47 562 260 142 228 600

189 790 860

4 533

3 506

2 627

879

58002,75 47 562 260 162 085 200

209 647 460

5 135

3 614

2 794

820

61869,60 47 562 260 184 678 900

232 241 160

5 843

3 754

2 985

769

65736,45 47 562 260 210 492 000

258 054 260

6 675

3 926

3 202

724

69603,30 47 562 260 240 096 000

287 658 260

7 656

4 133

3 449

683

73470,15 47 562 260 274 170 200

321 732 460

8 812

4 379

3 732

647

77337,00 47 562 260 313 524 800

361 087 060

10 177

4 669

4 054

615

81203,85 47 562 260 359 128 400

406 690 660

11 793

5 008

4 423

586

 

Динамика средних переменных издержек (AVC) аналогична. Минимальная величина средних переменных издержек соответствует объему производства, равному 38 668,50 тыс.пар и при дальнейшем увеличении объемов производства величина AVC возрастает.

Средние постоянные издержки (AFC) при увеличении объемов производства снижаются, так как снижается удельный вес постоянных издержек в общем объеме средних издержек АТС, приходящихся на единицу продукции.

Значение величины предельного продукта, равного стоимости товара условно примем равным 4020 руб. В этом случае динамика средних издержек (ATC), средних переменных издержек (AVC), средних постоянных издержек (AFC), предельных издержек (MC) и предельного продукта (MR) представлена на рис.3.

 

Рис.3. Динамика средних издержек, средних переменных издержек, средних постоянных издержек и предельного продукта.

 

Фирма будет максимизировать прибыль, производя в той точке, где предельный доход MR будет равен предельным издержкам MC. В рассматриваемом нами случае прибыль будет максимальной при объеме производства, равному 50 269,05 тыс.пар.

Теперь рассмотрим ситуацию минимизации убытков. Для этого произведем расчет величины общего продукта (TR) путем умножения цены единицы товара на объем производства и величины прибыли Пр путем вычитания величины общих издержек (ТС) из общего продукта (TR). Полученные данные занесем в табл.2.

Как видно из табл.2., при объеме производства, равном 7733,7 тыс.пар общие издержки величина убытков составляет 40 782 386 руб. При росте объемов производства величина убытков снижается и в промежутке между 27 067,95 и 30 934,80 убытки становятся равны и при дальнейшем росте объемов производства предприятие начинает получать прибыль. Максимальный общий объем прибыли предприятие получает при объеме производства, равном 46 402,20 тыс.пар. Затем величина прибыли начинает снижаться, так как темп роста издержек выше, чем темп роста общего продукта. При увеличении объемов производства свыше 65 736,45 тыс.пар. величина прибыли становится равна нулю и при дальнейшем росте предприятие терпит убытки.

 

Таблица 2.

Величина прибыли в зависимости от объемов производства

Количество продукции Q Общие издержки TC Общий продукт TR Прибыль Пр
7 733,70

71 871 860

31 089 474 -40 782 386
11 600,55

82 441 250

46 634 211 -35 807 039
15 467,40

91 953 700

62 178 948 -29 774 752
19 334,25

100 409 210

77 723 685 -22 685 525
23 201,10

107 807 780

93 268 422 -14 539 358
27 067,95

114 149 420

108 813 159 -5 336 261
30 934,80

119 434 110

124 357 896 4 923 786
34 801,65

123 661 870

139 902 633 16 240 763
38 668,50

130 426 280

155 447 370 25 021 090
42 535,35

142 855 880

170 992 107 28 136 227
46 402,20

156 716 760

186 536 844 29 820 084
50 269,05

172 263 060

202 081 581 29 818 521
54 135,90

189 790 860

217 626 318 27 835 458
58 002,75

209 647 460

233 171 055 23 523 595
61 869,60

232 241 160

248 715 792 16 474 632
65 736,45

258 054 260

264 260 529 6 206 269
69 603,30

287 658 260

279 805 266 -7 852 994
73 470,15

321 732 460

295 350 003 -26 382 457
77 337,00

361 087 060

310 894 740 -50 192 320
81 203,85

406 690 660

326 439 477 -80 251 183

 

В заключение вопроса следует сказать, что при принятии решения об объемах производства фирме необходимо производить расчеты, обосновывающие оптимальную величину объемов производства, которая обеспечивает получение максимальной прибыли либо обеспечение безубыточной работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, нельзя не обратить внимание на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Потому что именно через цены осуществляется связь производства и потребления, спроса и предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменения объема производства, или по средствам изменения цены (одновременно бывает и то и другое).

С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) или покупателей, участвующих в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения. Основным признаком, положенным в основу классификации рынков, является степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную цену. В зависимости от этого выделяют рынки совершенной конкуренции, рынок с чистой монополией, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции и монопсонию.

Для каждого из типов рынка предприятия применяют определенную ценовую политику.

Во всех случаях экономический результат от производства продукции должен приносить предприятию прибыль. Исключение составляет ситуация минимизации убытков предприятием в краткосрочном периоде. При этом объем производства должен быть оптимальным и определяться путем сопоставления издержек на производство и экономическим результатом (величиной валового дохода), полученным в результате деятельности предприятия.

 




2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Моделирование ценовой политики фирм в условиях различных типов рыночных структур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)