Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сегодня на территории Российской Федерации расположено 62 воспитательные колонии: 58 для мальчиков, 3 для девочек и одна смешанного типа. В каждой колонии содержатся от 200 до 400 воспитанников.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних - закрытые учреждения, в которых отдельно от взрослых отбывают наказание за совершённое преступное деяние несовершеннолетние правонарушители в виде лишения свободы по приговору суда с 14 до 18 лет. Сегодня в детские колонии попадают в основном подростки, которые уже крепко «повязаны» с взрослым преступным миром, работать с таким контингентом трудно. Считается, что с подростками труднее, чем с взрослыми заключенными, потому что они непредсказуемы, в любой момент способны на какой-либо проступок, поэтому предупредить его заранее практически невозможно. Трудно не только с детьми, но и с их родителями. Каждому шестому обитателю колонии не пишут и к ним не приезжают родители. А те, что приезжают, редко интересуются у воспитателей, как ведет себя их сын или дочь, о чем переживает. Недостаток средств на содержание заключенных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, стало общим вопросом везде и всегда, где заходит речь о проблемах российской пенитенциарной системы. (По существующим нормам на питание одного заключенного в день должно выделяться 34 руб.).

В задачи ВК входит: обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; организация работы по исправлению и перевоспитанию лиц, содержащихся в колонии; предупреждение и пресечение совершения новых преступлений воспитанниками. Первоочередной задачей воспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника, его реабилитации и адаптации. Воспитательная колония для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

В то же время практика показывает, что подростки, вышедшие из колонии по окончанию срока, не становятся на путь исправления, а часто совершают новые преступления, ведут устойчивый антиобщественный образ жизни. Одной из причин этого является традиционно сложившаяся авторитарная административно-командная система взаимоотношений персонала ВК и воспитанников, воспитательная система и множество других факторов. Воспитатели колонии, согласно существующему законодательству и внутренним положениям ВК, являются одновременно педагогами и должностными лицами МВД и соответственно обязаны действовать согласно этим законодательным требованиям при взаимодействии с несовершеннолетними. В этом кроется противоречие, которое проявляется в том, что один человек выполняет столь противоположные по своей сути функции: исполнителя норм уголовно- исполнительного права и педагога-воспитателя. Практика показывает, что воспитатели в большей мере заняты работой по выполнению нормативных актов в отношениях "воспитатель-воспитанник", "воспитанник-воспитанник", а педагогическая деятельность гуманистической направленности остаётся не реализованной. Это приводит к подавленному состоянию подростков в колонии, формированию у них ценностей взрослой уголовной среды, формированию циничного отношения к общепринятым нравственным ценностям. Авторитарный стиль взаимоотношений воспитателей и воспитанников с педагогической точки зрения неадекватен гуманистическому характеру отношений, зачастую приводит к унижению личности воспитанника и формирует у него негативное отношение к воспитателям и к самой системе исполнения наказания, толкает его на новое преступление, либо заставляет замыкаться в себе, формируя психическую деформацию. Изменение отношений в ВК в сторону гуманистической направленности позволяет реализовать педагогический потенциал положительного воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступление. Для этого есть определенные условия: изолированность подростков от преступной среды, возрастные особенности несовершеннолетних, нахождение рядом педагога и т. д.. Эффективное исполнение функций по воспитанию и перевоспитанию несовершеннолетних осуждённых воспитателями в колонии должно осуществляется при реализации субъектных отношений с воспитанниками основанных не на авторитарной основе, а на гуманистических традициях, осуществляемых на основе диалогического взаимодействия. Но пока принцип гуманистической направленности не находит своего применения в колониях и отношения между педагогами и подростками носит негативный характер.

Взаимоотношения педагога и воспитанников в ситуации принудительной изоляции последних от общества строятся по преимуществу на основе жесткой, официально утвержденной, имеющий статус закона регламентации прав и обязанностей всех участников взаимодействия и общения. В подобных обстоятельствах властное давление воспитателя на своих подопечных, по сути дела, изначально предусматривается в качестве одного из важнейших способов педагогического воздействия, а возможность его осуществления обеспечивается достаточно четко прописанным сводом режимных требований и богатым выбором жестких санкций за их невыполнение. При этом, как показывает практика перевоспитания подростков-правонарушителей, чаще всего воспитателям приходится работать в условиях реально сложившегося противостояния с основной массой воспитанников, в той или иной мере ориентированных на нормы и ценности своеобразной молодежной криминальной субкультуры. В связи с этим коррекционная по своему характеру - как индивидуально направленная, так и групповая - деятельность педагогов предполагает решение целого комплекса задач (в том числе - разобщение и разрушение сформировавшихся криминальных группировок), предусматривающих прямое властное воздействие на воспитанников, в конечном счете, принуждающее последних действовать именно так, как требуется, и никак иначе.

Ни в коей мере не умаляя значения таких жестких принудительных мер педагогического воздействия в столь экстремальной воспитательной ситуации, которая характеризует содержание подростка под стражей, нельзя не заметить, что «перекос» в сторону репрессивных форм общения с воспитанниками в ущерб попыткам наладить реальное педагогическое взаимодействие неизбежно приводит не просто к подчеркнутому дистанцированию воспитателей и подростков, а к возникновению непреодолимых барьеров на пути взаимопонимания и взаимопринятия педагогов и их подопечных.

В глазах несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях принудительной изоляции, воспитатели обладают, по существу, неограниченными властными полномочиями, оттененными еще и по понятным причинам определенной ущемленностью прав подростков. Казалось бы, столь широкие возможности, которые предоставляются в описываемой ситуации педагогу в плане его влияния на все сферы жизнедеятельности и отдельных воспитанников, и целых их групп, априори гарантируют ему высокий референтометрический статус.

В определенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать как синоним «власти», а авторитетным считать каждого воспитателя, который легко добивается подчинения воспитанников и любое мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но, как показывает реальная педагогическая практика, сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Оно может быть лишь внешним, показным.

Воспитанник, действия которого как будто бы полностью отвечают предъявляемым требованиям, в ситуации ослабленного контроля может в корне менять свое поведение.

Говоря об авторитете воспитателя, не следует забывать специфику того контингента, с которым приходится иметь дело сотрудникам колонии, необходимо учитывать и то, что размышления об авторитете роли воспитателя в глазах вновь прибывшего в спецучреждение подростка могут вестись в большинстве случаев, к сожалению, лишь в теоретическом ключе. Авторитет этой роли, как правило, если и не разрушен до основания еще до того, как было совершено правонарушение, то уж во всяком случае, заметно пошатнулся.

В конечном счете, как раз здесь и следует искать основные принципы отклонений в поведении. Во многом именно ошибки педагогов-предшественников и приводят к тому, что воспитатель режимного закрытого учреждения, как правило, оказывается в ситуации, когда его роль наставника не только не помогает ему, но и в прямом смысле слова препятствует установлению контакта с воспитанниками, мешает найти с ними общий язык, добиться доверия, завоевать в их глазах право помогать.

Что касается эмоционального «знака» взаимоотношений воспитателя и воспитанников закрытых исправительных учреждений, то он в решающей степени определяется экстремальностью условий, в которых строятся их взаимодействие и общение. Острота ситуации, явное неравноправие сторон, противостояние ролевых позиций, жесткая регламентация общения, официальная предписанность его формы и содержания, невозможность избежать постоянного непосредственного контакта, качественные возрастные различия, принадлежность к принципиально не совпадающим социальным слоям - вся совокупность этих обстоятельств, конечно же, препятствует возникновению позитивно окрашенных эмоциональных взаимоотношений педагогов этих закрытых заведений и подростков, содержащихся под стражей.

Более того, неписаный свод правил и норм, который в качестве безоговорочно исполняемого закона господствует в криминальной среде, предусматривает жесткое ограничение общения колонистов с работниками спецучреждения лишь вынужденными контактами, которых попросту невозможно избежать в силу специфики самого режимного распорядка. Отношение к воспитателям, отражающее стремление подростков-правонарушителей быть от них максимально независимыми, отгородиться от их влияния, обособиться, зафиксировано, в частности, и в жаргоне, содержащем достаточно объемный список унизительных кличек и прозвищ, подчеркивающих остроту противостояния в глазах подростков «приличного общества» правонарушителей и работников спецучреждений. Не случайно и то, что «доносительство» в среде малолетних преступников считается грехом, не подлежащим искуплению.

Сама по себе уникальная социальная ситуация развития подростка, оказавшегося в силу тех или иных обстоятельств в заключении, неизбежно превращает педагога закрытого учреждения в «значимого другого» для несовершеннолетнего правонарушителя. Особенности этой значимости графически отображены и построены в трехмерном пространстве (рис.2) - модель «идеальной» представленности личности воспитателя в сознании воспитанников колонии.


                                          Х (В+, Р+, А-)  

                                                                                    P-       

                                                      B+ 

 


           Y (В+, Р -, А-)

                               А-                                                                                                                                        А+

 

 

                                                     Р+

 

                                                                        B-

Рис. 2. Воспитатель как «значимый другой» для несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоляции.

 

В колониях, нередко, если не, как правило, складывается жесткое противостояние подростков и воспитателей. При этом сам режимный распорядок и правила содержания несовершеннолетних правонарушителей предусматривают наличие у педагогического состава таких закрытых учреждений широких властных полномочий, не только дают право, но и вменяют в прямую обязанность воспитателей применять к воспитанникам жесткие принудительные санкции, действуя с позиции ролевого превосходства.

Очевидно, что в этом плане властные преимущества положения воспитателя не вызывают сомнения и не могут не осознаваться всеми без исключения воспитанниками (В+). Реальность и острота указанного противостояния педагогов и «общества колонистов» находит отражение и в явно негативном эмоциональном настрое, который характеризует отношение подавляющего большинства подростком к подавляющему большинству воспитателей (А-). При этом основная часть несовершеннолетних правонарушителей (несмотря на внутреннее несогласие с предъявляемыми дисциплинарными требованиями), стремясь по возможности избежать наказания и в качестве первостепенной решая личностно значимую предметную задачу «как можно скорее выйти на свободу», вынуждена рассматривать мнение, указания, точку зрения воспитателя как значимые ориентиры, с которыми постоянно сверяет свои поступки, исходя из которых корректирует свою активность, вырабатывает тактику поведения (Р+). Таким образом, точка «Х» (В+, Р+, А-) на рис.2 отражает наиболее распространенный взгляд несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях принудительной изоляции, на воспитателя как на «значимого другого».

Что касается точки «Y» +, Р-, А-), то ее координаты в локальном пространстве, образованном осями В+ В- , Р+ Р-, А+ А-, отвечают ключевым, наиболее содержательным в психологическом плане чертам образа воспитателя в сознании, как правило, достаточно немногочисленной в режимных спецучреждениях категории подростков - представителей так называемой «отрицаловки». Имеется в виду случай, когда высокая значимость педагога для несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоляции обеспечивает воспитателю отчетливо выраженную антиреферентность в глазах определенной части воспитанников. По сути дела, для представителя «отрицаловки», сознательно идущего на многочисленные и при этом принципиальные нарушения режима (в связи с первостепенной важностью для него соответствия своего образа нормам и ценностям «другой жизни»), мнение и позиция воспитателя изначально являются той точкой отсчета, которая толкает подростка на активность, что называется, «от противного» (Р-).

Анализ взаимоотношений воспитанников и педагога режимных спецучреждений для несовершеннолетних правонарушителей показывает, что при условии развитой структуры подростковых сообществ и ярко выраженной ориентации педагога на тактику властного давления эти взаимоотношения складываются по определенному, достаточно жесткому сценарию, изначально задающему острое противостояние воспитанников и воспитателя, их взаимное эмоциональное неприятие и преимущественное «видение» друг друга через призму ролевой принадлежности. (5, стр. 183-190).


Заключение

 

Значение деятельности Макаренко в педагогике необычайно велико, но, пожалуй, самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов. Таким образом, колонист превращался из обычного потребителя материальных благ, в созидающую, сознательную личность, которая была всесторонне развитой благодаря хорошему образованию. Он делал ошибки, извлекал из них уроки, наблюдал за теми изменениями, которые происходили в колонии день ото дня. Это сложно – видеть в подростках-зверёнышах людей, любить их и верить в то, что они не потеряны для общества. Несмотря ни на что, Макаренко ни на минуту не терял доверия, понимания и деликатности по отношению к колонистам. Конечно, в его практике были безнадежные случаи, но они были единичными. Антон Семенович работал над каждым из беспризорников до последнего, очень редкий воспитанник изгонялся из колонии. Но, в любом случае, опыт общения с Макаренко заставлял их по-иному взглянуть на мир и переосмыслить тот небольшой промежуток времени, который им довелось прожить. Он сумел показать малолетним правонарушителям безграничность и красоту мира, в котором есть место добру, дружбе и счастью, а не только борьбе за выживание, несправедливости и нужде.

А что же происходит в современном мире?! Дети убегают из детских домов, приютов, интернатов. Все чаще СМИ освещают, как воспитатели жестоко обращаются с детьми и подростками, издеваются над ними, заставляют вступать в сексуальные связи. И это все происходит в учреждениях, находящихся под контролем государства и социальной защиты населения. Очень часто дети остаются без должного внимания и то, что заложено в них природой, находит свое применение в криминальной среде или вообще не находит. Детские воспитательные колонии - учреждения закрытого типа. Не смотря на то, что колонии называются воспитательными, воспитание в основном заключается в поддержании порядка и режима, в исполнении наказания. Работники колонии считают, что исправить тех, кто однажды попал в колонию, практически нереально, даже если это подростки. Да. Они преступники, среди которых есть те, кто убивал, насиловал, грабил, избивал жестоко и беспощадно, но вместе с тем это еще дети, на воле у них, как и у взрослых, порой нет ни работы, ни дома, ни семьи и общество виновато в том, что они оступились.

Система воспитания, созданная Макаренко, носит универсальный характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Но заслуга Антона Семеновича, прежде всего в том, что он разработал научные основы перевоспитания, опираясь на которые можно сознательно и успешно вести перевоспитание «трудных» и криминализированных детей. И пока детские дома, интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося положения я вижу в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.

 


Список литературы

 

1. «Педагогические сочинения» А. С. Макаренко, 1,5 том Москва «Педагогика» 1983 год.

2. «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Москва. Издательство «Правда». 1987 год.

3. «А. С. Макаренко. Биография» Т. Г. Кроль. Санкт-Петербург. Издательство «Просвещение». 1964 год.

4. «История педагогики» Константинов Н. А.. Москва. Издательство «Просвещение». 1982 год.

5. «Социальная психология закрытых образовательных учреждений» М. Ю. Кондратьев. Санкт-Петербург. Издательство «Питер». 2007 год.

6. «Педагогика» И. П. Подласый. 2-й том. Москва. Издательство «ВЛАДОС». 2004 год.

 


Приложения

А.С. Макаренко

     
 

 

 


 


 

     
 

 


 

 



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)